Урок литературы во 2 классе «Г. Горбовский "Розовый слон"»
Открытый урок
по чтению
во 2 «н» классе.
Провела: Ткачёва С.В.
Тема: Г.Горбовский "Розовый слон"
Цели: Знакомство с жизнью и творчеством Г. Горбовского; формирование у детей устойчивого интереса к чтению; совершенствование навыка чтения, его выразительности, сознательности, речевых умений; развитие любознательности, творческих способностей; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ход урока
Орг момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…
И тихонечко садитесь.
Актулизация знаний.
а) беседа
- Как называется раздел, который мы изучаем? («Сказка – ложь, да в ней намёк… »)
- Продолжите это высказывание.
- А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А. С. Пушкину)
- С какими произведениями мы познакомились в этом разделе? (сказками, стих, считалками, колыбельными песнями)
-Какой литературный жанр включает все эти произведения? (Фольклорный)
- Что такое фольклор? (народное творчество, народное искусство)
- С какими стихотворениями познакомились? (Ю. Мориц «Резиновый ёжик», Л. Квитко «Смелые воробьи», «Весёлый жук»)
- С какими сказками? (А. Курляндский «Ну, погоди!», Латыш сказка «Как петух лису обманул», Эстонск. сказка «Почему у зайца губа рассечена», Африк.сказка «Похождения дикого кота Симбы», русская сказка «Лиса и рак»)
- О ком эти сказки? (о животных)
- Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический)
- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (о колыбельных песнях)
- Для кого поются колыбельные песни?
- Что такое колыбель? Подберите синонимы. (кроватка, люлька)
- Какие бывают колыбельные песни? (авторские, народные)
- С какими колыбельными песнями познакомились на прошлом уроке? Кто их авторы?
- Что вы запомнили об А. Майкове?
Аполлон Николаевич Майков родился в Москве. Отец его был талантливым художником, мать - писала книги. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - создатель прекрасных стихов о родной природе. Стихи поэта вошли во все современные школьные хрестоматии России.
- Что вы узнали о М.Ю. Лермонтове?
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.
После домашнего образования началась учёба в Московском университете.
Там были написаны первые стихотворения. Служил в гусарском полку в Царском селе. Однажды Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтова настигла смерть. Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, а также талантливый художник и драматург.
- Какие чувства надо постараться передать при чтении? (любви, покоя, тепла, готовности защитить)
б) Чтение колыбельных песен.
- О чем в своей песенке рассказывала мама ребёнку? (о месяце, о звёздах, о сказках)
- Похоже это произведение на народную колыбельную? (описание простых вещей в стихотворении называются народными мотивами)
- Чем похожи эти песни? (чувствами, напевностью, необычным ритмом)
Изучение нового материала.
а) Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
Мы начинаем читать новый раздел учебника.
- Прочитайте название раздела? («Самое обыкновенное чудо»)
- Что такое чудо? (что – то необычное, небывалое)
- Где можно увидеть самое обыкновенное чудо? (в цирке, в кино, в сказках, в мультфильмах, в книгах)
Героя следующего произведения угадайте сами.
Ловко воду набирая
Хоботом из луж,
Самого себя купая,
Кто устроил душ? (слон)
- Что вы знаете о слонах? (Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.)
- Какое произведение открывает раздел? Кто автор?
- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с произведением Г.Горбовского, «Розовый слон», учиться правильно и выразительно читать, уметь анализировать.)
- Что необычного показалось в названии произведения?
- Бывают ли розовые слоны? (в мультиках, игрушки, сказках, дет. книжках)
- Каким по характеру может быть розовый слон? (добрым, ласковым, нежным, милым весёлым)
ФИЗМИНУТКА
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
б) Сведения об авторе.
Горбовский Глеб Яковлевич — русский поэт, писатель. Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни. Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях.
В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен. Всего Глеб Горбовский выпустил более 30 книг.
в) Чтение стих учителем.
- Какое настроение вызвало у нас это стихотворение? (сначала было весело, потом грустно, потом опять стало весело, так как появилась надежда)
- Почему слон розовый? Что означает слово «розовый»? (в русском языке «розовый означает – светлый, добрый»)
- Значит, какой слон? (добрый, хороший)
Есть такое выражение «видеть всё в розовом цвете» Что оно означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого.)
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое . Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли.
Шакал - хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, морда острее, чем у волка.
г) Повторное чтение стихотворения учащимися.
Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)
Чтение 1 части.
- Где жил слон?
-Каким был слон? (Розовым, весёлым, добрым)
-Как вы понимаете строчку «много весёлых было в нём сил»? (Был жизнерадостным, энергичным, весёлым)
- Почему слон не носил «скучную обувь»?
А почему дикие звери «двигались тише, если он спал»? (Любили и уважали этого слона)
Есть ли описание слона в данной части стихотворения? Прочитайте.
- Что значит быть мешковатым? (Неуклюжим, бесформенным, неповоротливым)
-Почему автор пишет, что уши у розового слона «добрые»? (Они мягкие, висят, как два лопуха).
- Почему же слон розовый? (Он добрый, лучится добротой, звери видят его таким – розовым, добрым, тёплым).
Когда слон жил на воле, у него всегда было хорошее настроение. Он часто трубил весёлые песенки.
Чтение 2 части.
Какие перемены произошли в жизни слона? (Охотник поймал слона и передал его в зоопарк).
- Почему он стал серым? (загрустил)
- Почему теперь звери смеются над слоном? (потому что он теперь стал обычным как все) - - Какое сравнение они придумали? (Серый, как дом)
- Это обидное сравнение?
- Что нового вы узнали о слоне из этих строчек? (Слон умеет грустить и прощать…)
- Кто же верит в то, что слон - розовый? (Автор).
-Как он пытается успокоить слона? Прочитайте.
– Как вы думаете, что чувствовал слон и что же сделало слона серым? ( Грусть, обида и несвобода)
Чтение 3 части.
- Как в последней части автор называет своего героя? («Добрый мой слоник…»)
-Почему автор в последней части просит прощения? Разве он виноват? (Ему жалко слона, он любит животных, Ему стыдно за поступки других людей, которые равнодушны к судьбе животных).
- О каких чувствах автора говорит последняя часть? ( О надежде.)
- В каких строчках звучит эта надежда? Прочитайте.
- Когда же слон опять станет розовым? ( Когда взойдёт солнце).
- Но сделает ли солнце слона розовым, ведь он остаётся в клетке…?
Прослушивание песни. Творческое задание.
Можно ли эти стихи переложить на музыку? Песня получится грустной или весёлой?
– Музыку на слова Глеба Горбовского написал композитор Станислав Пожлаков. Песня была создана для доброго детского кинофильма «Боба и слон», в котором рассказывается, как однажды из зоопарка ушёл слон и только пятилетнему мальчику удалось привести его обратно. Затем появился мультфильм «Девочка и слон», где тоже звучит эта песня.
А пока будет звучать песня, раскрасьте слоника таким, каким вы его видите в будущем.
- Покажите своих слоников.
- Поднимите руку, у кого случались «серые дни»?
- Кто вам помог их перекрасить? (родители, друзья)
Подарите весёлых слоников своим друзьям, когда им будет грустно и спойте им песенку.
Итог урока.
– Почему же именно этим стихотворением открывается раздел «Самое обыкновенное чудо»? (В чудо надо верить, и тогда в сером слоне можно увидеть розового. Вера и надежда помогают чудесам свершаться. Так бывает в жизни, поэтому это «обыкновенное чудо».)
- Какие цели мы ставили?
- Кто считает, что мы их достигли?
- Кто считает, что сегодня на уроке хорошо работал?
Спасибо за урок!