Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»

3
0
Материал опубликован 9 December 2020

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения


Зуева Т.П. - воспитатель,

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении

Жан Жак Руссо

Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И, пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20%-дефицит массы тела, 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причем, с каждым годом, состояние здоровья дошкольников ухудшается.

В настоящее время задачи по оздоровлению ребенка – дошкольника и культивированию здорового образа жизни являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Они отражены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Отмечается  устойчивая взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Как правило, у таких детей встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений и др. Дети с нарушенным зрением отстают от нормальновидящих сверстников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. У таких детей наблюдается значительное отклонение от нормы состояния двигательного аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического развития также сдвигаются во времени и замедляются.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Что же такое здоровьесберегающая технология?

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:

медико-профилактические

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

(Мониторинг здоровья, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН).

физкультурно-оздоровительные

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
(Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.

(Тренинги, релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия).

валеологического просвещения родителей

Это информационно-просветительская деятельность, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, привлечении их к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

(Дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях, консультации, информационные стенды, ширмы, памятки, презентации, буклеты и т.д.).

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, которые делятся на четыре группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Технология эстетической направленности.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Коррекционные технологии.

(Образовательная деятельность по областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»).

В ДОУ для детей с нарушениями зрения вся учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится по рекомендациям врача-офтальмолога с учетом особенностей развития дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также с соблюдением следующих принципов здоровьесберегающих технологий:

использование дидактических, наглядных пособий, мебели, оборудования в соответствии  с требованиями СанПин и офтальмологических требований;

чередование различных видов деятельности  в режиме дня;

соблюдение режима зрительных нагрузок и проведение коррекционных пауз на каждом занятии;

обеспечение двигательной активности ребенка;  

профилактика вторичных отклонений в развитии детей.

Используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Физкультурное занятие.

На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений, развитию мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки. Такая работа способствует компенсации вторичных отклонений в двигательных актах у детей с нарушением зрения.

Для повышения эффективности физического воспитания детей и выравнивания недостатков развития движений на занятиях используется нестандартное спортивно – игровое оборудование.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, а также для отдыха глаз в детском саду используются такие здоровьесберегающие технологии как: физминутки и офтальмологические паузы (коррекционные паузы).
В коррекционные паузы включаются разнообразные упражнения для глаз, элементы самомассажа, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Гимнастика для глаз – обязательный элемент коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушений зрения; развитию подвижности глаз; снятию глазного утомления ; расслаблению зрительной системы; положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения; тренирует аккомодационные мышцы; укрепляет глазодвигательные мышцы; активизирует и восстанавливает зрение при косоглазии и амблиопии..

Педагогами нашего детского сада используются различные виды зрительных гимнастик:

по словесной инструкции или с использованием художественного слова,

с опорой на схему или зрительные метки (зрительные тренажеры, лабиринты),

с использованием атрибутов,

электронные зрительные гимнастики.

Зрительная гимнастика проводится на каждом занятии по 3 – 5 минут.

Дыхательная гимнастика

Способствует укреплению дыхательной мускулатуры, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Стимулирует работу головного мозга, насыщая его кислородом, регулирует нервно-психические процессы, повышает общую сопротивляемость организма.

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психические процессы: мышление, память, воображение; снимает тревожность.

Самомассаж

Благодаря самомассажу дети учатся понимать свое тело; развивают мелкую моторику; осуществляется профилактика простудных заболеваний, повышается жизненный тонус.

Также в своей работе педагоги ДОУ используют такие здоровьесберегающие технологии как:

Язычковая (артикуляционная гимнастика), формирующая правильное произношение: выработку полноценных движений губ, языка, челюсти.

Гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика), которая облегчает пробуждение ребёнка, содействует переходу организма из состояния покоя в состояние бодрствования.

Релаксация, позволяющая ребенку расслабиться, снять напряжение, возбуждение, сконцентрировать внимание.

Сказкотерапия («Лечение сказкой»)

Благодаря сказкотерапии у детей формируется творческое отношение к жизни. Сказка помогает увидеть детям многообразие способов достижения цели, развивает их скрытые способности к решению жизненных задач, у них появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные игры

Игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы.

Ритмика, основной задачей которой является коррекция двигательных нарушений и недостатков физического развития детей с нарушениями зрения. Занятия ритмикой носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности детей, позволяют дошкольникам преодолевать трудности зрительно – пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. Взаимодействие педагогов с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей (информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления детей без лекарств; информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей к участию в физкультурно – массовых мероприятиях ДОУ; проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам здоровьесбережения) способствует укреплению здоровья дошкольников.

Благодаря регулярному использованию здоровьесберегающих технологий педагогами ДОУ на различных занятиях и в разных видах деятельности у дошкольников повышается острота зрения, развиваются глазодвигательные функции и бинокулярное зрение. Совершеннее становится общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие, соматические показатели здоровья дошкольников также улучшаются.


Список литературы:

1.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. – 160с.

2.Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. - М.: Сфера, 2005. – 95с.

3.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер для сохранения детского зрения. - М.: Эксмо, 2003. – 48с.

4. Здоровьесберегающее образование: Аспекты озраны зрения у детей. Методические рекомендации / авт. – сост. З.П. Малева. – Челябинск: Челябинский институт дополнительного профессионального образования педагогических работников, 2001. – 56с.

5.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для медработников и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002. – 61с.

6.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Практическое пособие - Воронеж: Учитель, 2005. -127с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации