Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация» (9 класс)
Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс
Задачи этапа | Планируемые результаты | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Технология, метод обучения | Контроль | Время | |||||||
Организационный момент. | |||||||||||||
Настроить на общение | Включиться в общение. | 1 | |||||||||||
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели урока | |||||||||||||
Установка на вхождение в учебную деятельность | Формулировать учебную задачу | Вступительное слово. Мотивация. Мы научились разным видам чтения. Напомните, каким? (просмотровое, ознакомительное и изучающее) Научились находить главную и второстепенную информацию. Давайте проверим, так ли это. Вот небольшой текст (выводится на экран) 1. Основной источник загрязнения атмосферного слоя планеты Земля – выброс отравляющих веществ. 2. Их губительное воздействие на окружающую среду происходит из-за химических изменений в самой атмосфере в результате синтетического взаимодействия с другими компонентами. 3. Плачевным последствием становится отрицательное влияние на человека, представителей растительного и животного мира, водоемы и климат. Вы правильно указали главную и второстепенную информацию. Но, кроме главной и второстепенной информации, бывают и другие виды информации. Например, явная и срытая, достаточная и избыточная, истинная и ложная. | Активизация знаний. Включение в работу. Выполнение задания по определению темы занятия. Читают текст № 1. Выбирают ключевые слова, определяют тему. Кратко пересказывают: «Отравляющие вещества отрицательно воздействуют на атмосферу Земли, вызывая в ней химические изменения. Все это сказывается на состоянии климата, водных ресурсов, природы и жизнедеятельности человека». | Технология смыслового чтения, проблемный метод | самоконтроль, внешний | 5 | |||||||
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий | |||||||||||||
Подготовка учащихся к усвоению нового знания | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; | Постановка цели урока. Как вы думаете, какие виды информации содержатся в тексте №2 Текст № 2. Брайан Ньюэлл Чего хочет дьявол (выдвижение гипотез, формирование ожиданий по поводу названия рассказа) Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы. — Слушай, чего он от тебя хотел? — Мою душу. А от тебя? — Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить. — Хочешь, пойдём поедим? -Хочу, но у меня теперь совсем нет денег. — Ничего страшного. У меня полно. | Определяют задачи занятия. Чтение текста № 2 выразительно одним учеником. Выделение ключевых слов карандашом. | ТРКМ, проблемный метод | внешний | 10 | |||||||
Смена деятельности | Удерживать поставленную задачу | Попробуйте закрыть глаза и нарисовать мысленно портреты двух мальчиков. 1.Как они выглядят. 2. Отличается ли один мальчик от другого? (один расстался с монеткой , а второй?...) 3. Как бы вы поступили на месте героев? 4.Какая информация является скрытой? А какая явной? 5. Что такое скрытая информация? Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл. | Отвечают на вопросы. Придумывают свои, например, «Откуда у мальчика появились деньги?», «Если тот, у которого полно денег, не жадничает и хочет угостить товарища, значит, с ним не так уж всё плохо? И душа на месте?» | 6 | |||||||||
Самостоятельное выполнение учащимися заданий | |||||||||||||
Выявление места и причины затруднения; определение способов действий, которые вызывают затруднения | Читать текст с детальным пониманием; извлекать, анализировать и сравнивать информацию из текстов | Прочитайте текст и найдите в нем явную скрытую информацию Чтение текста № 3. Джей Рип Судьба Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить все как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орел – и мы поженимся, решка – и мы расстанемся навсегда. Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орел. Мы уставились на нее с недоумением. Затем, в один голос, мы сказали: “Может, еще разок?” - Итак, находим явную и скрытую информацию. (Явная информация: молодые люди путём жребия хотят выяснить дальнейшее развитие своих отношений: жениться или не жениться. Скрытая информация: каждый уже решил про себя, что пора расстаться, но не может это озвучить) | Читают текст самостоятельно. Записывают вопросы для определения явной и скрытой информации, например, «Каков прогноз дальнейшего развития отношений пары?» Дают ответы на вопросы. | ТРКМ, поисковый метод | самоконтроль | 15 | |||||||
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | |||||||||||||
Выявление границ применимости нового знания | Уметь высказываться по теме по образцу; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; | Третий глаз – это что-то, что дает нам возможности для понимания за гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в написанном видимом тексте. Как- то Марина Цветаева сказала: «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…» Сделайте обобщение изученного на уроке материала, опираясь на цитату М.Цветаевой. | Составляют свой ответ на основе цитаты М.Цветаевой. | (стад Технология смыслового чтения; частично-поисковый метод | самоконтроль; взаимоконтроль; внешний контроль | 9 | |||||||
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | |||||||||||||
Подведение итогов урока | Самооценка на основе критериев успешности | Чем для вас были интересны тексты. Что нового вы узнали на уроке. Д.з.: Напишите небольшое сочинение – рассуждение «Тайное становится явным для избранных» | Участвуют в обсуждении сформированных умений. | Аналитический метод ТРКМ (Стадия рефлексии: | самоанализ | 1 |