Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 11 November 2020

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс


Задачи этапа

Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Технология, метод обучения

Контроль

Время

Организационный момент.

Настроить на общение

Включиться в общение.





1

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели урока

Установка на вхождение в учебную деятельность

Формулировать учебную задачу

Вступительное слово. Мотивация.

Мы научились разным видам чтения.

Напомните, каким? (просмотровое, ознакомительное и изучающее)

Научились находить главную и второстепенную информацию.

Давайте проверим, так ли это. Вот небольшой текст (выводится на экран)

1. Основной источник загрязнения атмосферного слоя планеты Земля – выброс отравляющих веществ. 2. Их губительное воздействие на окружающую среду происходит из-за химических изменений в самой атмосфере в результате синтетического взаимодействия с другими компонентами. 3. Плачевным последствием становится отрицательное влияние на человека, представителей растительного и животного мира, водоемы и климат.

Вы правильно указали главную и второстепенную информацию.

Но, кроме главной и второстепенной информации, бывают и другие виды информации. Например, явная и срытая, достаточная и избыточная, истинная и ложная.


Активизация знаний.

Включение в работу.

Выполнение задания по определению темы занятия.

Читают текст № 1.

Выбирают ключевые слова, определяют тему. Кратко пересказывают: «Отравляющие вещества отрицательно воздействуют на атмосферу Земли, вызывая в ней химические изменения. Все это сказывается на состоянии климата, водных ресурсов, природы и жизнедеятельности человека».

Технология смыслового чтения, проблемный метод

самоконтроль, внешний

5

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Подготовка учащихся к усвоению нового знания

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

Постановка цели урока.

Как вы думаете, какие виды информации содержатся в тексте №2

Текст № 2.

Брайан Ньюэлл

Чего хочет дьявол (выдвижение гипотез, формирование ожиданий по поводу названия рассказа)

Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы.

Слушай, чего он от тебя хотел?

Мою душу. А от тебя?

Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.

Хочешь, пойдём поедим?

-Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.

Ничего страшного. У меня полно.

Определяют задачи занятия.

Чтение текста № 2 выразительно одним учеником. Выделение ключевых слов карандашом.


ТРКМ,

проблемный метод

внешний

10

Смена деятельности

Удерживать поставленную задачу

Попробуйте закрыть глаза и нарисовать мысленно портреты двух мальчиков.

1.Как они выглядят. 2. Отличается ли один мальчик от другого? (один расстался с монеткой , а второй?...)

3. Как бы вы поступили на месте героев?

4.Какая информация является скрытой? А какая явной?

5. Что такое скрытая информация?

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Отвечают на вопросы.

Придумывают свои, например, «Откуда у мальчика появились деньги?», «Если тот, у которого полно денег, не жадничает и хочет угостить товарища, значит, с ним не так уж всё плохо? И душа на месте?»



6

Самостоятельное выполнение учащимися заданий

Выявление места и причины затруднения; определение способов действий, которые вызывают затруднения

Читать текст с детальным пониманием; извлекать, анализировать и сравнивать информацию из текстов

Прочитайте текст и найдите в нем явную скрытую информацию

Чтение текста № 3.

Джей Рип

Судьба

Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить все как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орел – и мы поженимся, решка – и мы расстанемся навсегда.

Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орел.

Мы уставились на нее с недоумением.

Затем, в один голос, мы сказали: “Может, еще разок?”

- Итак, находим явную и скрытую информацию. (Явная информация: молодые люди путём жребия хотят выяснить дальнейшее развитие своих отношений: жениться или не жениться. Скрытая информация: каждый уже решил про себя, что пора расстаться, но не может это озвучить)

Читают текст самостоятельно. Записывают вопросы для определения явной и скрытой информации, например, «Каков прогноз дальнейшего развития отношений пары?» Дают ответы на вопросы.

ТРКМ,

поисковый метод

самоконтроль

15

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

Выявление границ применимости нового знания

Уметь высказываться по теме по образцу; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Третий глаз – это что-то, что дает нам возможности для понимания за

гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в

написанном видимом тексте.

Как- то Марина Цветаева сказала: «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…»

Сделайте обобщение изученного на уроке материала, опираясь на цитату М.Цветаевой.

Составляют свой ответ на основе цитаты М.Цветаевой.







(стад Технология смыслового чтения;

частично-поисковый метод

самоконтроль;

взаимоконтроль;

внешний контроль

9

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока

Самооценка на основе критериев успешности

Чем для вас были интересны тексты. Что нового вы узнали на уроке.

Д.з.: Напишите небольшое сочинение – рассуждение «Тайное становится явным для избранных»

Участвуют в обсуждении сформированных умений.

Аналитический метод

ТРКМ (Стадия рефлексии:

самоанализ

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации