12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская

Блаженко С.А. Технология модульного обучения

В отечественной педагогике основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Я вводила модульную технологию в образовательный процесс постепенно. Вначале сочетала технологию объяснительно - иллюстративного обучения с модульной технологией. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучение, а также особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни знаний  учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При модульном обучении учащиеся всегда знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляю вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выношу на контроль после изучения модуля. Как правило, в качестве формы контроля использую тестовые задания. Начинаю использовать модульную технологию обучения биологии с 6 класса, но особенно широко эта технология используется мною при изучении биологии в старших классах, так как у старшеклассников уже достаточно хорошо развиты навыки самостоятельного изучения материала. При разработке модульного урока учитываю, что каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, на основе чего выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем провожу входной контроль (УЭ - 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь  я предлагаю учащимся такие формы работы, как биологический диктант, тестовые задания, заполнение таблиц, работу с терминами, со схемами и рисунками, составление описания растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний при выполнении домашнего задания. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2). Стараюсь четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля, не включаю в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученики должны все успеть за урок, поэтому стремлюсь задать им оптимальные  темпы работы. В конце выполнения каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем провожу  выходной контроль, что дает возможность определить уровень усвоения учащимся содержания всего модуля. За выполнение каждого задания модуля учащиеся «начисляют» себе баллы.

За 5 лет применения модульных технологий я разработала цикл уроков по всем разделам биологии и создала методический сборник с модульными уроками.

Методы и формы, которые я использую на модульных уроках следующие: метод наблюдения, эксперимента; частично - поисковый; исследовательский; словесно - логический метод.

Формы работы: работа с книгой (учебником); работа с понятиями, терминами (лексическое значение, единый орфографический режим); работа с текстом, со справочным материалом, научно - популярной литературой; использование рисунков, тестов, таблиц, графиков, схем; решение расчетных задач и т.п.

Использую несколько форм работы на уроке с применением модульной технологии:

1-й этап урока - это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления, а также формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика и сотрудничество.

2-й этап урока – конспект – лекция. На этом этапе урока учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схемы и т.п. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.

3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. уже учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, как усвоен материал.

Алгоритм составления модульного урока:

1. Определение места модульного урока в теме.

2. Формулировка темы урока.

3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Я считаю, что научные идеи модульного обучения заключаются:

1. На деятельностном принципе. Только тогда учебное содержание осознано усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль.

4. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения.

Таким образом, научность опыта заключается в том, что он соответствует основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания. Модульная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

Проводить и готовить модульные уроки непросто. Требуется большая подготовительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, биологические диктанты, кроссворды, квесты, синквейны и т.п.

Затем разработать модульный урок для учащихся и размножить его. Времени уходит много, но правильно составленные модульные уроки затем использую несколько раз.

Применяю следующую структуру модульного урока:

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

 

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

 

 

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

 

 

Проверка по ключу, эталону



Лист учета контроля раздаю каждому ученику перед началом урока. По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

 

1

2

3

 

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:







На первых занятиях в 6 классах я знакомлю ребят с правилами работы на модульных уроках. Они примерно следующие: «Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза «Работа в парах» означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай!»

На мой взгляд, преимущества модульного обучения заключаются в следующем: высокая эффективность; формирования компетенций исходя из личностных качеств; индивидуализация обучения; дифференцированный подход к обучению; адаптация учебного материала к дидактическим условиям; равномерное распределение учебной нагрузки; оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога); возможность дистанционного обучения.

Между тем существуют и недостатки модульного обучения: высокий уровень самостоятельной работы; существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях; строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы); требуется длительное время для разработки модульных уроков; большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков; недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

Несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Результаты применения модульной технологии таковы: увеличился объём работы на уроке, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок, повысилась мотивация изучения предмета, качество знаний и повысился уровень образовательного процесса в целом.

Применяя модульную технологию, принципиально изменяется деятельность учителя. На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, консультирует, т.е. использует потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Анализ наблюдений и мониторинговых исследований позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный уровень дисциплины, что положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении темы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.