Конспект урока литературы «Тема красоты и гармонии человека с миром» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 10 May 2023

«Тема красоты и гармонии человека с миром»

Конспект урока.

Класс: 6

Тип урока:комбинированный

Тема урока:Тема красоты и гармонии человека с миром. 

Цели урока:

Образовательная:Расширить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Развивающая: Развивать навыки анализа лирического произведения, умение видеть идею поэтического произведения.

Воспитательная: Оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи и музыки, прививать интерес к родной литературе, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах –взаимоотношениях человека с природой.

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о М. Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к поэтическому творчеству Лермонтова; помочь проникнуть в художественный мир поэта;

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

 ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

 коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

 эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

 регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;


 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; видеоклип/фонохрестоматия (43).

Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ.

«Какая образность! — так все и видишь перед собою,

а увидев раз, никогда уж не забудешь!

Дивная картина — так и блестит все яркостию

                              восточных красок! Какая живописность, музыкальность,

                              сила и крепость в каждом стихе...».

В.Г. Белинский (литер . критик)

Ход урока

I Организация класса

IIСлово учителя

- Чей портрет вы видите на слайде? (Слайд 1)

Сейчас проведем небольшую ПОЭТИЧЕСКУЮ РАЗМИНКУ. Попробуйте по строчкам ,которые я вам прочту ,узнать названия стихотворений М.Ю.Лермонтова

Поэтическая разминка.

1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

- Какова тема , объединяющая эти стихотворения?(тема одиночества)

- Почему в стихах поэт часто обращается к этой теме?

-Как она созвучна с темой природы?

(Поэт чувствует свое единение с миром природыв отличие от мира людей, с которым не находит тесной связи. ... Стихи Лермонтова о природе нельзя спутать с какими либо другими. Природа в лирике Лермонтова является символом свободы, мудрости. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными,трогательными.)

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике.

Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры и не только поэтические.


Например, его пейзажная лирика.(слайд 2,3)


Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями!

Тема нашего сегодняшнего урока (слайд 4)

Тема красоты и гармонии человека с миром. 

Мы познакомимся с восточным сказанием Лермонтова «Три пальмы»

-Давайте поставим для себя определенные задачи ,которые мы с вами будем выполнять на уроке.

1 Познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

2 Понять, как тема красоты и гармонии человека с миром отражена в стихотворении.

3 Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов в своем произведении.

Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839
Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так –баллада.

Баллада  это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок»,«Светлана»,Стивенсон «Вересковый мед»)


- Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (автор предупреждает о восточном экзотическом происхождении сказания)
Экзотический — (греч. exotikos, от еховне, извне). Иноземный название, даваемое животным и растениям, чуждым тому климату, куда их перевозят

Сказание-это прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом,  облеченное в литературную форму, письменную или устную. 


Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Далеко от нас на юге находится Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.

- Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)(150-200лет растёт финиковая пальма)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

Словарная работа(слайд)

Перед тем,как познакомиться с произведением ,я хотела бы задать вам вопросы Проблемный вопрос

- Давайте попытаемся определить О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?


АУДИОЗАПИСЬ Прослушаем стихотворение в исполнении Ви́ктора Фёдоровича Бо́хона, советского и российского актёра театра


Беседа с учащимися по вопросам.

- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)

- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)


Что такое тема произведения?(основной замысел, основное звучание произведения)

-- Какова тема произведения? ( рассказ о жизни и гибели прекрасного оазиса)

(Тема красоты природы и гармонии человека с миром)ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!!!!

На сколько частей можно разделить текст?3 части

1 Пальмы (1 Жизнь гордых пальм в пустыне. 1,2 строфа

2 Обращение пальм к Богу. 3)

2 Караван (3 Появление каравана. 4,5,6

4 Пальмы приветствуют гостей. 7)

3 Пепел (4 Гибель пальм. 8

5 «Все дико и пусто кругом…»9,10)

1 часть

1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

-Какими вы увидели пальмы? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)

-Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной»)

Критик Белинский писал о стих….Эпитет!

-С помощью каких изобразительных средств создает поэт свою «Дивную картину» ?(эпитетов)

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

Роптать –негромко,в неясной форме выражать недовольство,обиду.

3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).


4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? 1 часть(Покой нарушен появлением людей).


2 часть

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)

1 ряд

- найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд

- какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды). Лексика движения каравана: Араб горячил вороного коня… Конь на дыбы подымался порой… С криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копьё на скаку.

3 ряд

- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

Прочитайте.

3 часть

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

Прочитайте.

3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

6.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").

7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился вникому ненужное, дикое и пустое место).

Прочитайте.

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Композиция стихотворения:– кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

-- Какова тема произведения? -(Красота природы и гармония человека с миром)

Основн.мысль,идея - основная мысль, заключённая в художественном произведении

-- Как вы поняли главную мысль стихотворения, его идею? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!!!!


Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств. (Слайд 13)

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Гипербола, метафора, олицетворение, эпитет, антитеза, сравнение

Изобразительные средстваЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ !!!!!

1 Эпитеты Гордые пальмы роскошные листья  Махровые главы Пепел седой и холодный Песчаные степи Бесплодные почвы Чуждая земля Нежданные гости

Этот прием называется эпитетом,

он помогает точнее изображать картины природы и описывает чувства.


2 Метафора Сумрак на землю упал Песчаные степи

3 Олицетворения «Стали три пальмы на Бога роптать…» (Одушевление природы)  Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей… Когда же на запад умчался туман… Не шепчутся листья с гремучим ключом…

Олицетворение показывает, что  речь в стихотворении идёт не просто о  пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. И как ужасна их гибель!

4 Сравнения И прыгал, как барс, поражённый стрелой… И шёл, колыхаясь, как в море челнок…

5 АнтитезаПротивопоставление жизни и смерти пальм Мир рисуется во всей противоречивости  Почва бесплодная – пальмы растут высоко Вода холодная – лучи знойные Пылающая грудь – влага студёная

МИР ПРИРОДЫ ГАРМОНИЧЕН, КРАСИВ, СВЕТЕЛ-МИР людей пышен, богат и опасен, так как у них есть стрела, копьё, топор

М ПРИР Желтый, зелёный цвет подчёркивают скромность и естество природы.

МП звуки: журчанье родника, шелест зелёных листьев, «звучный ручей»., стали роптать – замолкли.

М,ЛЮД пёстрый, больше чёрного цвета (лишь складки одежды белые)

МЛ Звуки: « … подходит шумя караван…», «…звонков раздавались нестройные звуки…», «И с криком и свистом несясь по песку…»

Вывод:

Люди внесли в мир природы дисгармонию, нарушили покой

Слайд

Аллитерация По корням упругим топор застучал…» Помогает услышать звук «тюкающего» топора, треск дерева

Слайд

7 Перифраз


Самостоятельная работа

-- Какова тема произведения? -(Красота природы и гармония человека с миром)

Основн.мысль,идея - основная мысль, заключённая в художественном произведении

-- Как вы поняли главную мысль стихотворения, его идею? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!!!!

Итог урока

- Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?(Разрушение природы

ведет к разрушению самогочеловека, его жизни.)

- К каким «вечным» темам обращается поэт?(взамоотношение человека и природы)

- К чему призывает нас поэт в этом стихотворении?

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

В.И.Коровин: «Между людьми и природой разорваны глубокие внутренние связи. Виноват в этом сам человек, который преследует свои сиюминутные корыстные цели».

- Можно ли говорить, что тема, затронутая Лермонтовым, актуальна и в наше время?



-Почему это стихотворение современно сегодня?

-Какие другие предметы школьной программы

поднимают тему «Человек и природа»?

 Ответим на главные вопросы урока: - описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных. 1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок). 2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных.А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным). 3.

-Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Письменно ответить на вопрос 2 на стр. учебника 154

- Как вы думаете, почему погибли три пальмы?

Чем были они недовольны? На кого роптали? ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации