Групповое занятие в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков и букв «Ж-Ш»: «Женя и Шура в гостях у детей»
ТЕМА: Дифференциация звуков и букв «Ж-Ш»: «Женя и Шура в гостях у детей». (ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Учить различать звуки «Ш – Ж» по глухости/ звонкости.
Задачи: коррекционно – образовательные: закреплять навыки различения и произношения звуков «Ш» и «Ж» изолированно, в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; совершенствовать навык словообразования; совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова кашка. закреплять навыки правописания большой буквы в именах, кличках животных. коррекционно -развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, зрительную память, словесно – логическое мышление, развивать речевое дыхание, развивать ориентацию в на листе бумаги, снимать психоэмоциональное напряжение. воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действии товарищей; воспитывать умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Куклы Женя и Саша, схемы согласных звуков, синий, жёлтый, синий квадрат с колокольчиком, предметные картинки – продукты питания, картинка – кастрюлька со звукослоговой схемой, таблица – буквы Ж и Ш, игрушки - кот и собака, схема для чтения имён кота и собаки.
1. ОРГ. МОМЕНТ. Давайте поздороваемся. Если я один раз хлопну, вы здороваетесь за руки, если 2 раза – плечиками, 3 раза – спинками.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. Выставляются две куклы: мальчик и девочка. Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук «Ж» - (Женя.) В имени девочки первый звук «Ш» - (Шура.) Вы догадались, какие звуки мы будем слушать и произносить?
3.СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ И АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ. Что вы знаете про звук «Ш», «Ж»? Давайте расскажем об этих звуках Шуре и Жене. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук «Ш»? -наши губы вытягиваются вперёд, зубы сближены , язычок поднимается вверх виде «чашечки», голосовой моторчик не работает. Что мы делаем, когда произносим звук «Ж»? -наши губы вытягиваются вперёд, зубы сближены , язычок поднимается вверх виде «чашечки», голосовой моторчик работает. Это звуки разные или одинаковые? Звук «Ш» - согласный, всегда твёрдый и глухой. Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий. Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
4. ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ «Ш», «Ж». «Жужжалки - шепталки - молчалки» - Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите синий квадрат с колокольчиком – покажите, как летит жужжит важный жук, если синий - покажите как ползёт и шипит змея (ш-ш-ш), а если жёлтый – нужно замереть на месте и замолчать.
5. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Игра «Поймай звук» Послушайте, какие у нас Женя и Шура . Если в словах будет звучать звук «Ш», хлопните в ладоши, если услышите звук «Ж», поднимите руку. Произносятся слова: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.
6. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СЛОГАХ. Вы хотите узнать как звуки разговаривают между собой. ша – жа – жа - здороваются жи – ши – ши - сердятся же – ше - же - шу – жу – шу - удивляются шо – жо – жо – мирятся -прощаются А сейчас вы не ребята, а смешные медвежата.
– Динамическа пауза. - «Медвежата»
7.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВАХ, ФРАЗАХ.
1) Игра «Что кому?» Женя и Шура у нас сегодня в гостях, давайте их угостим. Но только Шура любит угощение со звуком «ш», а Женя со звуком «ж». Выбирают картинки (пирожок, окрошка, напиток «Снежок», творожок, пирожное, мороженное, лапша, картошка, груша, пышка, плюшка, ватрушка, горошек, жаркое, и придумывают слова на эти звуки. У Жени пирожок. У Шуры - пышка.
2) Звукослоговой анализ слова. А что любит и Женя, и Шура вы узнаете, если отгадаете, что в этой кастрюльке. Звукослоговая схема слова КАШКА. В этом слове 2 слога. Почему? Сколько звуков в первом слоге? Во втором слоге? Какие это звуки? – характеристика звуков. Что же любят Женя и Шура ? – это кашка Дети дуют на занавеску на кастрюльке, проверяют правильно ли они отгадали? Кашка из гречки. Чтоб Шура с Женечкой ели, Где варилась ? В печке. Кашу хвалили, Сварилась, упрела На всех разделили.
8. РАБОТА С БУКВАМИ. 1) Снова вместе поиграем, буквы быстро посчитаем. Таблица с буквами. (таблица с наложением букв Ж и Ш) 2) Женя и Шура хотят загадать вам загадки. У них есть кот и собака. (игрушки ). Отгадайте, как их зовут. Их имена зашифрованы в этих таблицах. Как зовут кота? Возьмите букву вверху слева и внизу слева, внизу справа, посередине, вверху справа ( ПУШОК) Как зовут собаку? Возьмите букву внизу справа, внизу слева и вверху слева, вверху справа (ЖУЖА) Уточнить правила написания кличек животных.
9. Итог занятия. Нашим гостям пора уходить домой. Давайте с ними попрощаемся. Как выдумаете, вы хорошо сегодня отвечали? Хорошо занимались? Давайте, скажем друг другу комплементы, т.е. похвалим друг друга. Ты сегодня был самый внимательный, самый послушный, самый добродушный, отважный, послушный. Дети передают друг другу шарик и говорят комплементы.