Статья «Технология обучения аудированию или как научить слушать и понимать английскую речь на уроке»
К.А. Крылова
учитель английского языка
МОУ ООШ №8 г.Кыштым
Технология обучения аудированию или как научить слушать и понимать английскую речь на уроке
Обучение аудированию является очень актуальным на сегодняшний день, так как без аудирования невозможно речевое общение. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Аудирование, безусловно, является важным аспектом в изучении английского языка.
Знание всех сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а иногда и создать искусственно, максимально приближая учебное занятие к ситуациям реального общения. Данная статья поможет понять, что к обучению аудированию следует подходить со всей серьезностью, тщательно планировать формулировки, задания и формы контроля, учитывая фактор языковой и речевой подготовки учеников.
В процессе обучения в школе аудирование заключается в прослушивании и понимании речи: на уроке, сообщениях одноклассников, учителей. Вне школы не исключается слушание и понимание носителей языка, прослушивания радио- и телепередач, лекций на иностранном языке.
Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, при этом слушатель и говорящий могут периодически меняться ролями.
Действия учителя при обучении аудированию:
Определение конкретной задачи по обучению аудированию (самое главное для учителя — выяснить, является аудирование в данном конкретном случае целью обучения или средством обучения другому виду речевой деятельности, т. е. коммуникативное или учебное аудирование).
Отбор или составление текста для аудирования с учётом требований программы, конкретных условий обучения (самое главное условие — уровень владения языком учащимися) и интересов учащихся. Иногда необходима частичная адаптация текста из Книги для учителя (Teacher’s Book) или пособий в помощь учителю. Текст может быть небольшим, состоящим из нескольких предложений, и предназначаться для развития определённых механизмов аудирования (слуховой памяти, антиципации, догадки, осмысления и т. д.).
Анализ возможных трудностей (лингвистических / языковых, содержательных) данного текста.
Определение условий предъявления текста (с помощью аудиозаписи или непосредственно голоса учителя или незнакомого голоса, с использованием развёрнутых опор или без них).
Определение подготовительной работы на предтекстовом этапе с учётом выделенных трудностей.
Формулировка установки перед прослушиванием и определение количества прослушиваний / предъявлений текста (одно или двукратное), что зависит от цели, поставленной учителем: аудирование является целью или средством обучения. Здесь считаем необходимым отметить, что на старшем этапе обучения установка должна нацеливать учеников на понимание содержания, а не фактов из текста), поэтому, исходя из вышеизложенного, необходимо уделить особое внимание формулировке установки, так как успешность понимания текста учащимися во многом зависит от неё.
Определение способов контроля понимания текста: использование языковых или неязыковых способов контроля.
Обучение аудированию текстов может строиться по определенной схеме. Учебный процесс предусматривает:
вступительную беседу учителя, постановку цели в процессе работы;
снятие языковых трудностей, которые встречаются в тексте;
формулировка задачи;
первичное прослушивание текста;
контроль задания;
формулирование нового коммуникативного задания;
вторичное прослушивание текста;
контроль выполнения коммуникативного задания;
упражнения говорения на основе прослушанного текста;
подведение итогов работы над текстом.
Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс сложный и трудный, то в школах надо уделять большее внимание данной процедуре. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. А ведь к совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды средств ИКТ с учетом различных технологий обучения аудированию.
В заключении необходимо отметить, что, данные рекомендации позволят избежать ошибок при обучении аудированию учащихся, помогут правильно выстроить собственный алгоритм, опираясь на представленную в работе технологию обучения аудированию на уроках английского языка в школе.
Список используемой литературы
Кашина, Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания
иностранного языка : учеб. пособие для студентов филологических факультетов университетов \ Е.Г. Кашина ; отв. ред. А.С. Гринштейн. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2006. – 75 с.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб.
Пособие /Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: издательский цент «Академия», 2000. – 264 с.
Лурье А.С. Методика обучения аудированию. - М., -1988. - 32 с.
Миролюбов, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам в
средней школе / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1967. –504 с.
Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических
вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 1998.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, Москва, 2002
Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – Москва, 1998
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый
курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной
и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под.ред. В.М. Филатова) / Серия « Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д : «Феникс», 2004
Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к
реалиям // Методология учебного проекта. – Москва, 2001
Ястребцева В.Н. Методические рекомендации, Москва, 1992
Бухаркина М.Ю. Технология разноуровнего обучения //
Иностранные языки в школе // Научно-методический журнал, №3, 2003
Журнал Английский язык. Все для учителя! № 6 (42) июнь 2015 г.
ИГ «Основа»