Фрагмент урока для 3 класса по теме «Ф.И. Тютчев. "Листья"»
Пояснительная записка к презентации
Тема : « Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочинения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедийная установка, экран, УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» 1 ч.,3 класс, аторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Просвещение, 2013 г.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося Формирование УУД |
I.Организационный момент Цель : активизация учащихся |
Проверка готовности к уроку. Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей. Слайд 1,2 |
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Пятиминутка чтения. Цель : формирование навыка беглого чтения |
-Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения. Слайд 2 |
Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу |
II. Актуализация опорных знаний. Цель : Речевая разминка. |
Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы). Листья жёлтые Учитель: О каком времени года поётся в песне? Учитель: Кто главный герой песни? Слайд 3 |
Познавательные УУД
Ученики: Об осени.
Ученики: Осенние листья.
|
V. Проверка домашнего задания Цель: - развивать творческие способности каждого ученика. |
— А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать.
|
Дети читают наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»
-Учились планировать свое выступление; |
VI. Целеполагание и мотивация
Цель : мотивировать учащихся на умение анализировать лирическое произведение |
Учитель: Осень… Прекрасное время года … Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья” и услышим музыку о настроении осени. - Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве? (слайд 4) Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является “Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте. -Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки?
|
Сообщение учащихся: Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы. . |
VII.Физкультминутка |
Муз.физминутка |
Под музыку дети выполняют движения за героями слайдов |
VIII . Работа по теме урока. 1. Первичное восприятие текста Цель: определить первичное восприятие стихотворения. |
Закройте глаза, можете положить голову на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину. Чтение стихотворения учителем. с. 63 учебник.(на фоне музыки П.И.Чайковского. « Времена Года (Опус 37) - Осенняя Песня (Фортепиано) Октябрь» - Скажите, какое время года описывает поэт?
|
Прослушивание стихотворения учащимися.
-Осень. Учились представлять картины осенней природы. |
2. Анализ стихотворения. Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения - формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; |
Понравилось вам стихотворение? А звучавшая музыка — Какие чувства вы испытывали при чтении? — От чьего имени написано стихотворение? — Как поэт рассказывает о листьях? Такой литературный приём ,который использует автор в создании образа листьев, называется- олицетворение. -Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа. — С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? |
Коммуникативные УУД. Высказывания детей. -От имени листьев. -Он говорит о них как о живых существах.
-Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей. -Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IX. Словарная работа.
Цели: формировать навык выборочного чтения. -утвердить значимость и ценность каждого слова; |
Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? Слайд 5 |
Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.) В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; |
X. Выразительное чтение стихотворения. Цель: - формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; Работа над выразительным чтением. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проверка самостоятельной работы. |
-Какое настроение у автора? -Какие строчки передают настроение радости? -Какие строчки передают настроение грусти? — Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. -К какой группе деревьев относятся сосна и ель? -Как поэт описывал хвойные деревья? -К чему призывают листья буйный ветер? -Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный. - Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.приложение 1 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно). 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания. (Слайд-шоу “Осень”). Слайды 6-9 -В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения? .
— Послушайте стихотворение. Слайд 10 Осенний листок За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном. А когда веселый ветер улетал, Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя, Пусть живет всю зиму у меня. О. Чусовитина — Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь.
|
-Радостное и грустное. -Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе. -Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли. Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях.
-Хвойные. -Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа. -Скорей нас сорвите с докучных ветвей. -Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку. Чтение стихотворения тремя учениками. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы Учились читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
|
XI.Оценивание работы учащихся на уроке. |
- Сегодня все работали хорошо, молодцы! |
Самые активные получают отметки |
XII. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся. |
- Выберите и продолжите предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за … -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… слайд 11 |
|
ХII. Итог урока |
-Какова тема стихотворения? -Какие чувства, настроение выразил поэт? -Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке? -Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?
|
-Показать осенние листья. -Любование картинами осени. -Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,… -Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение. Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу. |
XIV. Дом. задание: |
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63. Слайд12 Молодцы !Спасибо за урок! слайд 13 |
|
Приложение 1
Памятка для самостоятельной работы
1.Правильно ставь ударения: / логическое ударение. 2.Соблюдай паузы: / короткая пауза; // длинная пауза. 3.Выбери силу голоса (громко, тихо). 4.Определи темп (быстро, медленно). 5.Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией своё отношение к произведению. |
1.Правильно ставь ударения: / логическое ударение. 2.Соблюдай паузы: / короткая пауза; // длинная пауза. 3.Выбери силу голоса (громко, тихо). 4.Определи темп (быстро, медленно). 5.Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией своё отношение к произведению. |
Карине Рафаеловна