Урок литературы во 2 классе «Г. Горбовский "Розовый слон"»

3
0
Материал опубликован 8 March 2020





Открытый урок

по чтению

во 2 «н» классе.


t1583686616aa.jpg


Провела: Ткачёва С.В.




Тема: Г.Горбовский "Розовый слон"

Цели: Знакомство с жизнью и творчеством Г. Горбовского; формирование у детей устойчивого интереса к чтению; совершенствование навыка чтения, его выразительности, сознательности, речевых умений; развитие любознательности, творческих способностей; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.


Ход урока

Орг момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И тихонечко садитесь.

Актулизация знаний.

а) беседа

- Как называется раздел, который мы изучаем? («Сказка – ложь, да в ней намёк… »)

- Продолжите это высказывание.

- А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А. С. Пушкину)

- С какими произведениями мы познакомились в этом разделе? (сказками, стих, считалками, колыбельными песнями)

-Какой литературный жанр включает все эти произведения? (Фольклорный)

- Что такое фольклор? (народное творчество, народное искусство)

- С какими стихотворениями познакомились? (Ю. Мориц «Резиновый ёжик», Л. Квитко «Смелые воробьи», «Весёлый жук»)

- С какими сказками? (А. Курляндский «Ну, погоди!», Латыш сказка «Как петух лису обманул», Эстонск. сказка «Почему у зайца губа рассечена», Африк.сказка «Похождения дикого кота Симбы», русская сказка «Лиса и рак»)

- О ком эти сказки? (о животных)

- Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический)

- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (о колыбельных песнях)

- Для кого поются колыбельные песни?

- Что такое колыбель? Подберите синонимы. (кроватка, люлька)

- Какие бывают колыбельные песни? (авторские, народные)

- С какими колыбельными песнями познакомились на прошлом уроке? Кто их авторы?

- Что вы запомнили об А. Майкове?

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве. Отец его был талантливым художником, мать - писала книги. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - создатель прекрасных стихов о родной природе. Стихи поэта вошли во все современные школьные хрестоматии России.


- Что вы узнали о М.Ю. Лермонтове?

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования началась учёба в Московском университете.

Там были написаны первые стихотворения. Служил в гусарском полку в Царском селе. Однажды Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтова настигла смерть. Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, а также талантливый художник и драматург.


- Какие чувства надо постараться передать при чтении? (любви, покоя, тепла, готовности защитить)


б) Чтение колыбельных песен.

- О чем в своей песенке рассказывала мама ребёнку? (о месяце, о звёздах, о сказках)

- Похоже это произведение на народную колыбельную? (описание простых вещей в стихотворении называются народными мотивами)

- Чем похожи эти песни? (чувствами, напевностью, необычным ритмом)


Изучение нового материала.

а) Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.

Мы начинаем читать новый раздел учебника.

- Прочитайте название раздела? («Самое обыкновенное чудо»)

- Что такое чудо? (что – то необычное, небывалое)

- Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? (в цирке, в кино, в сказках, в мультфильмах, в книгах)

Героя следующего произведения угадайте сами.



Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ? (слон)

- Что вы знаете о слонах? (Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.)

- Какое произведение открывает раздел? Кто автор?

- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с произведением Г.Горбовского, «Розовый слон», учиться правильно и выразительно читать, уметь анализировать.)

- Что необычного показалось в названии произведения?

- Бывают ли розовые слоны? (в мультиках, игрушки, сказках, дет. книжках)

- Каким по характеру может быть розовый слон? (добрым, ласковым, нежным, милым весёлым)

ФИЗМИНУТКА

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

б) Сведения об авторе.

Горбовский Глеб Яковлевич — русский поэт, писатель. Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы.

Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни. Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях.

В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг.

t1583686616ab.jpg

в) Чтение стих учителем.

- Какое настроение вызвало у нас это стихотворение? (сначала было весело, потом грустно, потом опять стало весело, так как появилась надежда)

- Почему слон розовый? Что означает слово «розовый»? (в русском языке «розовый означает – светлый, добрый»)

- Значит, какой слон? (добрый, хороший)

Есть такое выражение «видеть всё в розовом цвете» Что оно означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.)

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое . Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.

Шакал - хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, морда острее, чем у волка.

г) Повторное чтение стихотворения учащимися.

Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)

Чтение 1 части.

- Где жил слон?

-Каким был слон? (Розовым, весёлым, добрым)

-Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»? (Был жизнерадостным, энергичным, весёлым)

- Почему слон не носил «скучную обувь»?

А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали этого слона)

Есть ли описание слона в данной части стихотворения? Прочитайте.

- Что значит быть мешковатым? (Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым)

-Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха).

- Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым, тёплым).

Когда слон жил на воле, у него всегда было хорошее настроение. Он часто трубил весёлые песенки.

Чтение 2 части.

Какие перемены произошли в жизни слона? (Охотник поймал слона и передал его в зоопарк).

- Почему он стал серым? (загрустил)

- Почему теперь звери смеются над слоном? (потому что он теперь стал обычным как все) - - Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом)

- Это обидное сравнение?

- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать…)

- Кто же верит в то, что слон - розовый? (Автор).

-Как он пытается успокоить слона? Прочитайте.

– Как вы думаете, что чувствовал слон и что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода)

Чтение 3 части.

- Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник…»)

-Почему автор в последней части просит прощения? Разве он виноват? (Ему жалко слона, он любит животных, Ему стыдно за поступки других людей, которые равнодушны к судьбе животных).

- О каких чувствах автора говорит последняя часть? ( О надежде.)

- В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте.

- Когда же слон опять станет розовым? ( Когда взойдёт солнце).

- Но сделает ли солнце слона розовым, ведь он остаётся в клетке…?

Прослушивание песни. Творческое задание.

Можно ли эти стихи переложить на музыку? Песня получится грустной или весёлой?

 Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня.

А пока будет звучать песня, раскрасьте слоника таким, каким вы его видите в будущем.

t1583686616ac.jpg

- Покажите своих слоников.

- Поднимите руку, у кого случались «серые дни»?

- Кто вам помог их перекрасить? (родители, друзья)

Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте им песенку.

Итог урока.

– Почему же именно этим стихотворением открывается раздел «Самое обыкновенное чудо»? (В чудо надо верить, и тогда в сером слоне можно увидеть розового. Вера и надежда помогают чудесам свершаться. Так бывает в жизни, поэтому это «обыкновенное чудо».)

- Какие цели мы ставили?

- Кто считает, что мы их достигли?

- Кто считает, что сегодня на уроке хорошо работал?

Спасибо за урок!






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.