Урок литературы в 6 классе «Тема грозы в русской поэзии»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Давыдовская средняя общеобразовательная школа
Дубовского муниципального района
Волгоградской области
Всероссийский конкурс для учителей литературы
на лучшую методическую разработку
«Стихотворения о родной природе»
Разработка урока литературы
в 6 классе по "сквозной теме"
Выполнила:
Рыжкова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
с. Давыдовка
2016
Методический комментарий
В программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-8 классов есть разделы, посвящённые изучению стихотворений русских поэтов о родной природе.
Главная задача уроков, посвященных пейзажной лирике, — дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Важно способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами. Ведь изображая картины природы, поэты прежде всего рассказывают читателю об этом мире и о себе.
Картины окружающего мира в поэзии могут быть фрагментарными, но при этом они должны правдиво передавать внутренний мир человека, его мысли и эмоции. Красота окружающего мира способна обострить любовное переживание, заставляет задуматься над смыслом жизни личности и сопоставить ее с противоречиями общественной жизни.
В 6 классе продолжается разговор с обучающимися о лирике природы, при этом особое внимание уделяется тому, что главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Подборка стихов позволяет не только познакомить детей с замечательными русскими поэтами, но и ещё раз обратиться к лирическому произведению, показать, что у каждого из поэтов своё видение окружающего мира и природы, даже если их стихи объединить тематически.
Чтобы дети оценили своеобразие таланта какого-либо поэта, почувствовали его красоту, необходимо учить анализировать стихотворения, сопоставлять их с произведениями других авторов, выразительно читать на основе осмысленного восприятия.
Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов». При подготовке к уроку дети получили опережающее задание:
- повторить теоретические понятия, относящиеся к теме «лирика», определения изобразительно-выразительных средств,
- определить по словарю лексическое значение слова «гроза»,
- индивидуальное задание - выучить наизусть стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…».
Виды учебной деятельности:
-рецептивная: чтение стихотворений и полноценное восприятие текста стихотворений;
-репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера, составление учениками схемы «Ассоциации, связанные со словом «гроза», работа со словарями;
-продуктивная творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;
-поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки;
-исследовательская: анализ стихотворений, сравнительный анализ стихотворений.
Планируемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе;
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
предметные:
1) в познавательной сфере: понимание чувств лирического героя в стихотворениях Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева и А.А.Блока; умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые поэтами; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формулирование собственного отношения к пейзажной лирике; понимание и принятие авторской позиции, выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух произведений пейзажной лирики, осмысленное чтение и адекватное восприятие; ответы на вопросы по прослушанному тексту стихотворений; создание устных монологических высказываний сообщений; умение вести диалог;
4) в эстетической сфере: понимание образной природы пейзажной лирики как явления словесного искусства; эстетическое восприятие стихотворений, музыки, живописи; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании образов природы лирических произведений.
Оборудование:
1) портреты Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева и А.А.Блока;
2)запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» («Июль. Белые ночи»);
3) фонохрестоматия к учебнику Литература, 6 класс;
4) репродукции картин-пейзажей русских художников;
5) «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова
6) листы с напечатанными текстами стихотворений,
7) мультимедийная презентация.
Межпредметные связи:
музыка: П.И. Чайковского «Времена года» («Июль. Белые ночи»).
ИЗО: Ф.А. Васильева «Мокрый луг», «Перед дождём»; А.И. Куинджи «После дождя»,
К. Маковский «Дети, бегущие от грозы».
.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
Звучит музыка Чайковского «Июль. Белые ночи»
(сб. «Времена года»)
- Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
- О чем она? Что вы себе представляете, слушая музыку?
(Музыка – одна, а картины – разные, в этом особенность музыки.)
-Конечно, без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты музыки и красоты поэзии.
- А как вы думаете, каждому ли человеку природа открывает свои тайны?
- Я согласна с вами, что только бережному, внимательному и наблюдательному человеку открыты все тайны природы: вечерний закат и радуга, яркий листопад и первый снег, летний дождь и весенняя гроза.
- А каким вам представляется поэт?
СЛАЙД 2.
-Послушайте, именно об этом, мне кажется, написал поэт Н. Заболоцкий:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
-Конечно же, природа открывается не каждому, а только особенному человеку. Но сегодня нам предстоит быть очарованными природой, открыть её тайны. И в этом нам помогут стихотворения русских поэтов.
Ш. Постановка проблемы. Выход на тему, цели урока.
- С чем у вас ассоциируется слово «гроза»?
СЛАЙДЫ 3 – 11.
СЛАЙД 12.
-Гроза, грохот, гром, ужас, страх, испуг - слова близкие по значению, но воспринимает их каждый человек по-разному. Кого-то пугает слово гром, кто-то, услышав это слово, испытывает необыкновенное чувство. Гроза… кто-то с наслаждением бежит на улицу, постоять под дождем, послушать этот звук, рёв. А кто-то с испугом мчится домой, закрывая за собой плотно дверь.
-А вот как интересно грозу воспринимали творческие люди, поэты например? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.
- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза».
СЛАЙД 13
Значение слова по словарю С.И. Ожегова: «Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молниями».
Значение слова по толковому словарю Даля: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»
- А какой образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных поэтов, живших в разное время?
- Сегодня мы рассмотрим, как изображали это явление Я.П. Полонский, Ф.И. Тютчев и А.А.Блок. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Тема грозы в русской поэзии)
- Сформулируйте цели урока, используя слова-подсказки: обратить внимание, научиться сравнивать, познакомиться, выявить, уметь правильно…
(1. Познакомиться со стихотворениями великих русских поэтов.
2. Научиться сравнивать стихотворения: уметь правильно определять общие черты стихотворений, выявить отличия.
3. Обратить внимание на особенности изображения образа природы Я.П. Полонским, Ф.И. Тютчевым и А.А.Блоком).
- Правильно, цель нашего урока погрузиться в удивительный мир поэзии, понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, уметь правильно определять способы создания образов.
IV. Первичное восприятие текста.
- Сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает. А поэты обладали даром видения в обычных картинах природы необычного. Я.П. Полонский, Ф.И. Тютчев и А.А.Блок, наблюдая за размеренным течением природных явлений, создавали свои поэтические зарисовки.
СЛАЙДЫ 14-16.
(Прослушивание стихотворения в аудиозаписи. Звучит композиция по стихотворению Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»).
(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником. Звучит композиция по стихотворению Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»)
3. (Выразительное чтение учителем. Звучит композиция по стихотворению А.А. Блока «О, как безумно за окном…»)
V. Беседа:
- Столь разные произведения объединены одной темой.
(Темой грозы)
-Какой мотив объединяет стихотворения?
(Мотив природы. Стихотворения написаны в жанре пейзажной лирики).
-Какие ассоциации возникли при слушании стихотворений? Попробуйте устно нарисовать эти образы.
-Какие впечатления оставляют картины русских художников? Дополняют ли гамму ваших чувств?
-Как вы думаете, каким даром обладают поэты пейзажной лирики?
(Умением тонко чувствовать природу, мир души поэта и мир природы взаимно отражаются.)
VI. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий)
СЛАЙД 17
-Итак, изучаемые стихотворения словно маленькие музыкальные пьесы. Они вызывают в памяти строчки Бунина:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
-Попробуем понять, какими способами Я.П. Полонский, Ф.И. Тютчев и А.А.Блок, поэты разных эпох, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко, изображают природу как живое существо, которое живёт и изменяется.
-Перед вами стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…», А.А. Блока «О, как безумно за окном…» Опираясь на предложенные вопросы, сравните три текста, с которыми мы познакомились на уроке.
(Учащиеся получают пакеты с заданиями).
1-ая группа («художники»): Какие картины изображает автор, когда происходит действие?
2-ая («формалисты»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, размер стихотворения?
3-я: («литературоведы»): Какие художественные приемы позволяют зримо представить картины природы?
4-я («психологи»): Какие чувства выражены в стихотворениях?
VII. Отчет групп о результатах исследования
СЛАЙД 18
1-ая группа («художники»):
В стихотворении Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» изображён летний горный пейзаж: высокие горы, поросшие лесом, среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг об друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.
1 и 2 строфы – ожидание грозы, 3 и 4 – сама гроза, 5- умиротворение освежённой грозой природой. Действие происходит вечером.
В стихотворении Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» автор изображает постепенное приближение грозы. Он перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Описание соответствует тому, что приближается гроза в природе. Как писал о творчестве Тютчева Некрасов: «Поэт в совершенстве владеет искусством двумя-тремя чертами вызвать в воображении читателя описываемую картину». Время суток – день. Днём всегда спокойнее. Страх для этого времени суток неуместен..
В стихотворении А.А. Блока «О, как безумно за окном…» показан вид из окна, предметов нет, только злая бушующая, осенняя буря. 1 строфа - описание бури; 2 и 3 строфы - стремление разделить участь страдальцев; жалость. Действие происходит ночью.
2-ая («формалисты»):
|
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…» |
Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…» |
А.А. Блок «О, как безумно за окном…» |
Строф |
4 |
5 |
3 |
Строк |
16 |
20 |
12 |
Вид строфы |
Четверостишие. |
||
Способ рифмовки |
1 строфа АВАВ перекрёстная 2 строфа- АВАВ перекрёстная 3 строфа АВАВ перекрёстная 4 строфа АВВА кольцевая или опоясывающая |
1 строфа АВАВ перекрёстная 2 строфа- АВАВ перекрёстная 3 строфа АВВА перекрёстная 4 строфа- АВАВ перекрёстная 5 строфа АВАВ перекрёстная |
1 строфа АВАВ перекрёстная 2 строфа- АВАВ перекрёстная 3 строфа АВАВ перекрёстная |
Размер |
Ямб |
Хорей |
Ямб |
Вывод:
Стихотворение Тютчева самое длинное. Мы выяснили, почему. В нем больше описаний, подробностей. А стихотворение Блока самое маленькое.
Разный размер соответствует разным интонациям.
Изменение рифмовки в стихотворении Полонского помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.
3-я: («литературоведы»):
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…» |
Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…» |
А.А. Блок «О, как безумно за окном…» |
|
Звукопись |
Аллитерация: сочетание согласных звуков, раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. |
Аллитерация: 3-я строфа, 5-я строфа — обилие сонорных согласных, передающих ощущение взлетности, мелодичности; звук «р» всегда ассоциируется с грозой, громом. |
Описание бури: аллитерация «р» «з». Ассонансы на буквы «у» и «о» дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.
|
Олицетворение |
Глаголы в основном обозначают движение туч: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «улеглись», «обомлели». Эхо «засмеялось». Скала «вздохнула». Много глаголов, они создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия. Эти глаголы помогают нам представить за образами скал и туч переживания людей. |
«Солнце смотрит», «принахмурилась земля», «солнце взглянуло». Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство. |
«Большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря/ Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). |
Эпитеты |
«Знойным вечером», «скалы горючей», «дебрям влажным», «протяжным стоном». |
«Ветра теплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»; «зеленеющие нивы». |
«Буря злая», «холода» с точным эпитетом «сырого». |
Метафоры |
«Тучи улеглись и обомлели». |
«...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края», «...И в сиянье потонула / Вся смятенная земля». |
«бороться с мраком и дождем», «бушует ветер, изнывая» |
Вывод:
Тютчев мастерски нарисовал завершение грозы. Гроза всколыхнула природу, разрядилась, но не нарушила гармонии природы. Она нарушила лишь нетерпимое для природы однообразие жизни.
Полонский строит своё стихотворение на олицетворении, с его помощью он одушевляет природу, потому что она близка и понятна ему. Стихи написаны просто и задушевно. Окружающий мир конкретен, как будто карандашом художника нарисована чёткая и ясная картина, поэт высказал своё собственное отношение к природе.
А в стихотворении Блока вообще нет цветовых образов, а слова «тучи», «дождь», «ночь», «мрак» передают ощущение темноты и душевного дискомфорта. Здесь важную роль играют созданные поэтом «осязательные» образы: «объятья холода сырого», порывы ветра и злой бури, наполненной «мраком и дождем». Звуковая лексика дополняет картину разбушевавшейся стихии, наводящей ужас на человека. Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
Художественные приемы, используемые поэтами при описании природы, дают возможность живо представить и почувствовать её состояние.
4-я («психологи»):
В стихотворении Полонского мы видим состояние тревоги, беспокойства, соперничества. В нём нет противоборства, действующих лиц, нет драмы. Напротив, природные силы не конфликтуют, а живут в полном согласии. Две тучи, «родившие» гром, который напугал скалу, не посмели повторить удара яркой молнии: «И у ног скалы горючей улеглись и обомлели» (больше спокойствия).
В стихотворении Тютчева от неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стихотворения. Тютчев в своём стихотворении показал грозу как природное явление во всей своей прелести и красоте. Такая гроза нам знакома, каждый из нас наблюдал подобное в своей жизни. Поэт даже рад дождю: «Зеленеющие нивы зеленее под дождём». Дождь помогает увидеть красоту природы, которая сама расцветает под его началом. Тютчев зарождает этой любовью и нас, читателей.
В стихотворении Блока чувство тревоги, сожаления, трагедии, сопереживания. Чувство печали (сожаленье) заставляет героя разделить участь страдальцев. Последние строчки стихотворения - повтор, усиливающий трагедию природы, она мучается, изнывая вместе с автором.
Полная гармония состояния человека и природы.
VIII. Заключительное слово учителя.
СЛАЙД 19
-Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов и художников вечная. Ещё древний человек ощущал себя частью природы. Но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь нарушилась. Человек начал мучительно размышлять о том, в каких отношениях с окружающей природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в творчестве разных поэтов, художников и композиторов. Мы сегодня постарались погрузиться в этот удивительный мир и почувствовать настроение поэтов, музыкантов, художников. Мотив природы для них одинаков, но переживает и чувствует его каждый по-своему:
-В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений.
-В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств. Он великолепный певец природы. Для него природа – живое, возвышенное существо.
- Что же общего у Тютчева и Полонского?
(Поэтов привлекает гроза, грохот грома, блеск молний, они одушевляют природу, восторгаются эти явлением природы).
- В чём же различие?
(Тютчев более ярко и зримо описал приближение грозы. Ещё одной отличительной чертой является передача у Тютчева не только зрительной, но и звуковой стороны изображаемого явления).
-Стихотворение Блока посвящено В.П. Далматову, любимейшему поэтом артисту, прославленному исполнителю роли короля Лира, что и нашло отражение в стихах. Стихотворение посвящено одному человеку, но оно выходит за рамки частного случая и приобретает обобщённый смысл. О чём заставляет задуматься картина непогоды?
(Мысль о людях, лишённых крова, не даёт ему покоя. Лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев»)
- Вывод об общности человека с природой, явления которой вызывают в душах людей отклики и приводят к философским размышлениям о жизни и смерти, о вечности природы и временности человека, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей. Такое предельно напряжённое восприятие действительности, сильнейшее переживание было новым в поэзии. Блок выразил мироощущение человека рубежа веков.
IX. Отработка выразительного чтения стихотворений.
X. Домашнее задание.
СЛАЙД 20.
1. Выучить наизусть одно из проанализированных на уроке стихотворений.
2. Написать синквейн к слову «гроза».
XI. Рефлексия по методике неоконченных предложений.
- Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».
Ответы детей:
- …больше узнать о …;
- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;
- …увидеть красоту в самых обычных предметах;
- …получить наслаждение от урока.
XII. Подведение итогов.
СЛАЙД 21.
- О жизни поэтов, с чьими произведениями мы сегодня познакомились, их творческом пути мы будем говорить в старших классах, надеюсь, вы усвоили, что пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе. Пополняйте свой душевный багаж богатством эмоций, даруемых нам поэтами. Главное - читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться, которым хочется удивляться.
-Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем!
Литература
1.Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. 6класс»: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Авт.-сост. В.П. Полухина и др. -М.: Просвещение, 2011 - М.: Издательство Экзамен, 2008.
2.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. 6класс»: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Авт.-сост. В.П. Полухина и др. -М.: Просвещение, 2011 - М.: Издательство Вако, 2009.
3.Парфёнова Р.А. . Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков. // Уроки литературы. Приложение к журналу Литература в школе. 2000. №8.
4. Фролова Г.А.. Пейзажная лирика Я.П. Полонского. // Уроки литературы. Приложение к журналу Литература в школе. 2000. №1.
5.Фонохрестоматия к учебнику Литература. 6 класс / Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И..Коровин. М.: Просвещение, 2011.
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1459965200.zip (Презентация к уроку "Тема грозы в русской поэзии")
Субботина Светлана Львовна
Рыжкова Людмила Геннадьевна
Петрова Лидия Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна