Эссе «Технология модульного обучения»
Блаженко С.А. Технология модульного обучения
В отечественной педагогике основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Я вводила модульную технологию в образовательный процесс постепенно. Вначале сочетала технологию объяснительно - иллюстративного обучения с модульной технологией. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучение, а также особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни знаний учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При модульном обучении учащиеся всегда знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляю вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выношу на контроль после изучения модуля. Как правило, в качестве формы контроля использую тестовые задания. Начинаю использовать модульную технологию обучения биологии с 6 класса, но особенно широко эта технология используется мною при изучении биологии в старших классах, так как у старшеклассников уже достаточно хорошо развиты навыки самостоятельного изучения материала. При разработке модульного урока учитываю, что каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, на основе чего выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем провожу входной контроль (УЭ - 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь я предлагаю учащимся такие формы работы, как биологический диктант, тестовые задания, заполнение таблиц, работу с терминами, со схемами и рисунками, составление описания растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний при выполнении домашнего задания. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2). Стараюсь четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля, не включаю в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученики должны все успеть за урок, поэтому стремлюсь задать им оптимальные темпы работы. В конце выполнения каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем провожу выходной контроль, что дает возможность определить уровень усвоения учащимся содержания всего модуля. За выполнение каждого задания модуля учащиеся «начисляют» себе баллы.
За 5 лет применения модульных технологий я разработала цикл уроков по всем разделам биологии и создала методический сборник с модульными уроками.
Методы и формы, которые я использую на модульных уроках следующие: метод наблюдения, эксперимента; частично - поисковый; исследовательский; словесно - логический метод.
Формы работы: работа с книгой (учебником); работа с понятиями, терминами (лексическое значение, единый орфографический режим); работа с текстом, со справочным материалом, научно - популярной литературой; использование рисунков, тестов, таблиц, графиков, схем; решение расчетных задач и т.п.
Использую несколько форм работы на уроке с применением модульной технологии:
1-й этап урока - это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления, а также формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика и сотрудничество.
2-й этап урока – конспект – лекция. На этом этапе урока учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схемы и т.п. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.
3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. уже учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, как усвоен материал.
Алгоритм составления модульного урока:
1. Определение места модульного урока в теме.
2. Формулировка темы урока.
3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.
6. Определение способов учебной деятельности учащихся.
7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Я считаю, что научные идеи модульного обучения заключаются:
1. На деятельностном принципе. Только тогда учебное содержание осознано усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения.
Таким образом, научность опыта заключается в том, что он соответствует основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания. Модульная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
Проводить и готовить модульные уроки непросто. Требуется большая подготовительная работа.
Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, биологические диктанты, кроссворды, квесты, синквейны и т.п.
Затем разработать модульный урок для учащихся и размножить его. Времени уходит много, но правильно составленные модульные уроки затем использую несколько раз.
Применяю следующую структуру модульного урока:
Номер Учебного элемента | Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. | Управление обучением (содержание, формы, методы). | Рекомендации (Как сделать?) | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. |
УЭ -0 | Цели и задачи модуля. Актуализация целей. | Методическое руководство. | Необходимые знания и умения. | Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 | Учебный модуль. Цель элемента. | Входной контроль. | Пояснения к учебному материалу. |
|
УЭ - 2 | Обобщение. Цель элемента. | Источники информации, алгоритмы решения задач. |
|
|
УЭ - 3 | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). |
|
| Проверка по ключу, эталону |
Лист учета контроля раздаю каждому ученику перед началом урока. По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Фамилия, имя ученика
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) | ||
| №1 | № 2 | № 3 |
|
УЭ - 1. | | | | |
На первых занятиях в 6 классах я знакомлю ребят с правилами работы на модульных уроках. Они примерно следующие: «Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза «Работа в парах» означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай!»
На мой взгляд, преимущества модульного обучения заключаются в следующем: высокая эффективность; формирования компетенций исходя из личностных качеств; индивидуализация обучения; дифференцированный подход к обучению; адаптация учебного материала к дидактическим условиям; равномерное распределение учебной нагрузки; оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога); возможность дистанционного обучения.
Между тем существуют и недостатки модульного обучения: высокий уровень самостоятельной работы; существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях; строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы); требуется длительное время для разработки модульных уроков; большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков; недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
Несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.
Результаты применения модульной технологии таковы: увеличился объём работы на уроке, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок, повысилась мотивация изучения предмета, качество знаний и повысился уровень образовательного процесса в целом.
Применяя модульную технологию, принципиально изменяется деятельность учителя. На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, консультирует, т.е. использует потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.
Анализ наблюдений и мониторинговых исследований позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный уровень дисциплины, что положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении темы.