Консультация для логопедов «Использование современных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР»

3
1
Материал опубликован 18 February 2020

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области





Консультация

для логопедов





Использование современных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.







Составила:

учитель-логопед

МДОУ «д/с № 27»

Хворова Елена Витальевна



2020г.



В современном мире в работе с детьми  с речевыми нарушениями недостаточно использовать  традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников,  обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии рисует, пишет или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
В своей  профессиональной деятельности  самостоятельно  апробирую и успешно применяю элементы следующих технологий:

здоровьесберегающие технологии - дыхательная гимнастика, - логоритмика, - зрительная гимнастика, - релаксация, - кинезиологические упражнения, - психогимнастика, - аурикулотерапия, - артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, - миогимнастика, - Су - Джок терапия, - крупотерапия

ИКТ - технологии (компьютерные технологии)

игровые технологии

метод проектирования

метод наглядного моделирования

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЦЕЛЬ: Обеспечение физического и психического развития и здоровья ребенка. Используются на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

Результат использования - оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

t1581991566aa.jpgt1581991566ab.jpg

Дыхательная гимнастика

ЦЕЛЬ: Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы.

Результат использования развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.

Картотеки упражнений для развития дыхания по Стрельниковой А.Н. Игровое пособие «Дождинки», «Снежинки», «Бабочки» (см. Приложение №1).

Используемая литература:

1.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР 2. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ». Изд-во: Метафора 2007г.

Логопедическая ритмика

t1581991566ac.jpgt1581991566ad.jpg

ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов  в сочетании со словом, музыкой, движением.

Результат использования – способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, укрепляет у логопатов костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, фонематическое восприятие.

Картотека упражнений И.Галянт «Смешные человечки»

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. 2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.

4. И. Галянт, М. Галянт «Пальчиковые игры» // Дошкольное воспитание. 2003г

Зрительная гимнастика

t1581991566ae.jpgt1581991566af.jpg

ЦЕЛЬ: Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации. Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Результат использования - профилактика миопии.

Игровое пособие «Зайка и морковка» Картотека упражнений (см. Приложение № 3). Презентация « Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова»

Используемая литература:

1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. Изд-во: Сталкер, 2004 г. 2. В.П. Биран «Великое счастье — хорошо видеть» 3. Э.С.Аветистов, Е.И.Ковалевский «Руководство по детской офтальмологии», Изд-во: Медиа, 1987 г. Интернет ресурсы

Релаксация

ЦЕЛЬ: Регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение.

Результат использования - Развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Картотека релаксаций.

Используемая литература: 1.Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.

Кинезиологические упражнения

t1581991566ag.jpg

ЦЕЛЬ: Формирование и развитие межполушарного взаимодействия

Результат использования - упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Картотека кинезиологических упражнений.

Используемая литература:

1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

2. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

3 . Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и  культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

4. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация “леворукого” ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.

Психогимнастика

t1581991566ah.jpg

ЦЕЛЬ: Обучать детей выразительным движениям, тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение.

Результат использования - развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.

Картотека психогимнастических упражнений.

Используемая литература:

Чистякова М.И. Психогимнастика. Изд-во г. Москва, «Владос» 1995г.

Аурикулотерапия

t1581991566ai.jpg ЦЕЛЬ: Снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей. Оздоровление всего организма ребенка

Результат использования - Оптимизация процесса коррекции речи детей-логопатов. Оздоровление всего организма ребенка.

Картотека упражнений (см. Приложение № 7)

Используемая литература:

1.Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

t1581991566aj.jpg ЦЕЛЬ: Выработка полноценных, правильных движений при определенных положениях органов артикуляционного аппарата. Активизация интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкой моторики.

Результат использования: формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков. Синхронность работы полушарий головного мозга. Развитие способностей, улучшение память, внимания, мышления, речи

Картотека упражнений (см. Приложение № 8).

Используемая литература:

1.Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», Издательство: Детство-Пресс. 2011г. 2.Коноваленко «Топ-хлоп»

Миогимнастика

t1581991566ak.jpg

ЦЕЛЬ: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Улучшить подвижность артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк.

Результат использования - стимуляция развития мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляется круговая мышца рта, предупреждает нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращает зубочелюстную деформацию.

Картотека упражнений (см. Приложение № 9)

Используемая литература:

Статья из интернет ресурсов Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова «Миогимнастика»

Су - Джок терапия

t1581991566al.jpg

ЦЕЛЬ: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах

Результат использования: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей. Оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, оздоровление всего организма ребенка.

Картотека комплексов упражнений: «Ёжики», «Мячики»

Используемая литература:

Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Крупотерапия

t1581991566am.jpg

ЦЕЛЬ:  Развитие   мотивации   речевого общения,   активизация   речевой активности,    коррекция различных   сторон   речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности,  коррекция мелкой моторики рук снятие мышечной напряженности.

Результаты использования: создание зоны тактильно - кинестетической чувствительности. Снятие мышечной напряженности.

Картотека упражнений «Игры с крупой (песком)»

Используемая литература:

1.Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии» 2011г.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» 2009 г.

Нетрадиционная пальчиковая гимнастика

t1581991566an.jpg

ЦЕЛЬ: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие ручной умелости, снятие напряжения.

Результаты использования: влияет на центры развития речи.

Картотека нетрадиционных упражнений (см. Приложение № 8-А)

Используемая литература:

1.Рыжанкова Е.Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой».

2.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук».

t1581991566ao.jpg3.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Хлоп-топ» Изд-во: Гном. 2009г.

4.Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» Изд-во: Эксмо. 2008г.

ИКТ - технологии

ЦЕЛЬ: Коррекция речевых нарушений, повышение интереса детей  к  занятиям с логопедом, эффективности   и  качества коррекционной работы.  Оптимизация профессиональной деятельности логопеда и коррекционно-логопедического процесса в целом.


t1581991566ap.jpg Результат использования: создание картотеки презентаций для артикуляционной гимнастики, картотеки презентаций для автоматизации звуков, разработка и  апробация для дошкольников игр-тренажеров; успешное  применение  компьютерных игр, интерактивных DVD фильмов; мультимедиа в работе с дошкольниками, родителями, коллегами

Картотека презентаций.

Используемая литература:

1.Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». «Логопед в детском саду» – Л., 2006. – № 6 (13). 2. Кутепова Е.Н. «Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств »// Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

3.Интернет-ресурс http://www.logozavr.ru/

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


t1581991566aq.jpgt1581991566ar.jpg

ЦЕЛЬ: Развитие   мотивации   речевого общения,   активизация   речевой активности,    коррекция различных   сторон   речи. Более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.


Результат использования - обогащение логопедического кабинета развивающими и дидактическими играми, пособиями: «Логопедическое лото», «Логопедическое домино», «Логопедическая ромашка», «Весёлые прищепки», «Логопедические пазлы», «Кто в домике живет?»,

  «Запомни, повтори», «Один-много-ласково», "Читаем по буквам", "Читаем по слогам", "Читаем предложениями"  и  т.д.

Используемая литература:

1. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» Изд-во: Эксмо. 2008г. 2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя» Изд-во: Просвещение 1983г. 3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение», Изд-во: Академия 1998г.

15 МЕТОД ПРОЕКТОВ

t1581991566as.gif

ЦЕЛЬ: совершенствование всех сторон речи, активизация речевой активности. Развитие таких качеств, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребенком, родителями.  Формирование  творческой личности, самоконтроля правильной речи.
Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе (коллективе), позволяет ребенку развивать речевые коммуникации, дает новые знания об окружающем мире. 

Результат использования – реализованные проекты:

«9 мая – День Победы» 2017 г.

«Весёлый язычок» 2018 г.

«Гласные – звук и буква» 2019г.

«Согласные – звук и буква» 2019г.

Используемая литература:

1.Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании / С. М. Оберемок. – Новосибирск, 2005г

16 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

t1581991566at.jpg

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с графическим способом представления информации. Способствовать развитию умения дешифровки модели. Развивать навык самостоятельного моделирования

Результат использования – создание демонстроционного и раздаточного материала для зрительного представления абстрактных понятий: звук, слово, предложение, текст. Более быстрое и успешное обучение чтению.

Используемая литература:

1.Чигирева Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) [Текст] / Е. В. Чигирева // Молодой ученый. — 2014. — №20. 2.  Базик И. Развитие способностей к наглядному предметному моделированию. Дошкольное воспитание, № 11, 1984г. 3.Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов, Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г.   4. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника. Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.
















13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный опыт индивидуальной коррекционной работы!!!

18 February 2020

Похожие публикации