Мастер-класс «Технология организации деятельности учащихся по подготовке письменного высказывания с элементами рассуждения»
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С
ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
Черкинская Т.Г.
МБОУ гимназия №79, г.Ульяновск, Россия,
В современном обществе к школьному образованию предъявляются высокие требования. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования» (ФГОС нового поколения).
Система ЕГЭ позволяет определить уровень владения учащимися всеми ключевыми компетентностями. Результаты этого экзамена практически предопределяют профессию выпускника. Успешная сдача ЕГЭ по английскому языку зависит от того как организована работа по формированию умений и навыков во всех видах речевой деятельности. И эта работа должна проводиться на протяжении всего обучения в средней школе.
Задача учителя - формировать общие учебные умения и навыки, а именно:
умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой;
умение планировать свою деятельность (от постановки цели до получения результата);
умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
выделять в тексте важнейшие категории гипотез, моделирование объектов и процессов и т.д.); - оценочные умения; - умения самоконтроля.
На примере материала УМК «New Millennium English 8» (Unit7 Lessons 2-3) рассмотрим технологию организации деятельности учащихся по подготовке письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе). Учащимся предлагается прочитать текст, который содержит мнения разных людей об использовании мобильных телефонов, и дать заголовок к тексту. (Индивидуальная работа)
Учитель выделяет тот заголовок, в котором сформулирована проблема, например: «To use mobile phones in school - is it good or bad?» и предлагает эту проблему обсудить.
Работая в группе, на основе прочитанного текста учащиеся составляют список аргументов за и против. Затем группа обсуждает этот список и составляет рейтинг аргументов, начиная с самого важного. Каждая группа представляет свой рейтинговый список классу, комментируя свой выбор. Затем учащиеся дополняют список аргументов, составленных на основе текста, используя свой собственный жизненный опыт и свою точку зрения.
Итак, материал для написания эссе учащимися подготовлен и отработаны умения приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, выделять в тексте важнейшие категории, умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию.
Следующий этап - разработка структуры текста.
Учащимся предлагается проанализировать несколько эссе разных по тематике и ответить на вопрос: Что общего у этих текстов? (What do they have in common?)
Работая в группах, учащиеся отмечают, что все тексты имеют одинаковую структуру. Выделяют 3 части текста:
Вступление (Introduction).
Основная часть (The body of an essay).
Заключение (Conclusion).
Характеризуют каждую часть: Introduction - problem
The body of the essay - arguments
Conclusion - one’s own opinion
Далее учащиеся отмечают, что во всех текстах встречаются слова, соединяющие всю информацию в единое целое (Linking words). Это такие слова как, firstly, to begin with, on the one hand, on the other hand, moreover, и т.д. Для определения функции в тексте каждого слова учащимся предлагается выполнить упражнение, в котором они соотносят слова и их функции (см. приложение 1). Задание выполняется сначала в группе, а затем обсуждается всем классом.
Ключ: 1i. 2e. 3g. 4f. 5b. 6h. 7a. 8d. 9c.
Таким образом, учащиеся самостоятельно определили структуру эссе, подготовили нужную информацию, нашли слова, позволяющие соединить отдельные части текста воедино и при выполнении следующего этапа работы, а именно написание собственного эссе, они не будут испытывать затруднений.
Приложение 1
1.Firstly… To begin with…. |
a) giving examples |
2. In addition,… Moreover,… Secondly,… |
b) expressing the result of an action |
3. Finally,… Lastly,… |
c) introducing a conclusion |
4. On the one hand,… On the other hand,… |
d) expressing an opinion |
5. As a result,… |
e) introducing a further point in a list |
Because of this,… |
of points |
6. Although…, …but… However,… |
f) presenting two contrast- ing(different) views |
7. For example,… …such as… |
g) introducing the final point in a list of points |
8. I believe (that)… In my opinion,… |
h) expressing contrast (a different view) |
9. In conclusion,… In summary,… |
i) introducing the first point in a list of points |
Приложение 2.
There is no doubt that prisons keep us safe from dangerous criminals such as murderers. However, prisons do not completely solve the problem of crime.
On the one hand, prisons have many advantages. Firstly, they protect us from people who might harm us. Secondly, they punish people who have committed crimes. In addition, they teach people that “crime doesn’t pay”. As a result, when criminals come out of prison, they usually do not break the low again.
On the other hand, some prisoners learn in prison how to commit worse crimes. When they leave, they break the low again. Moreover, some people who commit crimes are mentally ill and doctors can help them much more than prisons can.
In conclusion, I believe that prisons are necessary for criminals who are a danger for society, unless they need medical help. It may be better for society if less dangerous criminals receive different punishment, such as community service or a fine.
A great deal has changed since our grandparents were at school. Firstly, teachers, who have a great effect on standards, are better trained than in the past. Secondly, schools have more money and better equipment. There is no doubt that standards of education have risen.
Being more understanding, teachers are able to help students more today. They are less strict,which means that students enjoy their education more and so learn more. In addition, teachers have more qualifications and are better educated than in the past.
Not only are teachers better educated, but they also work in better schools. Schools, generally, are managed better and have more money to spend on things such as books and computers. Some are able to provide music lessons or drama lessons. If schools offer students more opportunities to learn, it raises standards.
In summary, there is no truth in the claim that standards of education are lower than in the past. Teachers and schools have both improved, which means that students today receive better education than their grandparents did.
Литература:
Дворецкая О.Б. и др. New Millennium English -8. М.: Титул. 20014.
Соловова Е.Н. State Exam Maximiser. Longman. 2007.
Malcolm Mann. «Laser» (intermediate). Macmillan. 2014.