Урок русского языка в 6 классе «Чередование гласных в корнях –скак- / -скоч-»

1
0
Материал опубликован 11 January 2022 в группе


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Нескучный урок» 6 класс


Тема: Чередование гласных в корнях –скак- / -скоч-

Цели: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами; развитие орфографических навыков.

Задачи: вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием; отработать навыки «опознавания» корней с чередованием.

Планируемые результаты: 

Предметные: овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных –скак- / -скоч-; овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием; овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.

Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; овладение умением работать в группах.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: овладение новыми знаниями


ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности. Проблемный вопрос.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, соскочить со ск…куна на ск…ку, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

Прочитать текст.

- Определить тип, стиль, основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать нам автор.

- На какие правила пропущены гласные в корне? Назвать пропущенные буквы.

Учитель предлагает учащимся определить, в какую группу можно отнести слова соскочить, на скаку, скакуна (подводит учащихся к формулированию темы и цели урока).

 Просит учащихся сформулировать правило, когда в корне -скак-/-скоч- пишется а, а когда – о. Дает задание: обсудить в парах и предложить вариант алгоритма работы с данным правилом.

Учащиеся формулируют правило на основе сделанных наблюдений. Сопоставляют правило с материалом учебника на с. 64. Составляют алгоритм работы с данным правилом

Формулируют тему урока. Целеполагание ( исходя из темы). 

3.Закрепление умения применять изученное орфографическое правило в практике письма.

Учебник стр. 64 упражнение 116.

4. Работа по теме урока. Восстановить таблицу. «Мозговой штурм» (карточки с заданием у каждого учащегося)

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Корни с чередованием

Ответы


Слова-исключения

1. От ударения

А. -кас-, -кос;



Б. -раст-, -рос-, -ращ-;


2. От последующей буквы

В. -зар-, -зор-;




Г. –скак-, -скоч-


3. От наличия суффикса А после корня

Д. -лаг-, -лож-;



Ж. -гар-, -гор-;


4.От значения

З. -пер-, -пир-, -бер -, -бир- и др.



5. Физминутка.

6.Игра «Четвёртый лишний»

Работа по карточкам (карточки с заданием у каждого учащегося)

- Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило: 

Расст.лался, ум.раю, заг.раю, к.саюсь.

Предл.жение, р.стение, зар.сли, к.сание.

Подг.реть, з..рянка, зам.реть, уг.реть.

Взаимопроверка.

Словарная работа. Что такое зарянка?

ЗАРЯНКА – небольшая кустарниковая певчая птица семейства дроздовых с землисто-бурым оперением на спине и рыжим на груди и горле.

Составить предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты учащихся)

Синтаксический разбор предложения.

7. Буквенный диктант.
1 ) изл…гать (а) 2) пол…жить(о) 3) прл…гательное(а) 4) распол…жение (о) 5) отр…сль (а) 6) р…стение (а) 7) р…сток (о) 8) к…снуться (о) 9) заг…р (а) 10) ог…рок (а)
Взаимопроверка.

8. Итог урока. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение».

Продолжить предложение:

Сегодня я узнал …

Для меня сегодня на уроке самым сложным было …

Я научился …

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?

9. Домашнее задание (дифференцированное)

1) Выполнить упражнение 117.

2) Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

3) Составить тест на тему: «Гласные в корнях с чередованием» (5-7 вопросов)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации