Тема. РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ
Цели: Назвать потребителей электрической энергии в вашем доме.
Привести примеры бытовых электроприборов, в которых имеется функция
изменения режимов работы.
Прогнозируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать;
■ какие электроустановочные и электротехнические изделия используются в быту и каковы их особенности.
учащиеся должны уметь:
■ выбирать необходимые электроустановочные и электротехнические изделия для бытовых нужд, основываясь на их функциональном назначении и технических характеристиках.
Оборудование и средства обучения: розетки, вилки, различный инструмент проектор, компьютер.
Х о д урока
I. Этап организации занятия
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Вопросы учителя:
• Какой вид деятельности вы выполняли на прошлом занятии?
• Какому виду деятельности будет посвящен сегодняшний
урок, что мы будем изучать?
Какими свойствами обладает железо?
Почему чистое железо не используется в промышленности?
Назовите сплавы на основе железа?
Почему эти сплавы получили широкое распространение?
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и учебные
задачи, определяет содержание практических заданий.
III. Этап изучения нового материал
Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии. Для безопасности, удобства работы и пользования электричеством служат электроустановочные и электротехнические изделия.
Вы постоянно с ними сталкиваетесь, например, дома и в школе.
Штепсельные вилки
различных конструкций
Штепсельные вилки. В зависимости от конструкции штепсельные
вилки делятся на разборные и неразборные (опрессованные)
Ослабленный контакт приводит к искрению и подгоранию изоляции электрического провода, а также оплавлению корпуса штепсельной вилки.
Типы электрических удлинителей, используемых в быту
Тип электрического удлинителя | Характеристика |
С заземлением | Используется в случае постоянного включения одного или нескольких электрических приборов |
Без заземления | Используется, если в помещении установлены штепсельные розетки без заземления, а также для непродолжительного включения электрического прибора |
На катушке | Катушка используется для электрических удлинителей большой длины, удобна для переноски, надежно защищает удлинитель от перегибов, повреждения изолирующего слоя, оснащена заземляющим контактом |
Пылевлагозащищенный | Предназначен для подведения электричества в труднодоступные места. Изготавливается из прочного износостойкого пластика. Для предотвращения попадания внутрь влаги и пыли гнезда розеток защищены специальными крышками |
С защитными шторками | Специальные шторки в каждом из гнезд розеток удлинителя защищают от проникновения внутрь посторонних предметов. |
С выключателем (сетевой фильтр) | Автоматический выключатель одним щелчком выключает все подключенные к удлинителю приборы, что надежно защищает оборудование и сам удлинитель |
Промышленные электрические удлинители предназначены для передачи максимально мощной нагрузки на производстве, при выполнении строительных работ и т. д. Корпуса таких электрических удлинителей отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к внешним воздействиям окружающей среды, что позволяет использовать их как внутри помещений, так и снаружи.
Если на токопроводящей жиле налет зеленого цвета, значит, в удлинитель попала влага, если черного или серого, значит, плохой контакт штепсельной вилки электрического прибора с самими пластинами в штепсельных розетках удлинителя.
Автоматический выключатель
Номинальный ток автоматического выключателя указывается в амперах (А), в диапазоне: 6,3, 10, 16, 25, 32, 40 А и др. Чтобы определить, какой автоматический выключатель необходимо установить в помещении, надо знать суммарную мощность электрических приборов. Например, на кухне используются 10 бытовых электрических приборов мощностью 1200 Вт — всего 12 000 Вт. Следовательно, потребляемый электрический ток по закону Ома составляет: 12 000 : 220 = 54 А (в случае подключения одновременно
всех 10 приборов). Включение одного за другим приборов приведет к следующей ситуации: каждый включенный прибор (+1200 Вт) будет увеличивать потребляемый электрический ток в этой цепи. Включенный 5-й прибор увеличит потребляемый ток до:
5 х 1200/220 = 27,3 А.
Электромонтажные инструменты
Строение провода ПВС 2х1,5
Чтобы определить количество жил в проводе, важно уметь читать его маркировку. Например, маркировка ПВС 2х1,5 означает провод ПВС, имеющий две жилы сечением 1,5 мм2. Сечение провода подбирается в зависимости от мощности подключаемого оборудования.
Клеммные колодки (зажимы)
Следует помнить, что клеммные контакты (особенно в винтовых колодках) необходимо постоянно проверять и подкручивать (подтягивать) винты, т.к. при нагревании проводов они могут осла
Последовательность ремонта штепсельной вилки с заземлением
IV. Этап первичной проверки изученного материала
Пользуясь информацией, определите, что произойдет при включении 5-го электрического прибора на кухне, если на данной линии стандартный автоматический выключатель рас-
считан на величину электрического тока 25 А.
Как вы думаете, имеет ли значение цвет изоляции контактов
(жил)? Можно ли соединять провода разных цветов? Используя
знания из курса физики, объясните, что может произойти, если ну-
левой провод соединить с фазным.
У. Этап выполнения практических заданий
1. Монтаж и разборку всех электротехнических и электроустановочных изделий проводите только при отключенном источнике электроэнергии.
2. Не дотрагивайтесь руками до элементов собранной электрической цепи после включения источника электрического тока.
3. Проверяйте, чтобы электромонтажные инструменты имели изолированные ручки.
4. Работайте только исправным инструментом. Подавайте инструмент ручкой от себя, а на стол кладите ручкой к себе.
5. Бережно обращайтесь с электромонтажными инструментами и материалами, используйте их только по своему назначению.
6. Следите, чтобы лезвие отвертки плотно входило в шлиц винта. Не работайте отверткой на весу при монтаже штепсельной вилки.
Практическая работа. Ремонт разборной штепсельной вилки
Цель: научиться выполнять ремонт (монтаж) разборной вилки.
Оборудование, материалы и инструменты: неисправная штепсельная вилка с проводом (провод и штепсельная вилка), электромонтажные инструменты и материалы.
Порядок выполнения работы
1. Определите неисправность штепсельной вилки.
2. Определите способ устранения неисправности.
3. Выполните ремонт (монтаж) штепсельной вилки.
4. Проконтролируйте качество выполненной работы.
VI. Этап оценки выполненных заданий
Учащиеся выполняют самооценку и взаимооценку объема и
качества выполненных работ.
.
VII. Этап подведения итогов урока
Учащиеся называют свои отметки, учитель делает количественную
и качественную оценку выполненных работ, отмечает
типичные недостатки при выполнении заданий, рекомендует
пути повышения эффективности знаний и умений учащихся
(дополнительные, поддерживающие занятия и др.).
VIII. Этап рефлексии
IX. Этап завершения занятия
Записать тему занятия и выставить отметки в дневники.
Дать рекомендации учащимся. При необходимости назначить
стимулирующие или поддерживающие занятия. Ответить на вопросы.
1. Объясните, каково назначение электромонтажных инструментов.
2. Для чего изолируют ручки электромонтажных инструментов и токопроводящие жилы электрического провода?
3. Провода какой марки применяют для подключения к источнику тока бытовых электроприборов?
4. Возможны ли случаи, когда при исправных проводах электрическая лампа вообще гореть не будет? Ответы обоснуйте.
5. Для каких целей при соединении электрических проводов после снятия изоляции токопроводящие жилы зачищают надфилем до блеска?
6. Вы включили настольную лампу. Электрическая лампа замигала и в патроне послышался характерный треск. В чем может быть причина данного явления? Укажите порядок его устранения.