Пояснительная записка к презентации
Технология обратного дизайна в образовательной практике
Зуева Нина Александровна, преподаватель
ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»
В ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» преподаватели колледжа проходили обучение в рамках которого проводили анализ устанавливающих документов, в том числе ФГОС СПО и Профессиональный стандарт Педагога. В ходе которого были выявлены не только дефициты, но и декомпозированы результаты обучения до уровня одного урока. Следующим этапом стала разработка оценочных материалов, которые помогали проконтролировать достижение результата каждого урока.
Все эти действия в целом помогли осознать новый подход к построению и планированию не только рабочих программ учебных дисциплин, но и новое видение структуры каждого урока.
Обратный дизайн часто называют обратным планированием или обратным отображением образовательного процесса, который используют учителя при разработке конкретных учебных методик, технологического инструментария для достижения конкретных целей обучения. Каждый наш урок подчинён конечной цели. Мы работаем, исходя из того, каков уровень обученности каждого ученика, его готовность к восприятию нового учебного материала. Обратный дизайн помогает учителям планировать работу, ориентированную на цель обучения, а не на сам процесс.
Таким образом складывается уникальная ситуация, присущая только специальностям СПО по направлению 44.00.00 Образование и науки, так как мы не только применяем технологию обратного дизайна сами при планировании рабочих программ, но и обучаем этому наших студентов, работая над ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.
При построении уроков методики мы учим студентов выстраивать технологические карты уроков исходя из планированных результатов и только после переходить к задачам урока и его содержательному наполнению.
Модель обратного дизайна (Backward Design) предполагает проектирование образовательной программы с конца. При более традиционных подходах мы начинаем с анализа и заканчиваем оценкой результатов. В этот раз действуем иначе:
Формулируем основные результаты, которых должен достичь обучающийся.
Определяем критерии достижения этих результатов. Проще говоря, разрабатываем оценочные средства (в том числе КОД ДЭ)
Занимаемся содержательной частью курса. Зная ожидаемые результаты и способы их оценки, проще подобрать необходимый материал для их достижения.
Методы и приемы «обратного дизайна»
Storyboards — это истории в картинках, похожие на кадры из фильма или мультфильма, которые перенесли на бумагу.
Ментальная карта – это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальная карта позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования.
Трекеры и чек –лист. Одним из основных инструментов оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе, которой лежит использование чек –листов. Чек-листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения, т. е. план действий ученика при изучении темы, модуля или урока. Применение чек-листов помогает формированию таких навыков как: самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценивание.