Творческий урок литературы на тему «Война и поэзия» (5–6 классы)

7
0
Материал опубликован 27 June 2019 в группе

«Война и поэзия»

(Читаю я). Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

(Выходят Свистунова, Романюк и Сарсенбаева).

Вика: «Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.

Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", – так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

(Слайд со стихотворением «Встреча на чужбине»). Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и «бомбежка весь день» – все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость, спокойно-мужественное понимание истины:

«Да война такая, какой мы писали ее –

Это горькая истина...»

(Читаю я). Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага.

"Жди меня, и я вернусь. Всем смертям назло…" – стихотворение К. Симонова призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августе 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

(Лисин, Сизикова, Кулешова читают стихотворение «Жди меня». Слайд).

Константин Симонов прошел всю войну и после нее посвятил свою жизнь литературному поприщу. В своих произведениях, своих выступлениях он часто вспоминал эти тяжелые годы. Одно из таких выступлений мы сейчас и посмотрим.

(На экране видео с Симоновым. «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…»)

(Читаю я). Мужество советских солдат не знало границ. Поэты воспевали героизм солдат и во время войны, и посвящают ему стихи до сих пор. Каждый день, каждую минуту воин Красной армии совершал невероятное. Переступая через боль, страдания, голод, холод, он шел в победе и делал во имя победы все возможное. Подвиг советского воина несоизмеримо огромен. Об одном и таких подвигов нам расскажут Никита Сынков и Света Казакова. Стихотворение «Памятник».

(Выходят Сынков и Казакова).

Полина, Василиса и Диана, будьте добры, расскажите о подвиге Николая Масалова.

(Выходят Шишкина, Ищенко и Сарсенбаева).

Поэты-фронтовики сражались не только за родную землю. С помощью своих стихов они сражались за души людей, своих товарищей, граждан Советского Союза и всех людей на Земле. В своих стихах они призывали быть храбрыми, смелыми, верными Родине и своей семье, и даже в самых жестоких строках прослеживалась идея гуманизма и мира во всем мире. Одно желание объединяло всех воевавших: ПОБЕДА! О поэтах-фронтовиках нам расскажут учащиеся класса 6.1.

(Выходит Кирнос Иван). Суворов Георгий Кузьмич

(Выходит Данчинов Арсений). Булат Окуджава.

(Выходят Синицына, Евсеева, Уланская). Расул Гамзатов.

(Читаю я). Стихотворение «Журавли» нам прочтут Ерусалимская Анастасия и Баранова Наталья.

(Выходят Ерусалимская и Баранова).

(Читаю я). Во время войны помимо поэтов не прекращали свою деятельность актеры, музыканты, певцы, танцоры. Работали школы, театры, библиотеки, музеи. Даже в самые трудные, голодные и холодные годы люди тянулись к прекрасному, к высокому. Души человеческие спасала великая сила искусства. Вместе с Софьей Бородиной мы прочтем вам письмо из Блокадного Ленинграда. Его написала Вера Алексеевна Вечерская своему сыну на фронт.

(Выходит Бородина).

(Читаю я). Вера и надежда на скорую победу, на возвращение родных и близких домой помогали людям выжить. Тяга к высокому, тяга к поэзии, к музыке спасали души людей от жестокости и разврата. Великие стихи тех лет будто включали свет в темном тоннеле. О надежде нам прочтет Павел Ющенко.

(Выходит Ющенко).

(Читаю я). Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить «от имени Родины». Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны. «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», – писал К. Симонов.

Поэты войны с помощью своих стихов достучались не только до живших тогда, своими стихами они стучат в сердце каждого и ныне живущего. Силой слов поэты смогли буквально сотворить чудо. Ведь строки их произведений задевают самые далекие уголки наших сердец, пробуждая в нас гордость за свой народ, сострадание, сочувствие.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А.С. Пушкин.

 

Домашнее задание:

Написать письмо неизвестному солдату.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.