Технологическая карта урока математики «Какой сосуд вмещает больше?»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний- первичное ознакомление с новым понятием.
Технологическая карта урока математики
Тема |
«Какой сосуд вмещает больше?» |
Цель темы
|
Образовательные: познакомить с понятием «вместимость», продолжить формирование продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, делать обоснованные выводы, понимать значение величин и способов их измерения; Развивающие: развивать у обучающихся познавательные действия: логические и алгоритмические, планировать последовательность действий при решении задач, Воспитательные: воспитывать критичность мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. |
Планируемый результат |
Предметные: • выражать изученные величины в разных единицах; • распознавать и составлять текстовые задачи; • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; • записывать решение задачи по действиям и одним выражением; • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел. Личностные: · Способность к организации самостоятельной учебной деятельности · Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; · Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
Основные понятия |
Вместимость |
Межпредметные связи: |
Русский язык |
Оборудование: |
Учебник Математика 4 класс 1 часть. Чекин А.Л. Перспективная начальная школа, Тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А. Захарова, интерактивная доска. |
Виды работ |
Работа фронтальная, индивидуальная. |
Ход урока
Задачи этапа урока |
Деятельность учителя Содержание Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||
I этап. Организационный момент |
||||||||||||||||
Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке. Создать комфортную обстановку на уроке. Актуализация знаний. |
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке математики! Проверьте, пожалуйста, глазками – всё ли готово к уроку. Садитесь. - Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас всё получится.
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место для работы на уроке. |
|
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
||||||||||||
II этап. Проверка домашнего задания |
||||||||||||||||
Проверить как учащиеся справились с домашним заданием. Оценить знания и умения учащихся. |
-Какой номер был задан для выполнения дома? (№ 288, Т.-№ 123) -Что нужно было сделать в № 288? (решить задачу на движение) -Что нужно было найти? -У кого возникли трудности? -Какой номер нужно было сделать в Тетради для самостоятельных работ? (№ 123) -В чем заключалось задание? (заполнить таблицы, сопоставляя данные) -У кого возникли трудности? -А как ты думаешь, почему у тебя возникли трудности? |
Проверяют домашнее задание, вспоминают пройденный материал на прошлом уроке. |
|
Регулятивные: система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. |
||||||||||||
III этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся |
||||||||||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
|
-Сравните два стакана, наполненных водой. -Они одинаковые? (нет) -Что в них разного? (размер, высота) -В каком стакане больше воды? (в первом) -В каком стакане меньше воды? (во втором) -С помощью чего вы смогли сделать данные выводы? (анализируя форму и размер двух стаканов)
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
-Тема нашего урока «Какой сосуд вмещает больше?» -Какую цель мы поставим на наш урок? (научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов) М.О. -Сегодня на уроке мы будем учится решать задачи на вместимость. Сравнивать различные сосуды, сопоставлять их вместимость. Познакомимся с единицами, которые измеряют вместимость в различных сосудах, ёмкостях. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Сравнивают два сосуда. Пытаются сформулировать соответствующие выводы.
Знакомятся с темой урока.
Формулируют цель урока. Ставят для себя определенную задачу в течении урока. |
|
Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
||||||||||||
IV этап. Усвоение новых знаний |
||||||||||||||||
Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся о новой единице измерения.
|
-Откройте свои тетради, запишите дату урока 24 ноября (24.11) и место работы- классная работа.
-Откройте учебник с. 86 № 291. (устное коллективное выполнение) -Прочитает задание вслух…
Миша-стакан Маша-чашка Кошка-блюдце
Проблемный вопрос -Как вы думаете, кто из ребят прав? -Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца?
-Какое слово из задания для нас новое? (Вместимость) -Где мы можем познакомится с его значением? (в словаре учебника)
Вместимость- это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд. Измеряется вместимость как правило в литрах (л) или миллилитрах (мл). -Обратите внимание как сокращаются эти слова, и что в конце точка не ставится. -Так мы будем писать эти единицы измерения к составленным моделям задач и решениям.
-Прочитайте внимательно вопросы после иллюстрации, дайте на них полные ответы, выскажите свои предположения.
-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана (чашки, блюдца)? (Да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока и в стакан, и в чашку, и в блюдце).
-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана и чашки? (да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока в стакан и в чашку, да еще и в блюдце).
№ 292.(устное коллективное выполнение) -Прочитайте внимательно задание. -Что известно из условия? (Мама варила варенье в большом тазу, а после разлила его в три банки) -Какой главный вопрос в задаче? (вместимость чего больше таза или одной банки?) -Какой ответ будет на главный вопрос задачи? (вместимость таза больше, так как его объем варенья хватило, чтобы разлить на 3 банки, наполнив их до краёв) Физминутка |
-Записывают в тетради классная работа и число.
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с новым словом, работают со словариком.
Читают вопросы, высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя.
Устно решают задачу, с помощью опоры на текст учебника.
Выполняют физминутку, снимают физическое и умственное напряжение. |
выражать изученные величины в разных единицах; распознавать и составлять текстовые задачи; проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; записывать решение задачи по действиям и одним выражением; измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
|
Личностные: Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться: -владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: б)выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в)выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; -проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; -использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
||||||||||||
V этап. Проверка понимания учащимися нового материала. Первичное закрепление |
||||||||||||||||
Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. |
-Начнём применять полученные знания. № 293 -Прочитайте внимательно задачу. - О чем идет речь в задаче? -Что известно? (Для заполнения бочки водой, нужно 20 вёдер, а для заполнения ванны нужно 15 таких же вёдер. -Чем измеряется вместимость ванны и бочки? (Одинаковыми вёдрами) -Какой главный вопрос в задаче? (Вместимость чего меньше) -Как можно узнать ответ на этот вопрос? каким действием? (вычитанием 20-15= 5(раз)-больше вместимость бочки, чем ванны) -Почему? (Нам известны вместимость бочки и вместимость ванны. Сравнив эти два числа, можно прийти к выводу, что вместимость бочки больше, так как 20 больше 15.) -Какой ответ на этот главный вопрос? (вместимость ванны меньше чем бочки) -На сколько вёдер вместимость ванны меньше вместимости бочки? (на 5 вёдер)
№ 294. (письменно) -Прочитайте внимательно задание. -О чём идёт речь в задаче? -Что известно из условия задачи? (для заполнения водой бассейна потребовалось 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно 3 бидона. -Какой главный вопрос в задаче? (Сколько полных вёдер воды занимает бассейн) -Что мы примем за единицу измерения бидон или ведро? (ведро) -Почему ведро? (Так как нужно узнать сколько полных вёдер с водой вмещает в себя бассейн, а не бидонов) -Какое требование ставиться в задаче? (получить ответ на главный вопрос нужно с помощью деления с остатком.) -Запишите самостоятельно данной вычисление и ответ на главный вопрос задачи. -Проверяем. (Миша продиктуй, какое вычисление ты составил и ответ) 32:3=10(ост.2) -Как выполнить проверку деления с остатком? (Умножить значение частного на делитель и прибавить остаток 10*3=30+2=32; деление выполнено правильно) -Вспомните, как еще можно проверить деление с остатком? (сравнить остаток и делитель, остаток должен быть меньше делителя) -Прочитает ответ… Ответ: 10 полных вёдер вмещает детский бассейн.
№295(письменно) -Прочитайте внимательно. -О чём идет речь в задаче? -Что известно из условия задачи? (длина, ширина и глубина двух разных бассейнов) -Какое требование в задачи? (сравнить вместимость двух бассейнов) -В тетради составьте сравнительную таблицу 1 и 2 бассейна. И с помощью таблицы сравните вместимость двух бассейнов, объяснив свой ответ.
-Что общего у бассейнов? (длина и ширина) -Чем они отличаются? (глубиной) -Вместимость какого бассейна будет больше? Почему? Докажите. (1 бассейна, так как его глубина на 1 м больше, чем у 2.) -Если сравним длину и ширину двух бассейнов, то убедимся в том, что они одинаковые. -А глубина 1 бассейна на 1 метр больше, второго, это говорит о том что его вместимость больше первого бассейна. |
Выполняют задания из учебника. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют задания, формулируют свои высказывания. Письменно решают задания, оформляют их правильно в своих тетрадях.
Внимательно читают задание. Отвечают на вопросы учителя. Записывают задание в тетрадях, ищут ответ на главный вопрос в задачи.
Модель: Вм.бас.-32б. с вод. 1 ведр.-3 б. Вм.бас.-? вед.
Выполняют задание, составляют задачу, сравнивают известные из условия данные.
|
выражать изученные величины в разных единицах; распознавать и составлять текстовые задачи; проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; записывать решение задачи по действиям и одним выражением; измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
|
Познавательные: выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; -проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; -использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |
||||||||||||
VI этап. Закрепление ранее изученного материала |
||||||||||||||||
Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий. Применить новые знания самостоятельно. |
№ 296 (письменно) -Прочитайте внимательно задание. -Что нам известно из условия задачи? -Какой главный вопрос в задачи? (Какая кастрюля имеет большую вместимость?) -Составим краткую запись. 2 чашки=3 стаканам 1 каст.-12 чашек 2 каст.-20 стаканов. Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? -Что найдем сначала? (сколько стаканов в 1 кастрюле) -Каким действием? 1)12:2=6 2)6*2=12ч 3*6=18 12чашек=18 стаканов. -Какой вывод мы можем сделать? (в кастрюле с 20 стаканами вместимость больше) -Запишем ответ: вторая кастрюля имеет большую вместимость. Самостоятельная работа. -А теперь закрепим полученные знания и поработаем самостоятельно в тетрадях на печатной основе. Откройте на с.67 №124, №125. № 124. -Какую краткую у вас получилось составить? 4 кувшина-48 стаканов воды Вм. б? 2 банки-40 стаканов воды. 1) 48:4=12(ст)-в 1 кувшине. 2)40:2=20(ст)- в 1 банке. 3)20-12=8(ст)-больше в 1 банке Ответ: вместимость банки больше кувшина на 8 стаканов. № 125
А) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв. Б) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв. Взаимопроверка. -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим ваши решения. -Что нужно было сделать в № 124? -Какой ответ получился? -В чем заключалось задание № 125? (Сравнить сосуды и найти тот, в котором вместимость больше) -Молодцы! |
Читают внимательно задание. Отвечают на вопросы учителя. Составляют краткую запись. Планируют действия решения.
Формулируют вывод и ответ задачи.
Самостоятельное выполнение изученного материала. Проверяют работу соседа по парте. Обсуждают решения заданий и допустившие ошибки. |
|
Регулятивные: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные: Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Способность к организации самостоятельной учебной деятельности |
||||||||||||
VII этап. Предполагаемая домашняя работа |
||||||||||||||||
|
-Домашнее задание № 297, 298. Это аналогичные задачи, которые мы решали на уроке. |
Знакомятся с домашним заданием. |
|
|
||||||||||||
VIII этап. Итог урока |
||||||||||||||||
Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы. Оценить учащихся. |
-Подведём итог нашего урока. -Что нового мы сегодня узнали? -С каким математическим термином познакомились? -Какую цель мы ставили на начало урока? (научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов) -Мы достигли этой цели? Оценивание работы учащихся -Ребята, спасибо за продуктивный урок. Вы молодцы! |
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя.
|
|
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. |