Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Весёлая экономика» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
«Весёлая экономика»
1 класс
Тема: «Ресурсы»
Учитель: Соловьева Татьяна Витальевна
Форма - комбинированная
Тема «Ресурсы»
Цель: формирование у обучающихся представления о видах ресурсов и необходимости их рационального (экономного) использования в экономической деятельности.
Задачи:
Выяснить, что такое ресурсы
Рассмотреть необходимость использования различных видов ресурсов в повседневной жизни людей
Побудить ребят к деловому общению, творческому отношению к делу.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать новый экономический термин, приводить примеры различных ресурсов.
Метапредметные: формировать способность извлекать информацию из различных источников, овладевать умением понимать и раскрывать смысл суждений; устанавливать связи между экономическими явлениями.
Личностные: формирование субъектной позиции обучающихся, умения оценивать и приводить аргументы собственной точки зрения.
Межпредметные связи
Естествознание: развитие представлений детей о ресурсах и для чего они необходимы.
Трудовое обучение: изготовление поделок из ресурсов, проследить производственную цепочку.
Изобразительная деятельность: дети делают рисунки, показывающие способы использования всевозможных ресурсов.
Обучение грамоте: обогащение словарного запаса, развитие речи.
Математика: развитие представлений о множествах, решение задач с экономическим содержанием.
Словарь: ресурсы, экономическая деятельность.
Ресурсы: кроссворд, дидактический материал: карточки с изображением ресурсов; бумага, ножницы, альбомные листы, цветные карандаши.
Оборудование: куклы – Емеля и бабушка; экран, ноутбук, проектор.
Этапы урока (время) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Организационный момент (1 мин.) | Приветствие. Создание благоприятной атмосферы урока. - Сегодня мы с вами побываем не в классной комнате, а в творческой лаборатории, где создают необычные изделия. И вы эти изделия будете сами производить. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к занятию. | Положительное отношение к уроку и познавательной деятельности. Осознают познавательную задачу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Мотивация (3 мин.) | - Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, необходимо разгадать кроссворд (сетка кроссворда изображена на доске). Если верно вписать слова по горизонтали (слева-направо), то по вертикали (сверху вниз) можно прочесть слово, обозначающее тему занятия. - Есть правила составления кроссвордов, согласно которым слова вписываются в строго определённой форме.Давайте вспомним с вами сказку «По щучьему велению»: 1. В чём Емеля принёс воду? (ответ: в вёдрах) 2. На чём лежал ленивый Емеля дни напролет? (ответ: на печи) 3. На чем поехал Емеля в лес? (ответ: на санях) 4. Где Емеля поймал щуку? (ответ: в пруду) 5. Какому предмету Емеля приказал нарубить дров? (ответ: топору) 6. Какую обувь обещали братья привезти Емеле с ярмарки? (ответ: сапоги) 7. К какому виду животных относится щука? (ответ: рыба)
- Какое слово получилось по вертикали? (ресурсы). Это тема нашего занятия. | Отвечают на вопросы, составляют слово – тему занятия. | Активизация мышления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Актуализация знаний (2 мин.) | - Ребята, кто из вас знает, что такое «ресурсы»? Для чего они нужны? | Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения, определяют каких знаний не хватает | Обобщение, построение монолога. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап. Целеполагание и планирование (1 мин.) | - Ребята, а вы хотели бы узнать, какие ресурсы используются при производстве различных предметов, вещей? - Сегодня мы познакомимся с понятием «ресурсы», рассмотрим необходимость использования различных ресурсов в жизни людей. - Давайте мы на занятии поучаствуем в создании необычного изделия. | Отвечают на вопросы, обсуждают план занятия. | Умение ставить перед собой цели, выражать точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. «Открытие» нового знания (15 мин.) | - Ребята, как вы думаете, наш первоклассник Емеля знает, что такое ресурсы? Давайте его об этом спросим. (Показывается кукольная реприза беседы бабушки и Емели из тетради творческих заданий для 1 класса, автор И.А.Сасова): - Ну как, Емелюшка, справляются твои одноклассники с экономическими заданиями? – поинтересовалась бабушка. - Прекрасно справляются! Даже контрольную по экономике почти весь класс выполнил «на отлично»! – гордо доложил Емелюшка. – Одно плохо: учительница сказала, что кончились ресурсы заданий. - Ишь ты, - изумилась бабушка, - какое ты заковыристое словечко употребил: «ресурсы». А ты понимаешь значение этого слова? - Да, нам объяснила учительница: ресурсы – французское слово, означающее ценности, запасы, средства, используемые в каком-нибудь деле. - А знаешь ли ты, что ресурсы бывают разные: природные, экономические, трудовые и другие? Например, ты решил прийти на новогодний утренник в костюме Емели из сказки. А теперь подумай, какие ресурсы необходимы, чтобы сделать такой костюм? - Ребята, давайте поможем Емеле выбрать всё необходимое для изготовления маскарадного костюма из сказки «По щучьему велению». (детям выдается раздаточный материал, они выбирают те ресурсы, которые потребуются для изготовления костюма). - Назовите, какие ресурсы вы выбрали (спросить нескольких ребят). - Давайте проведем маленькое соревнование. Ребята делятся на 2 команды и выстраиваются в колонну друг за другом. На парте лежат картинки с различными ресурсами. Каждый игрок команды по-очереди подбегает к парте, выбирает один ресурс, необходимый для изготовления праздничного пирога, и становится в конец колонны. По истечении 2 минут игрового времени подводится подсчет выбранных картинок. Дети выкладывают картинки на доску и считают результат. | Выполняют задания учителя, осуществляют выбор из множества вариантов, оценивают результат соревнования. | Извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания, выполняют учебные действия и контролируют их. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас мы будем изготавливать снежинки. Какие ресурсы нам необходимы для этого? (бумага, ножницы, стол или парта) - Ребята, изготовление снежинки относится к экономической деятельности. Экономическая деятельность – это деятельность людей по переработке ресурсов, созданию экономических благ и их потреблению. Каждому ребенку выдается по 1 листу цветной бумаги и ножницы. Дети вместе с учителем делают новогоднюю снежинку. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (6 мин) | - Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Каша из топора». (после просмотра дети отвечают на вопросы) - Какие ресурсы использовал солдат для приготовления каши? - Является ли топор необходимым ресурсом для приготовления каши? - Сформулируйте определение понятия «ресурсы». - Давайте вернемся к разгаданному кроссворду. Можно ли предметы, загаданные в кроссворде, отнести к ресурсам? (да) - Для закрепления понятия «ресурсы» поиграем в игру «Ищи ошибку». Дети встают в круг. Учитель называет различные ресурсы. Если названный ресурс используется при производстве парт, то дети должны присесть, если нет – то они остаются стоять. Ребенок, совершивший ошибку, выбывает из игры. | Отвечают на вопросы, анализируют информацию, повторяют и закрепляют новые понятия, тренируют навыки использования нового знания. | Активизация мышления, установление связей между новым и ранее изученным материалом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап. Рефлексия и оценивание. (2 мин.) | - Ребята, назовите тему нашего урока. - Что нового вы узнали? - Как вы оцениваете свою работу, все ли у вас получилось? | Оценивают результаты своей деятельности. | Определяют степень успешности работы |