12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копанева Ольга Александровна53

Технология обучения, основанная на уровневой дифференциации на уроках русского языка

 

  Современная школа нацелена научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся, подготовить к творческой деятельности. Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Этому способствует  дифференцированное обучение.

Современные методы обучения должны учитывать индивидуальные способности каждого ученика, создавать такие условия, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности субъективного опыта: особенности личности – смысловой сферы; особенности психического развития; уровень обученности в рамках определённого предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности). Дифференцированное обучение повышает качество знаний, помогает обучающимся научиться познавать, жить в обществе, работать, быть в гармонии с собой.                    

 Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы:

при изучении нового материала

при контроле за усвоением знаний, умений и навыков

при проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

1 уровень – базовый

(оценка «3-4»)

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

2 уровень

(оценка «4-5»)

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

3 уровень

(оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

Дифференциация может осуществляться:

по объему и содержанию работы;

по приемам и степени самостоятельности;

при закреплении;

при повторении;

при объяснении нового материала (в определенных случаях).

В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. На всех этапах отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог. На каждом уроке использовать связные тексты.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.

Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

 Рассмотрим примеры разноуровневых заданий

Тема: «Типы односоставных предложений». 8 кл.

 Пример.

 1 уровень.

 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Укажите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое. Найдите двусоставные и односоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в простой ситуации).

 Поз…ний вечер. ( ) Уже т…мнело.( ) Степь кл…нило ко сну.( ) Пр…мая д…рога занесена снегом.( ) Со стороны моря дул сильный ветер.( ) Ноч… спускалась на землю.( )

  2 уровень.

 1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите тип односоставных предложений. Подберите к ним синонимичные двусоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в изменённой ситуации).

 Образец. Сегодня ночью в доме не спали. (Одн. н/л). Взрослые сегодня ночью в доме не спали.

 На пл…тах ставили шатры.

 Рас…тупитесь, л…са тёмные, раз…йдитесь, реки быстрые.

  В дож…ь не хочет…ся работать.

 Поз…ний вечер.

3 уровень.

 1.1. Найти неопределённо-личное предложение. Выписать. Доказать.

 A. Апрель двадцать второго года.

 B. В углу комнаты темно.

 C. Идёмте верхней тропой.

 D. На берегу громко пели.

 2. Укажите вид предложения. Красивая картина. Докажите.

 A. Назывное.

 B. Определённо-личное.

 C. Безличное .

 D. Неопределённо-личное.

 

 1.2.Написать мини-сочинение о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения. (Вспомните 2 – 3 пословицы).

Тема: «Разноуровневые задания по орфографии». (5 кл.)

Тема. Текст. 
Цель: уметь определять тип текста. 
1 уровень. 
1) Найди текст. 
2) Продолжи его, добавив одно предложение. 
3) Запиши заголовок к тексту. 
4) Запиши, к какому типу относится этот текст. 
1 вариант. 
а) Муравей нашёл зерно. Зерно перевозят на грузовых машинах. Машины ехали по шоссе. 
б) Муравей нашёл зерно. Оно было очень тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал товарищей. 
2 вариант. 
а) Серёжа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и кормили его всю зиму. 
б) Сережа нашёл скворца. Весной скворцы прилетели в сад. В саду много садовых деревьев. 
2 уровень. 
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте.

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Камы.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предл..женный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разро..сшийся, зар…сли,
3 уровень. 
Прочитай текст. 
Овечье стадо паслось далеко в горах. Неожиданно пастух потерял сознание. Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению. Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла потерявшего сознание человека к порогу дома. Они тотчас же послали за доктором. Пастух был спасён. 
Запиши вид текста. Озаглавь его. Составь план текста.

Тема: «Правописание окончаний», 6 кл

1 уровень

Спиши, определи падеж выделенных существительных:

Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.

2 уровень

Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:

Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.

3 уровень

Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.

Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).


 

Как показывает опыт, использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам в обучении русскому языку:

 1.появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;

 2.реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

 3.слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям;

 4.главное, повышается качество знаний.

Трудоемкость использования данного опыта  заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли  учителя-путеводителя  к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях.

Использование новых педагогических технологий, в частности применение уровневой дифференциации, позволяет сохранить здоровье учащихся, учитель всегда должен помнить о том, что «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы.» (Томас Карлейль)

Именно мы, учителя, должны сберечь это произведение на протяжении обучения в школе. Поэтому весь учебный процесс в нашей школе строится по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт».



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.