Отчет по теме самообразования «Использование метода логопедических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

11
3
Материал опубликован 9 March 2021 в группе

Отчет

учителя-логопеда высшей квалификационной категории

ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»

Губиной Ольги Николаевны

по теме самообразования

«Использование метода логопедических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»t1615309846aa.png

Иваново, 2020 г.



Сказка – это то золото,

что блестит огоньком

в детских глазах.

(Ханс Кристиан Андерсен)



Современные реалии жизни, стремительные и изменчивые, заставляют педагогов работать над собой, пополнять свои знания, заниматься самообразованием. С целью повышения своего теоретического, общекультурного, методического уровня и профессионального мастерства, в сентябре 2019 года я остановила свой выбор на теме по самообразованию «Использование метода логопедических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста». Тема показалась мне актуальной и интересной, так как, метод «логопедические сказки» один из самых эффективных инновационных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний день. Для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями широко используется этот метод, как диагностический и коррекционный инструмент работы с ребенком.

Метод логопедических сказок очень эффективен для развития мыслительной деятельности, психических процессов, речевой функции ребенка в ненавязчивой, простой и доступной форме. Сказки помогают ребенку естественно, без нравоучений, усвоить социальные нормы и правила, принятые в обществе. Понять и принять нравственные ориентиры и ценности. Сказки воспитывают.

Логопедические сказки развивают речь у детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать артикуляционную моторику, расширять и обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, активизировать собственную речь и улучшать понимание речи, развивать связную речь, работать над эмоциональной окраской голоса и выразительностью речи.

Мир сказок манит и детей, и взрослых своей нереальностью, волшебством, яркостью. Сказки не только помогают сделать атмосферу логопедического занятия привлекательной и интересной для ребенка, но и позволяют проявлять творчество, как детям, так и педагогам.

Сказки интересны всем. Они увлекают и позволяют педагогу правильно мотивировать воспитанников на дальнейший процесс обучения и воспитания. Сказки имеют терапевтическое значение, а значит, они подходят для коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Общеизвестно, что грамотное внедрение инновационных приемов, методик, технологий помогает повысить эффективность работы коррекционных педагогов. Поэтому данная тема самообразования была выбрана осознанно и неслучайно. Основная цель любого логопеда – стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник говорил красиво и грамотно, ведь грамотная речь имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Для достижения этой цели необходим постоянный поиск новых форм и методов коррекции речевых нарушений. Один из самых эффективных инновационных методов в коррекционной педагогике является метод логопедических сказок.

Чтобы работа над самообразованием по теме «Использование метода логопедических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» проходила успешно, необходимо было обозначить для себя следующие задачи:

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы по данной теме.

2. Разработать и реализовать проект «Логопедические сказки».

3. Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Для решения этих задач, в начале 2019-2020 учебного года был составлен перспективный план работы по данной теме, что позволило мне, оценить свои возможности и возможности моих воспитанников и распределить свои силы на весь учебный год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


Месяц

Содержание



Сентябрь


Выбор темы, изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы, интернет-источников по данной проблеме.

Разработка и составление перспективного плана работы по теме самообразования.




Октябрь



Разработка проекта «Логопедические сказки»

(выявление проблемы, постановка целей, задач, составление плана реализации проекта)





Ноябрь


Практический этап реализации проекта «Логопедические сказки»


Разработка и показ открытого занятия в рамках Методического Объединения педагогов ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»:

индивидуальное логопедическое занятие

с ребенком трех лет с задержкой речевого развития

Тема: «Сказка в гости к нам пришла…»




Декабрь


Обобщение и оформление результатов проектной деятельности

Сбор материала и оформление книги «Логопедические сказки»



Январь




Консультация для родителей «В гостях у сказки»




Февраль




Отчет о результатах проектной деятельности на педсовете



Март




Обобщение опыта по теме, публикации в интернет-сообществе



Апрель




Выступление на родительском собрании «В гостях у сказки»

Май


Отчет по теме самообразования


Таким образом, изучив в начале года специальную педагогическую и методическую литературу и интернет-источники по данной теме, я выделила для себя следующих авторов, занимающихся этой проблемой и отметила для себя их методические пособия, которые можно использовать в своей работе:

Тацюра С.В, Васильева И.Н. «Артикуляционные сказки для детей 3-7 лет».- Сфера, 2020;

Рубинская Н. «Артикуляционные сказки».- Детсво-пресс, 2020;

Ильина О.В., Гольцова И.С., Дудка П.С. «Логопедические сказки для самых маленьких».- Сфера, 2016;

Тырышкина О.В. «Игровые логопедические занятия по мотивам сказок».- Учитель, 2020;

Лосик Е.Ю. «Логопедические сказки» https://www.litres.ru/elena-urevna-losik/logopedicheskie-skazki/.

Пополнив свой теоретический запас, мне захотелось перейти к практическому этапу, но не просто применять методы и приемы о которых я узнала из пособий и книг, а проявить исследовательский и творческий подход к данной теме. Поэтому в октябре 2019 года я начала разрабатывать проект «Логопедические сказки». Проектная деятельность позволяет глубже изучить любую тему, любой вопрос. Она нацелена не на интеграцию фактических знаний, а на их приобретение новых знаний путем самообразования.

t1615309846ab.jpg

Если организатором и руководителем проекта «Логопедические сказки» была я, учитель-логопед Губина О.Н., то участниками проекта стали воспитанники детского дома «Солнышко», специалисты, воспитатели, родители или лица их замещающие (опекуны).

Тип проекта: по составу – групповой; по срокам реализации - среднесрочный (2 месяца: октябрь-ноябрь 2019 года); по целевой установке: практико-ориентированный, творческий.

В самом начале пути, была проделана работа по выявлению проблемы, постановке целей, задач, составлению плана реализации проекта.

В ноябре 2019 года я занималась реализацией проекта «Логопедические сказки», в рамках которого был осуществлен показ открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком трех лет с задержкой речевого развития для методического объединения педагогов детского дома «Солнышко» на тему «Сказка в гости к нам пришла…»

t1615309846ac.jpg

Основная цель этого занятия - коррекция речевого развития ребенка с ЗРР с помощью метода «логопедических сказок». Индивидуальное занятие было построено на основе авторских логопедических сказок составленных по мотивам русской народной сказки «Теремок». Артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения легко вписались в сюжет сказки. Занятие получило хорошие отзывы и высокие оценки коллег.

Так же, в ноябре 2019 года, для родителей группы «Золотая рыбка» было показано ООД на тему «Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми».

t1615309846ad.png

t1615309846ae.pngt1615309846af.jpg

В декабре 2019 года, как результат проекта, я составила и оформила книгу «Логопедические сказки» с авторскими сказками по разделам: «Артикуляционные сказки», «Обучающие сказки», «Творческие сказки».

t1615309846ag.jpgt1615309846ah.gift1615309846ai.gift1615309846aj.gif

В феврале 2020 года, согласно плану, была оформлена письменная консультация для родителей «В гостях у сказки», где было рассказано, почему так важно читать детям сказки, и даны практические рекомендации, как читать детям сказки, на что обращать внимание, чтобы сказки не только развлекали малыша, но и учили, развивали и воспитывали.

Так же, в феврале, на заседании педагогического совета «Метод проектной деятельности в ДОО как инновационная педагогическая технология», я презентовала свой проект «Логопедические сказки».

t1615309846ak.jpg

Весной 2020 года я участвовала во всероссийском интернет-конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце».

t1615309846al.gif

Из всех запланированных мероприятий, мне не удалось лишь выступить на родительском собрании, которое намечалось на апрель. Не получилось выступить на собрании, из-за введения карантинных мер по коронавирусу в организации.

Таким образом, работу по теме самообразования «Использование метода логопедических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» можно считать успешной и плодотворной, те знания и материалы, которые я получила, изучая эту тему, я буду использовать в своей дальнейшей работе с детьми. «Книга логопедических сказок» пополняется и будет пополняться новыми авторскими сказками и сказками моих маленьких воспитанников.



Губина О.Н. 31.05.2020

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта работы!

10 March 2021

Спасибо за вашу разнообразную деятельность в детском доме! Пусть сазданный вами проект «Логопедические сказки» развивается и дальше!

10 March 2021

Спасибо огромное за ваши отзывы и поддержку. Будем стараться.

12 March 2021

Похожие публикации