12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репп Валентина Валерьевна1417
Учитель русского языка и литературы. В образовании с 2002 года. Работаю в вечерней школе при исправительной колонии.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Урок русского языка в 10 классе.

Составил: Учитель русского языка и литературы МБОУ В(С)Ш №36 Репп В.В.

Тема: Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение)

Цель: Систематизировать изученное в разделе «Лексика и фразеология».

Задачи:

1. Проработать основные понятия урока;

2. Выяснить, как лексические средства языка работают в текстах художественного стиля;

3. Разобрать понятие «лексическая норма» на примере паронимов;

4. Воспитывать уважение к языку, как культурному наследию и важнейшему достоянию народа.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Чтобы выяснить тему нашего урока, давайте обратимся к текстам, данным на слайде. Прочтите их и сравните. Что общего и чем они отличаются? (Приложение 2)

Текст 1

Красавицей русских лесов называют люди березу.

Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

Текст 2.

Берёза (лат. Btula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.

Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.

Что общего у данных текстов? Чем они отличаются? Вывод (стиль)

Как мы поняли, что это тексты разных стилей? (Ответы учащихся, акцент на лексических средствах)

Тема урока: (формулируют учащиеся)

ЗАПИСЬ темы в маршрутных картах (Приложение 1)


Цели урока: Зачем нужно изучать Лексику?

Слайд: Знать/ понимать

Повышать/ улучшать

Применять/ владеть/ уметь

(формулируют учащиеся совместно с учителем)

Итак, для начала разберём основные понятия:

(Слайд) Лексика, лексикология: обсуждение понятий

ЗАПИСЬ В маршрутных картах (приложение 1)

Мы с вами уже говорили о том, что каждое слово является определенной частью речи. Какие части речи вы помните? Морфология – наука о частях речи и их признаках – помогает нам понять грамматический строй языка. А что помогает понять лексикология? (Ответы)

Совершенно верно лексикология изучает значение слова и смысловые отношения между словами.

Я не устаю говорить, что язык – живая система, которая постоянно развивается и изменяется. Лексика изменяется быстрее всего.

С этой точки зрения можно выделить историзмы, архаизмы и неологизмы

(слайд с примерами)

Обсуждение приведенных примеров, свои примеры.

Чтобы понять, что ещё изучает лексика, рассмотрим таблицу упр. 76 стр.50

(с. 52 упр.77 в учебнике: Русский язык. 10-11.Л.М. Рыбченкова и др. 2018 г.)

Разбор упражнения – обсуждение кластера в группе, примеры к каждому лексическому явлению.

Слайд с объяснением терминов

Работа в маршрутных картах. Посмотрите задание № 1 (самостоятельно индивидуально)

Даны группы слов. Вы должны распределить их в соответствии с таблицей и подписать, к какой группе относится каждое слово:

клавиатура, огурец, батарейка, парикмахер, принтер, пианино, сайт, больница

Мышь (компьютерная или животное); ветка (отросток дерева или железнодорожная); ручка (уменьшительное название руки или ручка для письма); перо (для письма или птичье); стенка (обозначение мебели или бетонная стена).

Писатель, книга, литература, поэма, рассказ, герой, образ

Влажный, сырой, мокрый. Храбрый, отважный, неустрашимый, смелый

Норка (животное) – норка (вырытая дыра в земле); наряд (одеяние) — наряд (в армейской службе); Брак (семейный союз) – брак (некачественное изделие)

«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

Какой группы нет в задании?

Ответ: Паронимы. С ними разберемся отдельно.

Упражнение 84, стр. 53

Задание № 2 на маршрутном листе (совместно вслух фронтально, приложение1)

Очень часто люди путают значения паронимов. Из-за этого возникают лексические ошибки. В задании № 2 примеры таких ошибок. Вам надо прочитать, найти и исправить ошибку. Подобное задание встречается на ЕГЭ по русскому языку.

Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.

Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.

Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.

Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов.

Лексика в художественном произведении играет огромную роль. Благодаря особым словам и фразам писатели и поэты достигают красоты и образности речи. Такие слова называют ТРОПАМИ.

Изобразительно-выразительные средства лексики:

Работа с таблицей (групповая с заполнением индивидуальных маршрутных листов), примеры с иллюстрациями на слайде

Троп (термин)

определение

пример

эпитет

Образное определение


метафора

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений


олицетворение

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа


сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого


гипербола

Намеренное преувеличение


оксюморон

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)


Образность языка, его культура создаются веками. Многие выражения закрепляются в языке и проходят сквозь века, теряя своё первоначальное значение, но сохраняя переносный смысл, понятный каждому носителю языка. Так возникают…

О чём я говорю, ребята? (ответы учащихся – фразеологизмы).

Шуточные загадки на слайде

Почему так легко было отвечать?

Что ж, проверим ваше знание родной фразеологии.

Задание: Разгадать кроссворд по фразеологии. (В раздаточных материалах: прил.3)

По горизонтали:

2. Её съел опытный человек.

3. На неё кладут зубы.

7. Им носят воду.

8. Его валяет бездельник.


По вертикали:

1. В неё садится неудачник.

4. В неё можно вогнать стеснительного человека.

5. Его делают из мухи

6.Там, где ничего нет, он не валяется




1к












2с

о

б

а

к

а


3п

о

л

4к

а







л



5с




р








о



л




а


6к




7р

е

ш

е

т

о




с


о






а



н




к


н












8в

а

н

ь

к

а

РЕФЛЕКСИЯ

Напишите несколько предложений в ответ на вопрос: Что дает мне изучение лексики? (ответы в маршрутной карте)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Маршрутный лист урока русского языка

Дата ____________

Класс ___________ ФИО_________________________________________________

Тема: ____________________________________________________________________

Цели урока:

Знать/ понимать____________________________________________________

Повышать/ улучшать________________________________________________

Применять/ владеть/ уметь___________________________________________

ЛЕКСИКА – это ________________________________________________________________

ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это _________________________________________________________


Задание № 1. В упр. 76 дана схема группировки слов в зависимости от значения

Прочтите данные ниже ряды слов, соотнесите их с таблицей и подпишите, к какой группе относится каждый ряд:

клавиатура, огурец, батарейка, парикмахер, принтер, пианино, сайт __________________

Мышь (компьютерная или животное); ветка (отросток дерева или железнодорожная); ручка (уменьшительное название руки или ручка для письма); перо (для письма или птичье); стенка (обозначение мебели или бетонная стена).

___________________________________

Писатель, книга, литература, поэма, рассказ, герой, образ

___________________________________

Влажный, сырой, мокрый. Храбрый, отважный, неустрашимый, смелый

___________________________________

Норка (животное) – норка (вырытая дыра в земле); наряд (одеяние) — наряд (в армейской службе); Брак (семейный союз) – брак (некачественное изделие)

___________________________________

«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

___________________________________

Задание № 2 Прочитайте предложения, обсудите в парах, почему выделенное слово является ошибкой, придумайте правильный пароним:

1) Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.

_______________________

2) Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт. _______________________

3) Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.

_______________________

4) Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.

_______________________

5) Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. ___________________________

6) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице. _____________________________

7) ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов. ____________________________



Задание 3. Рассмотрите таблицу. Обсудите значение каждого термина

Из словосочетаний, данных ниже, выберите примеры для каждого термина и запишите в нужный столбик:

Троп (термин)

определение

пример


эпитет

Образное определение





метафора

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений



олицетворение

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа





сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого



гипербола

Намеренное преувеличение




1. яркий, как солнце/ Быстрый, будто ветер/ прекрасней, чем заря

2. в сто сорок солнц закат пылал/ сто раз говорила/ море слёз пролито

3. гордый конь/ буйная головушка/ трескучий мороз

4. Тихо шепчет ветер/ плачет ива/ Лазурь небесная смеётся

5. Серебро волос/ сердце трепетало/ взгляд заледенел


Задание 4. Зачеркните неправильно использованные фразеологизмы. Объясните значение каждого фразеологизма:

Скрипя сердцем ____________________________________________

Ничтоже сумняшеся ________________________________________

Во все лопатки _____________________________________________

Надоел как банный лист _____________________________________

Не из робкой десятки ________________________________________

Семи пядей во лбу __________________________________________

Потупить взор ______________________________________________

Искра божия _______________________________________________

Не в нос а в глаз _____________________________________________


РЕФЛЕКСИЯ

Напишите несколько предложений в ответ на вопрос: Что дает мне изучение лексики?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тексты для анализа

Текст 1

Красавицей русских лесов называют люди березу.

Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.


Текст 2.

Берёза (лат. Btula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.

Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кроссворд (Фразеологизмы)

По горизонтали:

2. Её съел опытный человек.

3. На неё кладут зубы.

7. Им носят воду.

8. Его валяет бездельник.


По вертикали:

1. В неё садится неудачник.

4. В неё можно вогнать стеснительного человека.

5. Его делают из мухи

6.Там, где ничего нет, он не валяется




1












2







3



4











5





















6




7






































8







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.