Технологическая карта урока ИЗО «Зима не лето, в шубу одета. Орнаменты народов мира: традиции мастерства» (3 класс)
Класс: 3 Учитель :Дерябина Ольга Юрьевна
УМК: «Перспектива»
Тема: «Зима не лето, в шубу одета. Орнаменты народов мира: традиции мастерства»
Цель: обучения выполнению орнаментов народов мира
Задачи:
1. Формировать умения использовать, различать орнаменты народов мира;
2. Развивать творческие способности;
3. Воспитать интерес к уроку ИЗО.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности;
- приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту;
- проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов;
- понимают и уважают культуру других народов.
Личностные:
- осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций;
- овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метопредметные:
Регулятивные:
- умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
- умеют анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве.
Коммуникативные: умеют участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Оборудование: доска, учебник, альбом, карандаши, фломастеры
План:
1. Орг. Момент. (1 мин)
- Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и умений (3мин)
- Ставят тему урока
- Ставят цель урока
3. Усвоение новых знаний и способов действий (31 мин)
- Беседа об орнаментах народов Севера
- Творческая работа
4. Рефлексия. (10 мин)
- Подводят итоги урока
- Оценивают свою работу
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы и средства работы | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя на урок | - Здравствуйте, ребята! –Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь! – Руки? – На месте! – Ноги? – На месте! – Локти? – У края! – Спина? – Прямая!
Скорей за работу! | Приветствуют учителя. | Беседа | РУУД: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и умений | Активизировать познавательные процессы - внимание, память и пр. Постановка учебной задачи | -Ребята, вспомните на какую тему мы выполняли работы на прошлом уроке? -Сейчас я вам загадаю зимние загадки . 1)Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт- Заплачет она, пропадёт. 2)Змейкой вьются по земле. Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это-зимние… 3)Их треплют, катают, А зимой их таскают. 4) Назовите-ка ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его-всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На полях и на лугах До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. 5)Всякая здесь может птица В зимний холод угоститься. На сучке висит избушка, Называется…
-Какое слово у на получилось? | На тему «Зима» метели валенки декабрь кормушка
| Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | КУУД: умеют участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Усвоение новых знаний и способов действий | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению новых знаний и способов деятельности | -Какие слова ассоциации возникают с этим словом? -Когда вы подбирали слова какой смысл слова «СЕВЕР» вы имели ввиду? Посмотрите на карту нашей страны и скажите, где находится территория, которая называется «СЕВЕР». -Чем отличается север от других территорий нашей страны? -Как вынуждены приспосабливаться люди к таким суровым условиям? Почему народы севера не боятся лютых морозов? -Из чего они шьют одежду? -Посмотрите какую одежду носят ненцы, чукчи, якуты и другие народы населяющие север. -Что придает особую красоту вещам из меха? -Как по другому можно назвать такую вышивку? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и цель. -Вспомним, что такое орнамент. (вывешивается слово «орнамент» на доску) Орнамент (от лат.) ornamentum – украшение. -Скажите какое значение имеет орнамент, для чего им украшали одежду? -С какими видами орнамента мы уже познакомились? (после ответа детей вывешиваю на доску «растительный орнамент» -А какой орнамент на одежде народов Севера? (вывешиваю понятие «геометрический орнамент» на доску.И к тому же этот орнамент расположен преимущественно в полосе. -Кроме того, каждой народности присуща своя цветовая гамма.Какие цвета преобладают в в орнаменте народов Севера? – В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают и сегодня традиционные узоры: • «ветка березы», • «узор-крест», • «крыло чайки», • «лисий локоть», • «с маленькой головкой соболь», • «след соболя», • «оленьи рога», • «щучьи зубы», • «ушки маленького зайца», • «заячьи уши» и др. Примеры некоторых узоров вы можете рассмотреть у себя на столе. -Давайте сравним одежду народов Севера с национальной зимней одеждой хакасов. -Как вы думаете почему на национальной одежде хакасов растительный орнамент, а на одежде народов Севера геометрический?(скудность растительного мира Севера, растительный мир Хакасии намного богаче). – А теперь приступаем к творческой работе. Используя цветные карандаши или фломастеры, создайте свой эскиз украшения , используя мотивы народных мастериц Севера (можно придумать свой орнамент). А затем в парах готовым узором украсьте модель шубы, которая лежит у вас на столе. Не забываем о ТБ при работе с ножницами. | (дети предлагают свои ответы) (край где большую часть года снег, холодно, зона вечной мерзлоты) из меха все они украшены вышивкой. орнамент Тема: орнаменты народов мира Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначен для украшения различных изделий растительный Расматривают на столах предположение детей | Беседа, работа с доской. Слайд 12
слайд –сравнение 23 | КУУД: умеют участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия | Осознание способа преодоления затруднений и самостоятельная оценка полученных результатов. | – Что нового вы узнали об орнаменте? С каким орнаментом познакомились? Учитель предлагает закончить любое предложения: – Теперь я могу… – Я почувствовал, что… – Я приобрел… – Я научился… – У меня получилось… | Ответы детей С геометрическим Учащиеся называют тему урока, перечисляют виды деятельности. Делятся мнением о своей работе на уроке | | РУУД: умеют организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Итог урока | Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка. | | | |