Доклад на тему «Формирование толерантного сознания и поведения школьников как основа духовно-нравственного воспитания»
Районная научно-практическая конференция
«Могойтуйский район: история и современность»
Тема. Формирование толерантного сознания и поведения школьников как основа духовно-нравственного воспитания.
Подготовила: Шубина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Нуринская СОШ»
Содержание.
Введение.
Теоретические идеи толерантного воспитания.
Актуальность.
Основные идеи и взгляды.
Основные проблемы воспитательной работы.
Анкетирование родителей и детей.
Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка.
Основные технологии воспитательной работы.
Практическое обоснование.
Программа толерантного воспитания младших школьников.
Совместная деятельность класса и семьи.
Предполагаемые результаты.
Критерии экспертизы программы.
Критерии работы классного коллектива.
Диагностика.
Заключение.
Литература.
Приложение .
Теперь,
когда мы научились летать
по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на Земле,
как люди.
Бернард Шоу
Введение.
Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной,
смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям всё лучшее, на чем держится всё человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Ведь забывая корни, мы разрываем связь времен и поколений.
Именно сейчас в непростых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти, не только наших детей, но и будущее России от многих бед.
Поликультурная направленность образования получает все больше признания в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы различных стран.
Мы живем в поликультурном обществе, где идет интенсивная интеграция этносов, культур, традиций. В этих условиях сохранение культурного разнообразия предлагает сохранение этнокультурной специфики духовности народов. В век глобализации и информатизации, когда появляются реальные возможности межнационального культурного взаимодействия и обмена. Важной особенностью поликультурного образования становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Возникает необходимость воспитания толерантной личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире.
Проблема исследования: падение духовности и нравственных принципов подрастающего поколения.
Объект исследования: является процесс воспитания толерантности школьников.
Предмет исследования: механизмы повышения эффективности воспитания толерантной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Цель исследования: изучить и раскрыть педагогические условия повышения эффективности толерантного сознания и поведения школьников.
Гипотеза: процесс формирования толерантного сознания и поведения школьников будет более эффективным, если:
- будут созданы условия, способствующие развитию национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;
- бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми и окружающими.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
Проанализировать методическую литературу по проблеме.
Определить формы и содержание работы по реализации данной цели.
Обобщить материалы исследования и разработать программу по формированию толерантного сознания и поведения школьников.
Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность толерантного воспитания и его значение в развитии личности, ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов по теории и практике духовно-нравственного воспитания.
Методы исследования. Изучение и теоретический анализ литературы; анкетирование родителей и обучающихся; изучение педагогического опыта; диагностические методы воспитания.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке программы по воспитанию толерантности. Нормой жизни каждого взрослого и ребёнка должна стать толерантность. Реализация программы поможет непохожим людям жить рядом.
Теоретические идеи толерантного воспитания.
Актуальность.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать
деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Для многонационального государства Российской Федерации толерантность как ценность приобретает особую значимость и актуальность. Могущество, сила нашего народа в его единстве. Воспитание толерантной личности, основанной на нравственных ценностях и идеалах, – это залог процветания Великой России.
Особую роль в воспитании гражданина Отечества имеет школа, как социальный институт она обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности
Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.
За годы работы классным руководителем в начальной школе обучались дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, буряты, евреи, башкиры, азербайджанцы, молдаване, грузины. Я убедилась в необходимости толерантного воспитания, приобщении каждого ребенка к духовной, нравственной национальной культуре своего народа, культуре российского общества. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Она необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи, класса, общины, так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Учитывая особенности нашего времени, кризисное состояние нравственности и духовности общества, негативное воздействие СМИ на личность ребенка.
1. 2. Основные идеи и взгляды.
Формирование демократического государства, гражданского общества в России невозможно без воспитания патриота, личности гражданина, основанной на нравственных ценностях и идеалах многонационального народа.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения заложены основные идеи, подходы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Программа составлена на основе этих идей, подходов с учетом следующей системы фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.
Толерантное воспитание младших школьников ориентировано на воспитание толерантной личности ребенка, основанной на традиционных ценностях и идеалах:
патриотизма;
трудолюбия;
доброты, душевной щедрости;
честности;
милосердия;
благородства;
отзывчивости;
справедливости;
великодушия;
человечности.
В современных условиях воспитание невозможно без включения ребенка в деятельность, поэтому мной представлена программа вовлечения каждого ребенка в разнообразные виды деятельности.
2. Основные проблемы воспитательной работы.
1. Негативное воздействие социума, СМИ, формирование ложных моделей поведения, основанных на подражании образцам поведения с позиции силы, ложная модель принятия ценностей, уход от реального мира, ценностно-смысловое, эмоциональное отчуждение, незнание традиций, культуры, обычаев своего народа, уход от реального мира в мир виртуальный, конфликтность, невысокий уровень культуры поведения, дезориентированность в ценностях жизни, дружбы, справедливости.
По данным анкетирования родителей, дети проводят за компьютером и у телевизора от 30 минут до 4 часов в день (в среднем 2–2,5 часа)! Причем родители не всегда контролируют, что смотрят и чем занимаются дети. Дети часто переносят в реальную жизнь то, что видят на экране. И это поведение не совпадает с общепринятыми нормами.
2. Постоянное изменение условий жизни семьи, изменение самой семьи, отсутствие семейных традиций, единства в подходах воспитания ребенка, чрезмерная занятость родителей и эмоциональная отчужденность ребенка и родителей, замкнутость, одиночество ребенка.
По данным анкетирования семьи, родители очень мало общаются с детьми, в среднем 1,5–2 часа. Мамы уделяют общению больше времени, чем папы. Папы уделяют общению с детьми около 30 минут в день, и то не всегда. У родителей разные взгляды на воспитание ребенка (как показало общение с родителями).
3. Распространение в детской среде недоброжелательности, озлобленности, агрессивности. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.
4. Гиподинамия и, как следствие, низкий уровень здоровья детей. Рост проблем, связанных с нравственным и психологическим здоровьем.
2.1. Анкетирование родителей обучающихся и детей.
Данные анкетного опроса родителей обучающихся и самих детей выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы.
На вопрос «Какие нравственные качества должны формироваться у детей в начальной школе?» родители ответили так:
ответственность – 8 человек;
доброта – 7 человек;
уважение к старшим – 7 человек;
честность – 6 человек;
общительность – 4 человека;
трудолюбие – 3 человека;
дружба – 2 человека;
взаимовыручка – 1 человек;
доброжелательность – 1 человек;
милосердие – 2 человека;
заботливость – 1 человек;
отзывчивость – 1 человек;
бережливость – 3 человека;
сочувствие - 1 человек;
сострадание – 2 человека
культура межнациональных отношений – 3 человека.
Таким образом мы видим, что очень мало родителей выбрало такие качества как милосердие, сострадание, заботливость и др.
Результат исследования показал, что большинство детей знают, что значит быть заботливым – 16 человек, самостоятельным – 20 человек. Что такое быть добрым понимают – 13 человек, видя доброту в помощи другим. А что такое быть милосердным понимают – 7 человек, остальные ребята затруднялись ответить.
Быть милосердным – это:
милое сердце;
быть организованным;
мало сердиться;
быть уверенным;
любить родных и др.
Необходимо провести серию мероприятий различной направленности, чтобы:
Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, страну, прекрасную нашу планету – к лучшему;
Вовлекать детей в поиск и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
Поддерживать детей в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природе;
Помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
Помочь обучающимся увидеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе – научиться содействовать необходимым переменам.
Научиться быть милосердным, заботливым, умеющим сострадать.
3. Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка.
В своей воспитательной работе я руководствуюсь следующими принципами воспитания и развития личности детей:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Аксиологический принцип. Отбор ценностей среди огромного их количества (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе толерантного подхода, национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Со- держанием педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Толерантное воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, пришкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.
Принцип сотрудничества – объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий, общая устремленность в будущее.
Основные технологии воспитательной работы.
Личностно-ориентированная технология, ставящая в центр воспитательной работы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Технология игровой деятельности, позволяющая сформировать мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).
Технология организации воспитательной деятельности, основанной на коллективном творческом деле.
Технология педагогической поддержки, которая включает педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.
Все технологии используются комплексно с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Формы работы:
нравственные, эвристические беседы;
литературно-музыкальные композиции;
театрализованные представления;
ролевые, подвижные игры;
экскурсии в музеи, на работу к родителям,
походы, дни здоровья;
участие в различных школьных и муниципальных конкурсах;
акции, операции, сборы, праздники, игры, конкурсы.
Практическое обоснование.
Программа толерантного воспитания младших школьников.
Внешкольная деятельность
Направления воспитательной деятельности |
Основные виды деятельности и формы занятий |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Участие в творческой деятельности: театральные постановки. Литературно-музыкальные композиции. Художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России.
Краеведческая деятельность. Посещение конкурсов, фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, тематических выставок.
|
Общественно полезная деятельность.
Направления воспитательной деятельности |
Основные виды деятельности и формы занятий |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Посильное участие в благотворительности. Оказание помощи престарелым людям. Забота о животных. Бережное отношение к природе.
Знакомство с народными промыслами. Творческие конкурсы и фестивали. Конкурсы рисунков и поделок. Организация и проведение национально-культурных праздников. Участие в художественном оформлении помещений с приглашение родителей. |
Взаимодействие семьи и школы.
Направления воспитательной деятельности |
Основные виды деятельности и формы занятий |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Беседы о семье, о родителях и прародителях. Тематические вечера вопросов и ответов. Проведение открытых семейных праздников. Презентации проектов совместно с родителями. Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.
Участие в создании выставок семейного художественного творчества. Музыкальные вечера. Экскурсии.
|
В качестве критериев нравственной воспитанности жить в поликультурном мире младшего школьника выступают:
Степень усвоения и глубина осознания этических знаний.
Степень усвоения моральных правил, норм и принципов.
Отношение к жизненным ценностям и культура поведения.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Базовые национальные ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; равноправие; ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вера исповедания; толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека; ценности религиозного самосознания.
Воспитательная работа с классным коллективом.
Цели:
1. Создание условий для становления, развития и воспитания высоко- нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
2. Создавать условия воспитания толерантной личности ребенка начальной школы на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Основные задачи в работе с классным коллективом:
1. Создать ситуацию успеха в активной жизнедеятельности ребенка, его учебе и творчестве.
2. Создавать условия для нравственного, интеллектуального, физического, психического развития и воспитания толерантной личности гражданина России.
3. Сформировать благоприятный морально-психологический климат в классном коллективе, атмосферу защищенности ребенка в детском коллективе, семье и самом себе.
4. Создать эффективную воспитательную систему класса, основанную на сотрудничестве семьи и школы.
Задачи толерантного развития и воспитания обучающихся представлены по приоритетным направлениям деятельности. В 1-м классе приступаем к формированию задач, во 2–3-х классах продолжается работа по за- креплению, в 4-х классе завершается их выполнение на уровне начальной школы.
Приоритетные направления воспитательной работы класса:
духовно-нравственное;
гражданско-патриотическое воспитание;
трудовое воспитание;
здоровье, спорт, здоровый образ жизни;
правовое и этическое воспитание;
экологическое воспитание;
эстетическое воспитание;
семья.
Совместная деятельность класса и семьи.
Цели:
создать эффективную систему сотрудничества класса и семьи, направленную на успешную социализацию и адаптацию ребенка в начальной школе;
обеспечивать взаимодействие семьи и класса по формированию нравственного идеала, духовно-нравственных ценностей, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
осуществлять взаимодействие семьи и класса по вопросам воспитания и развития личности ребенка;
совершенствовать формы сотрудничества семьи и класса, вовлекать родителей в культурно-просветительскую работу с детьми;
усиливать воспитательный потенциал семьи, проводить информационно-просветительскую работу с родителями;
изучать воспитательные возможности семьи регулярно проводить мониторинг условий жизни ребенка;
повышать педагогическую культуру родителей, привлекать к сов- местной деятельности с детьми;
обеспечивать единство подходов семьи и класса в формировании толерантной личности обучающегося;
обеспечивать социальную, психологическую, педагогическую поддержку и сопровождение семьи.
Работа с родителями проводится с использованием различных форм.
Формы работы:
родительские собрания;
тренинги;
«круглые столы»;
индивидуальные консультации;
Предполагаемые результаты.
1. Снижение уровня агрессивного и конфликтного поведения обучающихся, повышение уровня воспитанности обучающихся, адаптации и социализации каждого ребенка в начальной школе, развитие творческих способностей, становление начальных основ детского самоуправления, вовлечение каждого ребенка в конкретные дела класса, охват обучающихся дополнительным образованием, усвоение начальных норм, правил толерантного поведения, отсутствие правонарушений.
2. Осознание обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни села, края, России, многообразия культур, усвоение понятие, «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
3. Создание единого воспитательного пространства семьи и класса, направленного на воспитание и развитие толерантной личности ребенка. Добиться высокого уровня удовлетворенности родителей учебно- воспитательным процессом.
4. Создание эффективной воспитательной системы развития детского коллектива, благоприятного морально-психологического климата, атмосферы взаимопомощи и защищенности в нем каждого ребенка.
Критерии экспертизы программы.
анализ содержания Концепции воспитательной работы;
организация духовно-нравственного воспитания;
организация детского классного самоуправления;
пропаганда культуры здоровья, экологическое воспитание;
организация социально-психологического сопровождения обучающихся;
организация профилактической работы и правового воспитания обучающихся.
Критерии работы классного коллектива.
уровень организации воспитательной работы в классном коллективе, морально-психологический климат в классе;
развитие личности ребенка, уровень воспитанности, правовой культуры ребенка, соблюдение правил поведения;
уровень организации работы с родителями, удовлетворенность родителями организацией УВП класса;
наличие документации.
Диагностика.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения, анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, реальные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей.
Ожидаемый результат:
Обогащение эмоционального мира ребенка нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
Организация нравственного самовоспитания обучающихся.
Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации и практической деятельности.
Формирование активной жизненной позиции.
Заключение.
Таким образом, наша школа создает условия для толерантного сознания и поведения школьников на национальных традициях, формирует духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывает чувство своего достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей. Мы создаем условия для развития поликультурного образовательного пространства, где воспитывается толерантная личность.
Литература
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. (1995 год).
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Воспитание человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно- практических материалов. / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, А.И. Зимней – М.: Вента Граф, 2013.
6 . Байкова Л . А . , Гребенкин Л . К . Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России. 2000.
7 . Газман О . С . Воспитание: цели, средства, перспективы. «Новые педагогические мышления» М., 1989 год.
8 . Бондаревская Е . В . Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания, Известия, Росакадем образование. 1999 г. №3.
9 . Селевко Г . К . Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998.
1 0 . Селевко Г . К . Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.: Народное образование. Школьные технологии. – №6. 1999 год.
11. Хуторский А . В . Методика личностного ориентированного обучения. – М.: Владо Пресс. 2005.
1 2 . Фридман Л . М . , Пушкина Т . А . , Каплунович И . Л . Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.: Просвещение. 2010.
Приложение
План работы классного коллектива по воспитанию нравственных чувств и этического сознания
Виды деятельности и формы организации |
Тематика занятий |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Беседы по прочитанным книгам |
Беседы по произведениям литературы |
Беседы по нравственным вопросам на основе одной статьи |
Беседы по произведениям литературы |
Беседы по произведениям литературы. |
Беседы на основе работы с пословицами и поговорками |
Обсуждение пословиц и поговорок. Заучивание их. |
Обсуждение пословиц и поговорок. Заучивание их. |
Обсуждение пословиц и поговорок. Заучивание их. |
Обсуждение пословиц и поговорок. Заучивание их. |
Классные часы |
Темы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к окружающим и др. |
|||
Игровая деятельность |
Игра «Правила Дружбы», «Город вежливости», Викторина |
Сюжетно-ролевая игра «Цветик-семицветик», Философские игры: «Добро», «Учитесь делать добро» и др. |
Игровое моделирование речевых ситуаций: «Помощь окружающим», «Взаимное уважение», Философские игры: «Случай», «Мораль» и др. |
Диагностические ситуации «Ваши действия», «Как бы ты поступил, если…» Философские игры: «Свобода», «Голос совести» и др. |
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады и т.д. |
Конкурс рисунков на нравственные темы. Викторины «Ежели вы вежливы…». Олимпиада «Самый воспитанный». КВН, посвященный правилам поведения в школе. |
|||
Досугово-развлекательная деятельность. |
Школьные праздники: «Посвящение в ученики», «День славянской письменности». |
Школьные праздники: «Праздник праздников» (Пасха). |
Школьные праздники: «С русским задором» |
Школьные праздники: «Гой ты, Русь, моя родная!» |
Этические беседы |
«Доброжелательность и дружелюбие». |
«Стараться видеть хорошее в других» |
«Дружба и умение быть другом» |
«Сила единения, сотрудничества и сплочения». |
Познавательные беседы |
«Во что мы верим?». «Добро и зло» |
«Нравственные ценности в религиях». «Обычаи и обряды». |
«Священные книги мировых религий», «Библейское слово». |
Пословицы и поговорки разных народов. «Искусство в мировых религиях». |
Проектная деятельность |
Традиции моей семьи. |
«Мое отношение к людям» |
«Уважая себя, уважай других» |
«Дружба какая она?» |
Работа с родителями |
Совместные праздники с родителями: «Вклад моей семьи в процветание и благополучие Отечества» |
|||
Духовная этика |
|
«Праздники в мировых религиях». |
«Календари в мировых религиях» |
«Нравственные заповеди в мировых религиях». |
Социальное творчество |
Операция «Моим друзьям», «Мамины помощники». |
Операция «Милосердие», «Помогай ветеранам» |
Операция «Помоги тому, кто рядом», «Помогай ветеранам».
|
Операция «Помощь моим близким» «Помоги ветеранам» |
Работа с притчами |
«Притча о змее», Притча «Корзину-то возьми», «Притча о человеке, построившем дом». |