Статья на тему «Технология обратного дизайна в образовательном процессе»

0
0
Материал опубликован 17 October в группе

Пояснительная записка к презентации

Технология обратного дизайна в образовательной практике

Зуева Нина Александровна, преподаватель

ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»

В ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» преподаватели колледжа проходили обучение в рамках которого проводили анализ устанавливающих документов, в том числе ФГОС СПО и Профессиональный стандарт Педагога. В ходе которого были выявлены не только дефициты, но и декомпозированы результаты обучения до уровня одного урока. Следующим этапом стала разработка оценочных материалов, которые помогали проконтролировать достижение результата каждого урока.

Все эти действия в целом помогли осознать новый подход к построению и планированию не только рабочих программ учебных дисциплин, но и новое видение структуры каждого урока.

Обратный дизайн часто называют обратным планированием или обратным отображением образовательного процесса, который используют учителя при разработке конкретных учебных методик, технологического инструментария для достижения конкретных целей обучения.  Каждый наш урок подчинён конечной цели. Мы работаем, исходя из того, каков уровень обученности каждого ученика, его готовность к восприятию нового учебного материала. Обратный дизайн помогает учителям планировать работу, ориентированную на цель обучения, а не на сам процесс.

Таким образом складывается уникальная ситуация, присущая только специальностям СПО по направлению 44.00.00 Образование и науки, так как мы не только применяем технологию обратного дизайна сами при планировании рабочих программ, но и обучаем этому наших студентов, работая над ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

При построении уроков методики мы учим студентов выстраивать технологические карты уроков исходя из планированных результатов и только после переходить к задачам урока и его содержательному наполнению.

Модель обратного дизайна (Backward Design) предполагает проектирование образовательной программы с конца. При более традиционных подходах мы начинаем с анализа и заканчиваем оценкой результатов. В этот раз действуем иначе:

Формулируем основные результаты, которых должен достичь обучающийся.

Определяем критерии достижения этих результатов. Проще говоря, разрабатываем оценочные средства (в том числе КОД ДЭ)

Занимаемся содержательной частью курса. Зная ожидаемые результаты и способы их оценки, проще подобрать необходимый материал для их достижения.

Методы и приемы «обратного дизайна»

Storyboards — это истории в картинках, похожие на кадры из фильма или мультфильма, которые перенесли на бумагу.

Ментальная карта – это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальная карта позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования.

Трекеры и чек –лист. Одним из основных инструментов оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе, которой лежит использование чек –листов. Чек-листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения, т. е. план действий ученика при изучении темы, модуля или урока. Применение чек-листов помогает формированию таких навыков как: самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценивание.

Предварительный просмотр презентации

Технология обратного дизайна в образовательной практике Акаёмова Т.А. Зуева Н.А.

Требования ФП Профессионалитет в плане реализации программ профессионального цикла

Ключевые результаты обучения по МДК / УП / ОП /ОД* Декомпозированный результат темы ** РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   РО 1.1. Анализировать требования и содержание ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, ФРП по русскому языку   РО 1.2. Разрабатывать технологическую карту урока по русскому языку в соответствии с требованиями к ее структуре РО 1.3. Проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося по русскому языку РО 1.4. Учитывать при разработке урока русского языка особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья РО 1.5 Формировать навыки чтения и письма, в том числе у обучающихся с особыми потребностями в образовании РО 2. Организовывать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 2.1. Использовать методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий на уроках русского языка РО 2.2. Использовать формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий по русскому языку: проектная деятельность, исследования, полевая практика и т.п РО 2.3. Проявлять ИКТ-компетентности: РО 2.4. Использовать в процессе обучения по русскому языку специальных подходов в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании РО 2.5. Развивать навык каллиграфического письма у обучающихся РО 3. Контролировать и оценивать результаты обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 3.1. Использовать методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку и по литературному чтению РО 3.2. Применять текущий и периодический учет навыков чтения; итоговый контроль знаний младших школьников на уроках русского языка: контрольные работы, тестирование, написание сочинений и изложений; формы итогового контроля знаний по русскому языку РО 3.3. Применять схемы анализа уроков русского языка и литературного чтения

Ключевые результаты обучения Декомпозированные результаты обучения Оценочные мероприятия Режим проведения оценочных мероприятий (аудиторно/ ЭС) РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 1.1. Анализировать требования и содержание ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО по русскому языку Задание 1. Практическая работа «Анализ ФГОС НОО» аудиторно РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 1.1. Анализировать требования и содержание ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО по русскому языку Задание 2. Практическая работа «Анализ ФРП по русскому языку» аудиторно РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 1.2. Разрабатывать технологическую карту урока по русскому языку в соответствии с требованиями к ее структуре Задание 3. Практическая работа «Работа над технологической картой урока русского языка» аудиторно РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 1.3. Проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося по русскому языку Задание 4. Проверочная работа «Корректирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) по русскому языку» ЭОС РО 1. Проектировать процесс обучения по русскому языку, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья РО 1.4. Учитывать при разработке урока русского языка особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья Задание 5. Практическая работа «Разработка технологической карты по русскому языку для обучающихся с ОВЗ» аудиторно

Опора на задания ГИА

Уникальная ситуация

I. Модель обратного дизайна Формулируем основные результаты. Определяем критерии достижения этих результатов (оценочные средства) Занимаемся содержательной частью курса. (Backward Design)

II. Методы и приемы «обратного дизайна» 2.1 — это истории в картинках, похожие на кадры из фильма или мультфильма, которые перенесли на бумагу (Для составления таких историй можно использовать Pixton, Storyboardthat или Canva. Готовые картинки и планы уроков можно найти в Timesaver — Storyboard, на сайтах Pinterest) Storyboards

2.2 Ментальная карта

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации