Технология модульного обучения на уроках истории и обществознания
Автор: преподаватель первой категории, Овчинникова Юлия Васильевна.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир, быстро меняющийся мир, требуют от учебного заведения формирования у учащихся способностей к самообразованию и самоконтролю. Привычные формы линейного обучения уже не работают, так как современный человек перегружен информацией и нет смысла запоминать её целиком. Куда важнее уметь дифференцировать информацию, ориентироваться в ней, анализировать, выделять главное и второстепенное, использовать для решения поставленной проблемы.
Отсюда цель урока истории состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществить поставленную цель возможно лишь при использовании современных образовательных технологий.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на формирование гибкой и конкурентной системы профессионального образования[1].
Для определения сущности модульной технологии как инновационной составляющей обучения необходимо, прежде всего, раскрыть сущность понятия «модуль»..
На конференции ЮНЕСКО в Сингапуре (1982 г.) было принято следующее определение понятия «модуль» – это «изолированный пакет для индивидуального и(или) группового обучения, посредством которого обучаемые получали объем новых знаний и(или) осваивали набор новых навыков и умений на основе индивидуального подхода к процессу обучения» [5].
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В основу технологии модульного обучения заложен ряд педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность и мотивацию учащихся.
А именно:
проектная деятельность;
активно-продуктивное чтение;
техника сжатия информации;
целеполагание;
интерактивное обучение;
техника обратной связи;
система рейтинга.
Всем знаком такой вид самостоятельной учебной деятельности учащегося, как работа с учебником и дополнительной литературой. Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней, что позволяет добиться высокой продуктивности. Причём учитель выступает в качестве организатора учебно-поискового процесса, а не транслятора готовых знаний.
Главное преимущество этой техники – активная позиция ученика. Учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результат такой работы – ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных самостоятельно схем, таблиц, графиков. В процессе реализации приемов техники активно продуктивного чтения учащиеся овладевают навыками выражения мысли, но и приобщаются к культуре в самом широком ее представлении. Учатся формулировать собственную оценку событий.
Технологические приемы в технике активно - продуктивного чтения:
1. Отсроченная загадка;
2. задай вопрос;
3.составь задание;
4. аналитик;
5. пометки на полях;
Техника сжатия информации.
Предметы история и обществознание содержат огромное количество информации, которую необходимо систематизировать, выделив главное. В противном случае в рамках урока освоить всю информацию в полном объеме каждому учащемуся не получиться.
Помогут следующие приемы:
своя опора;
дай определение;
резюме;
ключевые слова.
Техника обратной связи.
Для лучшего управления учебным процессом необходима постоянная обратная связь с ученика: как они усвоили новый материал, какие проблемы возникли? Частые контрольные и проверочные работы нецелесообразны, так как могут вести к психологической напряженности и страху со стороны учеников.
Отследить эффективность усвоения можно через следующие упражнения:
задание массивом;
базовый лист контроля;
ПОПС-формула;
пресс-конференция;
Техника интерактивного обучения.
Интерактивное обучение характеризуется целенаправленным и интенсивным взаимодействием ученика и учителя, ученика и ученика. Можно рассматривать его как групповой метод обучения, который способствует сотрудничеству и сотворчеству между одноклассниками.
Преимущества использования технологий модульного обучения
Основным преимуществом технологии модульного обучения является ее личностно-ориентированная направленность. Среди других преимуществ технологии модульного обучения необходимо отметить следующие:
– технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе, в соответствии с которым осознанное усвоение изучаемого дидактического контента происходит только тогда, когда обучаемые становятся заинтересованными в системных активных действиях;
– в технологии модульного обучения реализуются идеи развивающего обучения, когда объем изучаемого дидактического контента дифференцируется посредством варьирования темпов его изучения;
– технология модульного обучения предполагает организацию обучения в разных формах (индивидуальной, групповой, дистанционной, в парах и тд);
– в основу технологии модульного обучения положено программированное обучение при помощи электронных образовательных ресурсов;
– технология модульного обучения ориентирована на интенсивный характер обучения;
Особенности внедрения модульных технологий обучения
К основным сложностям внедрения модульной технологии в процесс обучения и подготовки квалифицированных специалистов относится присущий им междисциплинарный характер. Для учителя подготовить урок по данной технологии трудоёмко. В связи с чем, на мой взгляд, современному учителю необходимо объединяться в педагогические сообщества. Быть активным членом этих сообществ, делиться опытом и перенимать опыт.
Коммуникация учителя в школе ограничивается профессиональным методическим объединением. Данный подход сводит к минимуму возможности подготовки междисциплинарных уроков. Эту проблему могут решить интернет площадки или рабочие группы внутри школы.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Задание №1 «задай вопрос».
Цель задания: активизация самостоятельной работы с текстом, историческим источником.
Содержание задания.
Учащиеся получают задание: прочесть текст и составить вопросы к нему за определенное время.
По выбору учителя звучат ответы на вопросы.
Задание № 2 составить ребус, тест, кроссворд.
Цель задания: раскрытие творческих способностей учащихся.
Комментарии. Целесообразно использовать для повторения.
Задание №3 шифрограмма.
Цель задания: сжатия информации.
Содержание задания.
Учащиеся получают задание: авторский опорный конспект изученной темы.
Задание №4 ПОПС-формула.
Цель задания: определить степень овладения учащимися материала.
Содержание задания.
Учащиеся получают задание: Учащимся предлагается написать 4 предложения, отражающие 4 момента ПОПС-формулы. Например: «Я считаю, что Иосиф Сталин...»
«Я считаю, что в Древней Руси...» и т. д.
Уроки – модули.
Уроки-модули - это сценарии урока, которые выдаются учащимся для самостоятельной работы с текстом учебника или дополнительной литературой. Пошаговое изучение нового материала, характерное для модульного, обучения, кардинально изменяется благодаря характеру учебных задач, ориентирующих учеников на продуктивную работу. Учащийся понимает, чем он занимается и какую цель перед собой ставит. Результат учебной деятельности, прозрачен и понятен. Учитель на таком уроке имеет возможность координировать работу, направить. А так же составить задания учитывая индивидуальные особенности учащегося. Меняются функции учителя во время урока. Он не только и не столько носитель информации, сколько консультант и эксперт. Знакомясь по ходу урока с работой учеников, он может оценить их индивидуально, уделить больше внимания тем ребятам, кто встретился с определенными трудностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный урок истории – это урок, где учитель организует активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, поиск знаний, их осмысление и закрепление через формирование и развитие умений и навыков. Таковы современные требования к преподаванию истории и обществоведения.
Одновременно с этим социальная ситуация предъявляет свои требования к содержанию исторического образования. Оно должно быть не только качественным, но и педагогически адаптированным к ученику. Он должен на основе исторического социального опыта накапливать свой опыт. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у учащихся формировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям и явлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего. Процесс исторического материала должен побуждать ученика к творчеству, к самостоятельному поиску. Формы организации труда и методы обучения должны быть разнообразными, чтобы стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитания человеческих и гражданских качеств.
На сегодняшний день в процессе обучения истории и обществоведению возникает ряд сложностей, связанных, по мнению автора с оторванностью содержания образования от жизненного опыта учеников, их интересов и целей. Они не видят в историческом процессе целостности и взаимосвязи всех частей. Для них знания, полученные в школе, не являются информативными в повседневной жизни. В результате ученики не умеют самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознавать мотивы учебной деятельности. Ученики стали меньше читать. Многие боятся трудностей, а процесс обучения кажется им скучным и неинтересным.
Осознание необходимости оптимизации учебно- воспитательного процесса, чтобы он стал более качественным. Поиск ответа на вопрос, что следует изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным. Каким образом усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результаты труда.
Использования технологии модульного обучения на уроках истории и обществоведения обеспечит высокий уровень индивидуализации обучения и формирования умений и навыков учащихся в соответствии в ФГОС.
Кроме того, технология позволит оптимизировать учебный процесс. Время на подготовку домашнего задания сократится, так как основная нагрузка (углубление, практические задания, в том числе работа с контурными картами и рабочими тетрадями) выполняется на уроках. Снижение нагрузки может изменить направленность мотивация учения: от желания получить оценку к желанию повысить свой уровень образования.
Таким образом, через данную технологию осуществляется процесс осознанного приобщения учащегося к общечеловеческим ценностям. Учебный процесс за счёт смены форм учебной деятельности выстраивается на основе сотрудничества учителя и учащегося, а также учащегося – учащегося, что способствует формированию целостной картины мира и осознанию взаимосвязанности всех процессов в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р
Балабан, М.А. От «продуктивной» к «редуктивной» этике образования /М.А.Балабан // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 12-16
Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б., Плотников В.С. Определение понятия учебного модуля и основы формирования его содержания на примере курса общей физики / Современные исследования социальных проблем, 2012, №12.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 255 с.
Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. / «Физика в школе», 2012, №5.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. С. 3-209.