Технологическая карта урока математики «Какой сосуд вмещает больше?»

1
0
Материал опубликован 24 November 2015

Тип урока: Урок усвоения новых знаний- первичное ознакомление с новым понятием.

 

Технологическая карта урока математики

Тема

«Какой сосуд вмещает больше?»

Цель темы

 

Образовательные: познакомить с понятием «вместимость», продолжить формирование продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, делать обоснованные выводы, понимать значение величин и способов их измерения;

Развивающие: развивать у обучающихся познавательные действия: логические и алгоритмические, планировать последовательность действий при решении задач,

Воспитательные: воспитывать критичность мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Планируемый результат

Предметные: 

•     выражать изученные величины в разных единицах;

•     распознавать и составлять текстовые задачи;

•     проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

•     записывать решение задачи по действиям и одним выраже­нием;

•     измерять вместимость емкостей с помощью измерения объе­ма заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Личностные:

·        Способность к организации самостоятельной учебной деятельности

·        Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

·        Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Основные понятия

Вместимость

Межпредметные связи:

Русский язык

Оборудование:

Учебник Математика 4 класс 1 часть. Чекин А.Л. Перспективная начальная школа, Тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А. Захарова, интерактивная доска.

Виды работ

Работа фронтальная, индивидуальная.

 

 

Ход урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Содержание

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I этап. Организационный момент

Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке.

Создать комфортную обстановку на уроке.

Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке математики! Проверьте, пожалуйста, глазками – всё ли готово к уроку. Садитесь.

- Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас всё получится.

 

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место для работы на уроке.

 

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

II этап. Проверка домашнего задания

Проверить как учащиеся справились с домашним заданием.

Оценить знания и умения

учащихся.

-Какой номер был задан для выполнения дома? (№ 288, Т.-№ 123)

-Что нужно было сделать в № 288? (решить задачу на движение)

-Что нужно было найти?

-У кого возникли трудности?

-Какой номер нужно было сделать в Тетради для самостоятельных работ? (№ 123)

-В чем заключалось задание? (заполнить таблицы, сопоставляя данные)

-У кого возникли трудности?

-А как ты думаешь, почему у тебя возникли трудности?

Проверяют домашнее задание, вспоминают пройденный материал на прошлом уроке.

 

Регулятивные:

 система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д.

III этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

 

-Сравните два стакана, наполненных водой.

-Они одинаковые? (нет)

-Что в них разного? (размер, высота)

-В каком стакане больше воды? (в первом)

-В каком стакане меньше воды? (во втором)

-С помощью чего вы смогли сделать данные выводы? (анализируя форму и размер двух стаканов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

 

-Тема нашего урока «Какой сосуд вмещает больше?»

-Какую цель мы поставим на наш урок?

(научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов)

М.О.

-Сегодня на уроке мы будем учится решать задачи на вместимость. Сравнивать различные сосуды, сопоставлять их вместимость. Познакомимся с единицами, которые измеряют вместимость в различных сосудах, ёмкостях.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Сравнивают два сосуда.

Пытаются сформулировать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с темой урока.

 

Формулируют цель урока. Ставят для себя определенную задачу в течении урока.

 

Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

IV этап. Усвоение новых знаний

Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся о новой единице измерения.

 

-Откройте свои тетради, запишите дату урока 24 ноября (24.11) и место работы- классная работа.

 

-Откройте учебник с. 86 № 291. (устное коллективное выполнение)

-Прочитает задание вслух…

 

Миша-стакан

Маша-чашка

Кошка-блюдце

 

Проблемный вопрос

-Как вы думаете, кто из ребят прав?

-Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца?

 

-Какое слово из задания для нас новое? (Вместимость)

-Где мы можем познакомится с его значением? (в словаре учебника)

 

Вместимость- это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд. Измеряется вместимость как правило в литрах (л) или миллилитрах (мл).

-Обратите внимание как сокращаются эти слова, и что в конце точка не ставится.

-Так мы будем писать эти единицы измерения к составленным моделям задач и решениям.

 

-Прочитайте внимательно вопросы после иллюстрации, дайте на них полные ответы, выскажите свои предположения.

 

-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана (чашки, блюдца)? (Да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока и в стакан, и в чашку, и в блюдце).

 

-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана и чашки? (да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока в стакан и в чашку, да еще и в блюдце).

 

№ 292.(устное коллективное выполнение)

-Прочитайте внимательно задание.

-Что известно из условия? (Мама варила варенье в большом тазу, а после разлила его в три банки)

-Какой главный вопрос в задаче? (вместимость чего больше таза или одной банки?)

-Какой ответ будет на главный вопрос задачи? (вместимость таза больше, так как его объем варенья хватило, чтобы разлить на 3 банки, наполнив их до краёв)

Физминутка

-Записывают в тетради классная работа и число.

 

Работают с учебником.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Знакомятся с новым словом, работают со словариком.

 

 

 

 

 

 

 

Читают вопросы, высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Устно решают задачу, с помощью опоры на текст учебника.

 

 

 

Выполняют физминутку, снимают физическое и умственное напряжение.

выражать изученные величины в разных единицах;

распознавать и составлять текстовые задачи;

проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

записывать решение задачи по действиям и одним выраже­нием;

измерять вместимость емкостей с помощью измерения объе­ма заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

 

Личностные:

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:

-владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

б)выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в)выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

-проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

-использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

V этап. Проверка понимания учащимися нового материала. Первичное закрепление

Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий.

-Начнём применять полученные знания.

№ 293

-Прочитайте внимательно задачу.

- О чем идет речь в задаче?

-Что известно? (Для заполнения бочки водой, нужно 20 вёдер, а для заполнения ванны нужно 15 таких же вёдер.

-Чем измеряется вместимость ванны и бочки? (Одинаковыми вёдрами)

-Какой главный вопрос в задаче? (Вместимость чего меньше)

-Как можно узнать ответ на этот вопрос?

каким действием? (вычитанием 20-15= 5(раз)-больше вместимость бочки, чем ванны)

-Почему? (Нам известны вместимость бочки и вместимость ванны. Сравнив эти два числа, можно прийти к выводу, что вместимость бочки больше, так как 20 больше 15.)

-Какой ответ на этот главный вопрос? (вместимость ванны меньше чем бочки)

-На сколько вёдер вместимость ванны меньше вместимости бочки? (на 5 вёдер)

 

 

 

№ 294. (письменно)

-Прочитайте внимательно задание.

-О чём идёт речь в задаче?

-Что известно из условия задачи? (для заполнения водой бассейна потребовалось 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно 3 бидона.

-Какой главный вопрос в задаче? (Сколько полных вёдер воды занимает бассейн)

-Что мы примем за единицу измерения бидон или ведро? (ведро)

-Почему ведро? (Так как нужно узнать сколько полных вёдер с водой вмещает в себя бассейн, а не бидонов)

-Какое требование ставиться в задаче? (получить ответ на главный вопрос нужно с помощью деления с остатком.)

-Запишите самостоятельно данной вычисление и ответ на главный вопрос задачи.

-Проверяем. (Миша продиктуй, какое вычисление ты составил и ответ)

32:3=10(ост.2)

-Как выполнить проверку деления с остатком? (Умножить значение частного на делитель и прибавить остаток 10*3=30+2=32; деление выполнено правильно)

-Вспомните, как еще можно проверить деление с остатком? (сравнить остаток и делитель, остаток должен быть меньше делителя)

-Прочитает ответ…

Ответ: 10 полных вёдер вмещает детский бассейн.

 

№295(письменно)

-Прочитайте внимательно.

-О чём идет речь в задаче?

-Что известно из условия задачи? (длина, ширина и глубина двух разных бассейнов)

-Какое требование в задачи? (сравнить вместимость двух бассейнов)

-В тетради составьте сравнительную таблицу 1 и 2 бассейна. И с помощью таблицы сравните вместимость двух бассейнов, объяснив свой ответ.

 

1 бассейн

2 бассейн

Длина

10 м

10 м

Ширина

4 м

4 м

Глубина

2 м

1 м

-Что общего у бассейнов? (длина и ширина)

-Чем они отличаются? (глубиной)

-Вместимость какого бассейна будет больше? Почему? Докажите.

 (1 бассейна, так как его глубина на 1 м больше, чем у 2.)

-Если сравним длину и ширину двух бассейнов, то убедимся в том, что они одинаковые.

-А глубина 1 бассейна на 1 метр больше, второго, это говорит о том что его вместимость больше первого бассейна.

Выполняют задания из учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют задания, формулируют свои высказывания.

Письменно решают задания, оформляют их правильно в своих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно читают задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают задание в тетрадях, ищут ответ на главный вопрос в задачи.

 

 

Модель:

Вм.бас.-32б. с вод.

1 ведр.-3 б.

Вм.бас.-? вед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, составляют задачу, сравнивают известные из условия данные.

 

выражать изученные величины в разных единицах;

распознавать и составлять текстовые задачи;

проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

записывать решение задачи по действиям и одним выраже­нием;

измерять вместимость емкостей с помощью измерения объе­ма заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

 

Познавательные:

выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

-проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

-использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

VI этап. Закрепление ранее изученного материала

Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий.

Применить новые знания самостоятельно.

№ 296 (письменно)

-Прочитайте внимательно задание.

-Что нам известно из условия задачи?

-Какой главный вопрос в задачи? (Какая кастрюля имеет большую вместимость?)

-Составим краткую запись.

2 чашки=3 стаканам

1 каст.-12 чашек

2 каст.-20 стаканов.

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

-Что найдем сначала? (сколько стаканов в 1 кастрюле)

-Каким действием?

1)12:2=6

2)6*2=12ч

3*6=18

12чашек=18 стаканов.

-Какой вывод мы можем сделать? (в кастрюле с 20 стаканами вместимость больше)

-Запишем ответ: вторая кастрюля имеет большую вместимость.

Самостоятельная работа.

-А теперь закрепим полученные знания и поработаем самостоятельно в тетрадях на печатной основе.

Откройте на с.67 №124, №125.

№ 124.

-Какую краткую у вас получилось составить?

4 кувшина-48 стаканов воды      Вм. б?

2 банки-40 стаканов воды.

1) 48:4=12(ст)-в 1 кувшине.

2)40:2=20(ст)- в 1 банке.

3)20-12=8(ст)-больше в 1 банке

Ответ: вместимость банки больше кувшина на 8 стаканов.

№ 125

А) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв.

Б) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв.

Взаимопроверка.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим ваши решения.

-Что нужно было сделать в № 124?

-Какой ответ получился?

-В чем заключалось задание № 125? (Сравнить сосуды и найти тот, в котором вместимость больше)

-Молодцы!

Читают внимательно задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют краткую запись.

Планируют действия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод и ответ задачи.

 

Самостоятельное выполнение изученного материала.

Проверяют работу соседа по парте.

Обсуждают решения заданий и допустившие ошибки.

 

Регулятивные:

на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Способность к организации самостоятельной учебной деятельности

VII этап. Предполагаемая домашняя работа

 

-Домашнее задание № 297, 298. Это аналогичные задачи, которые мы решали на уроке.

Знакомятся с домашним заданием.

 

 

VIII этап. Итог урока

Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы.

Оценить учащихся.

-Подведём итог нашего урока.

-Что нового мы сегодня узнали?

-С каким математическим термином познакомились?

-Какую цель мы ставили на начало урока? (научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов)

-Мы достигли этой цели?

Оценивание работы учащихся

-Ребята, спасибо за продуктивный урок. Вы молодцы!

Подводят итог урока.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.