Статья «Технология организации исследовательской деятельности. Технология организации проектной деятельности»
Технология организации исследовательской деятельности.
Технология организации проектной деятельности.
Технология организации проектной деятельности
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.
Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.
Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на выполнение проекта.
Проектная деятельность– процесс познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проекта.
Проектная деятельность - один из видов деятельностного подхода в обучении.
Проектная деятельность- самостоятельная работа над решением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление (Н.Ю.Пахомова)
И.И. Ляхов отмечает, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира.
Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Она протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.
Задачи проектной деятельности в школе:
обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умение анализировать (креативность и критическое мышление);
умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.1
Структура проекта может быть следующей:
тема,
проблема, на решение которой направлен проект;
актуальность проекта и описание продукта проекта;
цель и задачи проекта;
план действий;
прогнозируемые результаты (соотнесение их с целью и задачами)
Технология организации исследовательской деятельности
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью
Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере (объект исследования, предмет исследования, гипотеза, методы исследования).
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт (исследование), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Структура исследовательской работы
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава I (название главы)………………………………………………………..4
Глава II (название главы)………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………....12
Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д………..……..13
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: актуальность исследования; проблему исследования; формулировку темы; объект, предмет; цель, гипотезу; задачи; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость и научную новизну исследования; краткий анализ литературы. Объём введения обычно 2-3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; 2-3 главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.
Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.
Составление библиографического списка требует особой точности.
Правила оформления в списке литературы различных вариантов изданий. Варианты построения списков литературы: алфавитный; систематический; в порядке первого упоминания работ в тексте; по главам научной работы.
Соотнесение особенностей организации
проектной и исследовательской деятельности
Важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, если нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
_____________
Кияйкина Наталья Федоровна
Крыс Ольга Анатольевна