Технология создания и проведения дистанционного урока с помощью Discord
Сурганова Ирина Петровна,
учитель истории, обществознания, литературы
МКОУ «ООШ с.Михайловки»
Харабалинского района
Астраханской области,
с.Михайловка
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ
ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА С ПОМОЩЬЮ DISCORD
В недавнем времени вся страна столкнулась с проблемой дистанционного обучения из-за пандемии коронавируса.
Что же такое «дистанционное обучение»?
«Это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации, т.е. без непосредственного контакта между ними»[1].
Преподавание учебных дисциплин стало интерактивным, то есть глобальная система «Интернет» стала основным (если не единственным) аккумулятором образовательной деятельности.
Целью такого учебного занятия в дистанционном режиме для меня является сохранение контакта с учеником, развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие умений высказывать свою мысль не на листе бумаги, а в диалоге с учителем. Поэтому закономерный вопрос: «Как же выстроить и провести дистанционный урок, используя ресурсы сети»?
Действительно, «Интернет» - это глобальная сеть, охватывающая большое количество информации, систематизированной в не менее большом количестве сайтов. Необходимо выбрать платформу, то есть «место» проведения дистанционного урока. Мною были использованы следующие средства: электронная почта, веб Альтернатива, Discord, РЭШ, WhatsApp. Мы сразу же поняли, что многие ресурсы попросту не в состоянии выдержать огромную нагрузку. Дневник.ру не загружался, на ВебАльтернативу можно было зайти только поздно вечером. Я в своей деятельности остановилась на Discord. Он очень удобен для учеников, так как подростки играют компьютерные игры и многие из них уже зарегистрированы в Discord. Т.е. получается, что не ученики пришли ко мне, а я пришла к ним. Ученики помогли мне освоить Discord, создать сервер, пригласить учащихся.
Discord предлагает бесплатную учебную платформу с закрытым доступом для разных предметов, текстовые каналы для организации уроков, голосовые каналы для проведения урока, личных бесед, групповых обсуждений и даже консультаций.
В Discord есть функция Go Live, которая позволяет проводить занятия для 50 человек, вне зависимости от того, где они находятся. Ученики вас не видят — им транслируется лишь изображение с вашего компьютера. Начав трансляцию, вы сможете отвечать на вопросы и обращаться к ученикам так, как делали бы это в классе. Посторонние люди не смогут подключиться к сеансу, это его большое преимущество перед Zoom
На примере изучения предмета «История древнего мира» для 5 класса можно привести примерный алгоритм создания и проведения дистанционного урока в условиях использования
Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока не должна отличаться от методической разработки «классического» занятия в учебном классе.
Выбрав платформу, начинается создание урока. Важнейшим аспектом на данном этапе является реализация предметных учебных программ, достижение планируемых результатов.
Основным этапом методической разработки урока является теоретическая подготовка к нему и выбор дидактического материала (схемы, карты, таблицы), которые можно использовать в проведении урока. Поиск учебных материалов для организации урока осуществляется через сайты «Инфоурок», «Видеоуроки.нет». «РЭШ». Учитель может загрузить материалы к уроку (видеоуроки, презентации, таблицы, схемы, карты) заранее. Каждый ученик класса может скачивать их к себе на компьютер, выполнять задания индивидуально или работать с материалами совместно с другими учащимися и учителем.
Проведение дистанционного урока следует разделить на ряд этапов:
1) повторение домашнего задания,
2) постановка учебной цели урока,
3) знакомство с новой темой,
4) изложение нового материала,
5) обсуждение нового материала.
Повторение домашнего задания начинает урок. Из опыта проведения подобных занятий отмечу, что данная проверка не превышает 5-7 минут. Мною был использован метод «крестики – нолики» (в игровой форме задаётся 9 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет»). Таким образом, удается охватить необходимый материал за минимальное количество времени и каждый учащийся получает оценку за подготовку домашнего задания.
При постановке учебной цели урока учитель задает вопрос аудитории обучающихся. Исходя из ответов обучающихся, учитель самостоятельно формулирует учебную цель конкретного занятия, ориентируясь на маршрутный лист урока.
Далее учитель знакомит учеников с новой темой, связывая её с уже изученным материалом.
Изложение нового материала является основной частью занятия. В зависимости от сложности темы временные рамки данного этапа охватывают период 5-7 минут. Во время online урока учитель может демонстрировать презентацию, видеоуроки или любые другие материалы урока.
Обсуждение нового материала представляет собой игровую форму. После обсуждения причин и следствий того или иного события в форме «вопрос учителя – ответ ученика», предлагается провести игру «задай вопрос учителю». Преподаватель может задать вопрос: «Что удивило, показалось необычным, чем заинтересовал предлагаемый фильм». Ученики отвечают. Таким образом, можно проконтролировать обучающихся на предмет просмотра и усвоения фильма, то есть нового материала.
Также учитель может организовывать в Discord индивидуальную и совместную работу с материалами, размещать любые ссылки, например, на прохождение тестов или викторин по теме урока, демонстрировать экран своего компьютера, задавать вопросы обучающимся и получать обратную связь как в чате, так и голосом. Можно в текстовом канале прикрепить ссылку на онлайн-тест и предложить пройти его ребятам для закрепления материала.
По хронологическим рамкам это самый протяженный этап занятия, который охватывает не менее 10 минут учебного времени.
Фактически, мы отмечаем, что данные этапы дублируют «классическое» учебное занятие. Однако есть весомое отличие - временные рамки урока. Если в школьном классе урок длится 40-45 минут, то на проведение урока в условиях дистанта в 5 классе отведено всего 20 минут.
Говоря о преимуществах проведения подобной формы урока, следует отметить, что сохраняется учебный процесс образовательной организации, ведь уроки проводятся по обычному расписанию в одно и то же время.
Другой положительной стороной подобного обучения является то, что обучающиеся, в случае непонимания нового материала могут лично обратиться к учителю для пояснения.
Говоря о негативных аспектах дистанционного урока, следует отметить, что сокращенные временные рамки не позволяют охватить весь материал, предложенный в содержании рабочей программы. Поэтому на уроках оговариваются только ключевые и системные вопросы,
Таким образом, проведение урока истории в Дискорд сохраняет диалог учителя с учеником, который способен совершенствовать свои коммуникативные навыки. Конечно, дистанционный урок не может казаться полноценной заменой классического школьного занятия. Однако в условиях пандемии даже такая форма преподавания может иметь свое место в арсенале учителя-предметника.
Думаю, что предложенный алгоритм может быть применен как для гуманитарных, так и для естественных дисциплин.
Список использованной литературы:
Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17
Технология создания и проведения дистанционного урока в условиях использования социальной сети «В Контакте». Горобец И.И./http://laboratoriya.irooo.ru/1064-uroki-istorii-v-distante-vzgyad-po-novomu