12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефремова Алина Владимировна68
Мне нравится работать с детьми, видеть огоньки заинтересованности в их глазах, я люблю математику, у меня есть чему научить и я готова учиться сама. Ведь наш мир не стоит на месте, развитие происходит постоянно, а это значит- нужно идти в ногу со временем
Россия, Башкирская респ., с.Сихонкино
0

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)


ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра математики и статистики

Специальность: Математика с дополнительной специальностью информатика

Курс IV




КУРСОВАЯ РАБОТА

Ефремовой Алины Владимировны

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ


Научный руководитель: к.п.н.,

преподаватель

Карунас Екатерина Владимировна


Регистрационный номер______________________

Дата представления__________________________

Дата защиты________________________________

Оценка_____________________________________



Уфа 2013

Оглавление

Введение……………………………….…………………………...……………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятия «здоровье сберегающая система» и «здоровье сберегающая среда» …………………………………………………………………….……….5

Технологический подход к созданию здоровье сберегающей среды….………………………....………………………..………………..….….14

Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

2.1. Обеспечение здоровье сберегающей среды обучения математике…………………………………………………………………...…..18

2.2. Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровье сберегающей среде………………………...………28

Заключение……………………………………………………….………..…....32

Список литературы………………………………………….…………..……..34















Введение


Актуальность работы. Современное общество формирует у любого человека потребность в здоровом образе жизни, следовательно, в связи с этим здоровье сберегающие технологии стали широко распространяться в образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровье - сберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнаружила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Объект: процесс обучения математике.

Предмет: использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровье сберегающих технологий.

Цель: улучшение состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности по математике.

Задачи: 

Анализ методической, психолого - педагогической и научной литературы по проблеме «здоровье сберегающая среда».

Определить состояние проблемы применения изучаемых технологий.

Выяснить какие факторы способствуют сохранению, улучшению здоровья учащихся.

Определить каким требованиям должны удовлетворять содержание обучения, средства обучения, организация уроков математики и другое для обеспечения сохранения, улучшения здоровья учащихся.

Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся школы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровье - сберегающей педагогики - одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данной курсовой работе мы рассматривали подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, а так же возможное применение здоровье сберегающих технологий при обучении математике.




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1. Понятия «здоровье сберегающая система» и «здоровье сберегающая среда»

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным -

сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности [1].

Здоровье сберегающая педагогическая система - это система, основанная на приоритете ценности здоровья, которую необходимо формировать у педагогов, дошкольников и их родителей, ориентированная на здоровье сбережение и обеспечивающая его технологически.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего образовательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно - нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т.д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность образовательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты образовательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования [1].

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно - нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально - экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Основные направления деятельности системы:

1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей - важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи - первостепенная задача. Будущие родители пока еще учатся. И следует формировать у них образ здоровой семьи.

2. Использование здоровье сберегающего потенциала дошкольных образовательных учреждений. Создание детских здоровье сберегающих комплексов и программ. Коррекция здоровья детей. Главная задача ДОУ - подготовить здоровых детей к обучению в школе.

3. Система начального образования - ступень формирования знания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно - гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

4. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то есть систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.

5. Система высшего образования строит свою работу не только на профилактике негативных явлений, но и активно вовлекает студентов в спортивно - массовые мероприятия, формы досуга, различные виды деятельности по формированию культуры здоровья.

6. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя - к здоровому ученику и здоровому обществу [2].

В данной курсовой работе мы остановились на рассмотрении здоровье сберегающей среды и условиях ее создания на уроках математики.

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда. Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы [28].

Окружающая среда - это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.) [28].

Под понятием "здоровье сберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека - это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем. Выделяют:

- физическое здоровье, - при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;

- психическое здоровье - это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе;

- социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру [3].

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50% - 55%, состоянием окружающей среды - на 20% - 25%, генетическими факторами - на 15% - 20% и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8% - 10% [10].

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание) [28].

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавливанию венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении. Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате - 18C - 20C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами - 6C, а между потолком и полом - 3C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3C [3].

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей - роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Вывод: Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности. В данном параграфе было рассмотрено несколько концептуальных позиций здоровье сберегающей системы, одна из которых и является темой моей курсовой работы, а именно - создание здоровье сберегающей образовательной среды. Понятие «среда» имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда. Под понятием "здоровье сберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Таким образом, для построения целостного педагогического процесса необходимо обеспечить здоровье сберегающую среду, которая включает в себя следующее: микросреду, психическое здоровье, гигиену умственного и физического здоровья, гигиену помещения и рациональное питание.




















1.2. Технологический подход к созданию здоровье сберегающей среды


Для того, чтобы определить какие существуют технологии построения здоровье сберегающей среды обучения, сначала дадим определение технологии. Технология (от др. - греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - мысль, причина; методика, способ производства) - в широком смысле - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом [27].

Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) -новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обу­чающих систем, проектированием учебных процессов. Представ­ляет собой систему способов, приемов, шагов, последователь­ность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процес­са в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [4].

Понятие «здоровье сберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровье сберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: известные педагогические технологии или здоровье формирующие образовательные технологии, технологии здоровьесбережения. Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровье сберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Например, цель системы развивающего обучения Л.В. Занкова - всестороннее гармоничное развитие личности и т.д. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Здоровье сберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровье сберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Под здоровье сберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровье сберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой - то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико - гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Следует использовать следующие типы технологий [29]:

1) здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

2) оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

3) технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

4) воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

Функции здоровье сберегающих технологий:

-формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;

-информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

-диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

-рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

-интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения [29].

Вывод: Целью образования в школе является развитие способностей каждого ученика, формирование духовно - богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности. В данной курсовой работе мы рассматриваем здоровье сберегающую составную образования, которая обеспечивается созданием здоровье сберегающей среды, которая в свою очередь достигается посредством здоровье сберегающих технологий. Ошибочно считать данные технологии как аналог санитарно - гигиенических мероприятий. Здоровье сберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Были рассмотрены следующие типы технологий: здоровье сберегающие, оздоровительные, технологии обучения здоровью и воспитание культуры здоровья. А так же, приведены такие функции здоровье сберегающих технологий, как: формирующая, информационно - коммуникативная, диагностическая, рефлексивная и интегративная.




Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

2.1. Обеспечение здоровье сберегающей среды обучения математике


Важна правильная здоровье сберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу по повторению на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание, доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

2) Отслеживание соответствия санитарно - гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного - на переменах, сквозного - до и после занятий.

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки обучающихся.

7) Обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

8) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 - 7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Осуществление идеи организации здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Нужен отдых. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся [30].

9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки на уроке математики следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение для отдыха. После введения нового понятия, например, параллелограмм ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить

В 10 - 11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Физкультминутка заключается в том, что нужно стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5 - 6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5 - 6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят, и способствует отдыху [30].

«Расслабление челюсти» - это упражнение хорошо действует на мускулатуру челюсти. Расслабляет мышцы лица. Таким образом, активизируется большая часть головного мозга, т.к. 50% моторного и сенсорного отделов коры головного мозга больших полушарий руководят нашей челюстью и ртом. Это упражнение прекрасно подходит для всех учебных процессов, в которых задействован вербальный интеллект. Задание: быстро двигаем нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают в этом. Затем наберите в рот воздуха и раздуйте щеки, дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта.

«Стимуляция ушей» - это упражнение улучшает слух, кроме того, после него начинает отчетливей восприниматься собственный голос. В некоторых случаях подобный массаж ушей даже вызывает из памяти информацию, которую мы перед этим напрасно пытались вспомнить. Это упражнение должно повторяться как можно чаще. Задание: возьмите обеими руками внешнюю часть уха, и потяните туда - сюда очень бережно. Массируйте край уха и немного выверните его наружу, начните с верха уха, а потом, медленно массируя, перемещайтесь вниз. Теперь сложите средним указательным пальцем обеих рук букву V. Приложите оба пальца к голове, так ухо оказалось в середине. Начните двигать пальцами вверх-вниз, крепко прижимая их к голове. А затем сделайте из пальцев другой руки полушарие и прикройте им ухо. Потом кончиками пальцев другой руки пару раз постучите по этому куполу. Почувствуйте хлопки в костях черепа, таким образом, вы возбуждаете не только нервы уха, но и мозг. Повторите то же самое с другим ухом.

«Звезды с небес» - это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и, кроме того, улучшает дыхание. Задание: встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала можно свою правую руку сделать совсем длиной, как если бы хотелось достать с неба звездочку. Потом позволить правой стороне расслабиться и вытянуть вверх левую руку. При этом представьте себе, что хотите схватить с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть тела, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко дышите.

«Сильные руки» - эти простые упражнения снимают напряжения рук и спины. Задания: кисти рук сжали в кулачки, покрутили запястья, разжали. Повторите это упражнение несколько раз. Обхватите руками край стула, на котором сидите, обопритесь на него и теперь как можно сильнее потяните на себя стул так, как если бы вам хотелось приподняться от пола вместе со стулом. Затем расслабленно опустите руки вдоль тела. При этом сделайте глубокий вдох и мысленный выдох. Отдохните мгновенье и повторите все еще два раза.

«Источник энергии» - это классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается еще и слух и зрение. Задание: положите руки на стол перед собой. Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз. Почувствуйте, мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи. Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох. Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом. Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха.

«Расслабление ног» - это упражнение активизирует кровообращение ног. Задание: сядьте поудобнее, облокотитесь на спинку стула, вытяните перед собой ноги, вытяните на себя стопы. Почувствуйте, как растягиваются икроножные мышцы. Теперь покрутите стопами сначала в одну сторону, затем в другую.

«Быстрое дыхание» - для здоровых и крепких участников это упражнение безопасно. За такой короткий промежуток времени организм автоматически выравнивает уровень кислорода в крови. Участникам же с повышенным кровяным давлением это упражнение не рекомендуется. Если вам хочется взбодриться и иметь ясную голову, можете сделать следующее:

сядьте поудобнее и начните в течение 10 секунд в быстром темпе вдыхать и выдыхать через нос с закрытым ртом. Обратите внимание на то, как вы себя при этом чувствуете. Теперь еще раз подышите таким быстрым способом в течение 15 секунд. Может быть те ощущения, которые возникают, уже знакомы вам по занятиям спортом, танцами или йогой. При этом прибывают свежие силы. Эту дыхательную технику вы можете всегда выполнять в те минуты, когда надо быть сосредоточенным и полностью сконцентрированным.

«Психическое расслабление через воображение и мысли образы». Задание: представьте себе, как вы мысленно купаетесь в солнечных лучах, вдыхаете свежий воздух. Вспомните приятные или смешные случаи и т.д.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра «руки» расслабляет мышцы всего корпуса, дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется в соответствии с организацией занятия.

10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно - координаторных тренажей) и др.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз на уроке. Например, учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная физкультминутка - игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз на уроке также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения (физкультминутки для глаз на уроке математики):

1) вертикальные движения глаз вверх вниз;

2) горизонтальное вправо - влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

«Движение глазами» - это упражнение придаст глазам больше силы. Задание: вы должны двигать только глазами. Держите голову прямо, поднимите глаза максимально вверх, попытайтесь даже смотреть над головой. Потом опустите взгляд как можно ниже, как будто вы хотите рассмотреть свой подбородок. Сделайте так пару раз. Теперь быстро посмотрите вправо, попытайтесь увидеть пространство за своим правым ухом, потом также быстро переведите взгляд влево и попытайтесь заглянуть за левое ухо. Сделайте так пару раз, двигая глазами довольно быстро. Теперь вы должны сделать круговые движения глазами. Сделайте так три раза. Дайте глазам отдых - закройте их и пару раз глубоко вдохните. Затем вы должны снова двигать глазами по кругу, но в другую сторону. Снова дайте глазам отдохнуть, закройте их и трижды глубоко вдохните. И под конец представьте себе, что вы видите перед собой лежащую восьмерку.

«Расслабление глаз» - это упражнение ослабляет напряжение, расслабляет глазные нервы, а в некоторой степени успокаивает ум. Задание: разогреваем руки, потерев одну ладонь о другую. Делаем это до тех пор, пока руки не станут теплыми. Теперь нужно облокотиться на стол перед собой, сложить пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрыть ими глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Можно усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе наполняются не только легкие, но и глаза свежим кислородом, что делает их более свежими и сильными.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. И тогда учащимся обеспечены отдых и здоровье [30].

11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать: во 2 - м - 3 - м - 4 - м - 1,5 ч, в 5 - 6 - м - до 2 ч, в 7 - 8 - м - 2,5 ч, в 9 - м - 3ч, 10 - 11 - м - 3,5 ч. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. С целью предупреждения перегрузки учащихся не рекомендуется задавать домашнее задание на воскресенье, если следующий за субботним уроком - очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов, имеющих объем 1 - 2 часа в неделю и на первой неделе после каникул.

12) Благоприятный эмоциональный настрой [30].

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто можно услышать от учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

В случае даже незначительных успехов целесообразно похвалить ребенка и научить его самого себя хвалить, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Надо находить такую возможность в течение дня не менее 3 - 5 раз.

Вывод: Таким образом, была рассмотрена правильная здоровье сберегающая организация учебного процесса, которая включала: отслеживание соответствия санитарно - гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов; включение в цели урока элементов оздоровительной направленности; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; обеспечение интереса к предмету и уроку; учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей обучающихся; обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока, без информационной перегрузки обучающихся; обеспечение на уроке оптимального темпо - ритма, правильное соотношение между темпом и информационной плотностью; планирование переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха; проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия; постоянное внимание к охране зрения; соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами; благоприятный эмоциональный настрой. Особое внимание мы уделили примерам физкультминуток на уроках математики и упражнениям для снятия напряжения с глаз.







2.2. Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровье сберегающей среде


Исследования с целью получения эмпирических сведений по проблеме здоровье сберегающей среды проводились в МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов. Основными методами исследования являлись беседа и анкетирование. Выборка составила: 28 человек, учащиеся 7 - го класса. Вопросы анкеты:

1.Что является для вас главным в жизни?

А) Взаимоотношения в семье

Б) Материальное благополучие

В) Здоровье

Г) Друзья

Д) Любовь

Е) УЧЕБА

Ж) Карьера

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

А) Хорошее

Б) Удовлетворительное
В) Плохое

Г) Затрудняюсь ответить

3.Ваше любимое занятие в свободное время?

А) Занимаюсь спортом

Б) Смотрю телевизор, видео

В) Гуляю по улице с друзьями

Г) Читаю книги

Д) Ничем не занимаюсь

4. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересует?

А) Физическая культура и спорт

Б) Рациональное питание

В) Курение

Г) Алкоголь

Д) Наркотики

Е) Другие темы (укажите какие)

5. Из каких источников Вы узнаете о проблемах связанных со ЗОЖ?

А) Из телевизионных передач

Б) Из книг, газет, журналов

В) От педагогов (на уроках, на воспитательных мероприятиях)

Г) От друзей

Д) Другие источники (какие)

6. Сколько сигарет Вы выкурили за свою жизнь?

А) Ни одной

Б) Только одну или две затяжки

В) 1 сигарету

Г) От 2 до 5 сигарет

Д) Не считал(а)

7. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

А) Не употребляю

Б) Только один раз или два попробовал(а)

В) Иногда по праздникам

8. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом?

А) Да, занимаюсь (укажите, чем именно)

Б) Нет, не занимаюсь

9. Что Вам необходимо для обучения навыкам ЗОЖ?

А) Наличие соответствующих знаний

Б) Наличие денежных средств

В) Соответствующая литература

Г) Желание

Д) Сила воли

Е) Другое (что именно)

10. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять работу по ЗОЖ?
А) Врачи

Б) Педагоги

В) Тренеры

Г) Я сам (а)

Д) Другое

11. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде:

А) Курения

Б) Злоупотребления алкоголем

В) Потребления наркотиков

12. Как Вы думаете, что больше вредит здоровью?

А) Нарушение режима дня, отдыха

Б) Нарушение питания

В) Курение

Г) Малоподвижный образ жизни

Д) Не соблюдение личной гигиены

Е) Потребление алкоголя, наркотиков

13. Как вы думаете, что такое ЗОЖ?

При проведении анкетирования необходимо было выявить знания и отношение обучающихся к здоровому образу жизни, выяснить в какой мере дети соблюдают его основные правила и принципы.

В ходе исследования было выяснено, что основная доля учащихся имеет нечеткие представления о том, что такое здоровый образ жизни, и каким образом необходимо его соблюдать. Почти все из опрошенных обучающихся считают, что для того, чтобы придерживаться здорового образа жизни необходимо регулярно заниматься физической культурой или спортом. 23 обучающихся имеют мнение, что неотъемлемым компонентом человека, придерживающегося здорового образа жизни, является отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств). К сожалению, менее 50% опрошенных включают в систему здорового образа жизни гигиену питания и культуру приема пищи, а также соблюдение разумного режима труда и отдыха. Только один обучающийся включил в состав здорового образа жизни психогигиену.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения [28].

По мнению Петленко В.П. и Давиденко Д.Н. образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека (социально-психологическая категория) [3].

Учащиеся имеют неполное представление о том, что нужно делать, чтобы соблюдать здоровый образ жизни. Для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний (борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержаться в самых различных сторонах жизни человека.

При проведении исследования в школе было выяснено, что ребята уделяют внимание физкультуре и спорту. Дети осознают, что их здоровье зависит от физической активности, и большинство учащихся стараются регулярно выполнять мышечные упражнения и заниматься спортом, посещают различные спортивные секции, а так же практически не пропускают занятия по физической культуре. В школе ежегодно проводятся такие спортивные мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», игра «Веселый поезд» (бег по станциям), лыжные соревнования. На берегу Белой проходят несколько мероприятий: спортивные состязания, такие как футбол, конкурс туристической песни, прием в пионеры, экологический субботник.

Для того чтобы обучающиеся имели полное представления о здоровом образе жизни и в дальнейшем смогли подправить свое состояние здоровья, было предложено провести классные часы, посвященные данной проблеме, на которых объяснят, что именно включает данное понятие и как можно его придерживаться. Так же рекомендуется не забывать про физкультминутки и чередование труда и отдыха.

Вывод: Данная глава была посвящена обеспечению здоровье сберегающей среды в обучении математики посредством здоровье сберегающих технологий, в особенности - физкультминуток. А так же было рассмотрено исследование обучающихся 7 б класса МБОУ СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов, которое показало что у детей сформировано не полное представление о здоровом образе жизни. В связи с этим, были предложены некоторые рекомендации по улучшению здоровье сберегающего аспекта обучения.


Заключение


Первая глава «Теоретические основы применения здоровье сберегающей среды» была посвящена анализу и обобщению литературы по данной тематике: рассмотрены основные понятия, такие как здоровье сберегающая система, здоровье сберегающая среда и здоровье сберегающие технологии. Было определено состояние проблемы применения изучаемых технологий, факторы, способствующие сохранению, улучшению здоровья обучающихся и требования, которым должны удовлетворять содержание обучения, средства обучения, организация уроков математики и другое для обеспечения сохранения и улучшения здоровья учащихся.

Здесь содержится анализ литературы исследователей и теоретиков, изучавших технологии создания здоровье сберегающей среды (Ахутина Т.В., Мархоцкий Я.Л., Ковалько В.И. и других). Понятие "среда" рассматривается в работе в двух аспектах: социальная среда и окружающая среда. Под понятием "здоровье сберегающая среда" понимается окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного гармоничного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни. Большое значение в процессе успешной социализации ребенка играет благополучная семейная и школьная среды.

Вторая глава «Применение здоровье сберегающих технологий в обучении математики» посвящена различным технологиям, приемам, методам и мероприятиям, связанным со здоровьесбережением обучающихся: приводятся конкретные упражнения, физкультминутки, объясняется постановка уроков. Так же описано исследование обучающихся, с целью выявления сформированности понятия здорового образа жизни. Были даны некоторые рекомендации по улучшению здоровье сберегающего аспекта обучения. При их выполнении можно будет улучшить состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, в том числе и на математике.

Таким образом, мы реализовали все поставленные перед нами задачи и достигли цели данной курсовой работы.

Список литературы

КНИГИ

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000 г.

Ахутина, Т.В. Нейролингвистика нормы//I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998 г.

Мархоцкий, Я.Л. Валеология: учебное пособие: Высшая школа, 2006 г.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, 2000 г.

Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов - М.: Просвещение, 2002 г.

Кучма, В.Р., Сердюковская, Г.Н., Демин, А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000 г.

Липатникова, И.Г. Конструирование устных упражнений в системе развивающего обучения в начальной и средней школе: Екатеринбург: АМБ, 2003 г.

Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. 032100 "Математика" - М.: Владос, 2003 г.

Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение - М.: Просвещение, 1996 г.

Брашевец, С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия, 2003 г.

Кусаинов, Г.М., Кусаинова, М.А. Психолого - педагогический словарь: Учебное пособие. - Усть-Каменогорск: Изд-во , 2007 г.

Блинов В.И., Волошина И.А., Словарь - справочник современного российского профессионального образования - М.: ФИРО (Федеральный институт развития образования), 2010 г.

Калинова, Г.С., Мягкова, А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников //Человек. Культура. Здоровье. М.Генезис, 1997 г.

Фридман, Л.М. Психолого - педагогические основы обучения математике в школе - Минск, 2005 г.

 Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург: УрГПУ, 2005 г.

Ганеев, Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург: УрГПУ, 1997 г.

Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика - М.: НМЦ СПО, 1999 г.

Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г.

Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2002 г.

Ганеев, Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Урал. гос. пед. ун-т.; - Екатеринбург: УрГПУ, 1997 г.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,: ВАКО, 2004 г.

Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М., Просвещение, 1991 г.

Гаврилова, Т.Д. Занимательная математика. 5 - 11 классы - Волгоград: Учитель, 2004 г.

Игры и упражнения для укрепления здоровья детей. //Педсовет, журнал №4, 2006 г.

Ильющенков, В.В., Берсенева, Т.А. Здоровье и образование. СПБ., 1993 г.

Законодательные материалы

Запись под заголовком

Днепров, Э.Д., Аркадьев, А.Г. Математика. Сборник нормативных документов: Федерал. компонент гос. стандарта: Федерал. базис. учеб. план - М.: Дрофа, 2004 г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРЫ

Ресурсы удаленного доступа

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / 1998- 2011. - Режим доступа: http://www.megabook.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ

Всероссийский форум «Школа - территория здоровья» [Электронный ресурс] / 2008. - Режим доступа: http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4166.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ

СТАТЬИ

Статья из сборника

Присяжная, В.Н Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики" [Текст] // Материал науч. - практ. конф., посвященной учебной работе (08 ноября 2012), 2012





36


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.