Урок русского языка «Лексикология и фразеология как разделы лингвистики» (10 класс)
Урок русского языка в 10 классе.
Составил: Учитель русского языка и литературы МБОУ В(С)Ш №36 Репп В.В.
Тема: Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение)
Цель: Систематизировать изученное в разделе «Лексика и фразеология».
Задачи:
1. Проработать основные понятия урока;
2. Выяснить, как лексические средства языка работают в текстах художественного стиля;
3. Разобрать понятие «лексическая норма» на примере паронимов;
4. Воспитывать уважение к языку, как культурному наследию и важнейшему достоянию народа.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Чтобы выяснить тему нашего урока, давайте обратимся к текстам, данным на слайде. Прочтите их и сравните. Что общего и чем они отличаются? (Приложение 2)
Текст 1
Красавицей русских лесов называют люди березу.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.
Текст 2.
Берёза (лат. Btula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.
Что общего у данных текстов? Чем они отличаются? Вывод (стиль)
Как мы поняли, что это тексты разных стилей? (Ответы учащихся, акцент на лексических средствах)
Тема урока: (формулируют учащиеся)
ЗАПИСЬ темы в маршрутных картах (Приложение 1)
Цели урока: Зачем нужно изучать Лексику?
Слайд: Знать/ понимать
Повышать/ улучшать
Применять/ владеть/ уметь
(формулируют учащиеся совместно с учителем)
Итак, для начала разберём основные понятия:
(Слайд) Лексика, лексикология: обсуждение понятий
ЗАПИСЬ В маршрутных картах (приложение 1)
Мы с вами уже говорили о том, что каждое слово является определенной частью речи. Какие части речи вы помните? Морфология – наука о частях речи и их признаках – помогает нам понять грамматический строй языка. А что помогает понять лексикология? (Ответы)
Совершенно верно лексикология изучает значение слова и смысловые отношения между словами.
Я не устаю говорить, что язык – живая система, которая постоянно развивается и изменяется. Лексика изменяется быстрее всего.
С этой точки зрения можно выделить историзмы, архаизмы и неологизмы
(слайд с примерами)
Обсуждение приведенных примеров, свои примеры.
Чтобы понять, что ещё изучает лексика, рассмотрим таблицу упр. 76 стр.50
(с. 52 упр.77 в учебнике: Русский язык. 10-11.Л.М. Рыбченкова и др. 2018 г.)
Разбор упражнения – обсуждение кластера в группе, примеры к каждому лексическому явлению.
Слайд с объяснением терминов
Работа в маршрутных картах. Посмотрите задание № 1 (самостоятельно индивидуально)
Даны группы слов. Вы должны распределить их в соответствии с таблицей и подписать, к какой группе относится каждое слово:
клавиатура, огурец, батарейка, парикмахер, принтер, пианино, сайт, больница
Мышь (компьютерная или животное); ветка (отросток дерева или железнодорожная); ручка (уменьшительное название руки или ручка для письма); перо (для письма или птичье); стенка (обозначение мебели или бетонная стена).
Писатель, книга, литература, поэма, рассказ, герой, образ
Влажный, сырой, мокрый. Храбрый, отважный, неустрашимый, смелый
Норка (животное) – норка (вырытая дыра в земле); наряд (одеяние) — наряд (в армейской службе); Брак (семейный союз) – брак (некачественное изделие)
«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
Какой группы нет в задании?
Ответ: Паронимы. С ними разберемся отдельно.
Упражнение 84, стр. 53
Задание № 2 на маршрутном листе (совместно вслух фронтально, приложение1)
Очень часто люди путают значения паронимов. Из-за этого возникают лексические ошибки. В задании № 2 примеры таких ошибок. Вам надо прочитать, найти и исправить ошибку. Подобное задание встречается на ЕГЭ по русскому языку.
Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.
Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.
Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.
Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.
Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов.
Лексика в художественном произведении играет огромную роль. Благодаря особым словам и фразам писатели и поэты достигают красоты и образности речи. Такие слова называют ТРОПАМИ.
Изобразительно-выразительные средства лексики:
Работа с таблицей (групповая с заполнением индивидуальных маршрутных листов), примеры с иллюстрациями на слайде
Троп (термин) |
определение |
пример |
эпитет |
Образное определение |
|
метафора |
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений |
|
олицетворение |
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа |
|
сравнение |
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого |
|
гипербола |
Намеренное преувеличение |
|
оксюморон |
Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») |
|
Образность языка, его культура создаются веками. Многие выражения закрепляются в языке и проходят сквозь века, теряя своё первоначальное значение, но сохраняя переносный смысл, понятный каждому носителю языка. Так возникают…
О чём я говорю, ребята? (ответы учащихся – фразеологизмы).
Шуточные загадки на слайде
Почему так легко было отвечать?
Что ж, проверим ваше знание родной фразеологии.
Задание: Разгадать кроссворд по фразеологии. (В раздаточных материалах: прил.3)
По горизонтали:
2. Её съел опытный человек.
3. На неё кладут зубы.
7. Им носят воду.
8. Его валяет бездельник.
По вертикали:
1. В неё садится неудачник.
4. В неё можно вогнать стеснительного человека.
5. Его делают из мухи
6.Там, где ничего нет, он не валяется
|
|
|
1к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2с |
о |
б |
а |
к |
а |
|
3п |
о |
л |
4к |
а |
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
5с |
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
л |
|
|
|
а |
|
6к |
|
|
|
7р |
е |
ш |
е |
т |
о |
|
|
|
с |
|
о |
|
|
|
|
|
а |
|
|
н |
|
|
|
к |
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8в |
а |
н |
ь |
к |
а |
РЕФЛЕКСИЯ
Напишите несколько предложений в ответ на вопрос: Что дает мне изучение лексики? (ответы в маршрутной карте)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Маршрутный лист урока русского языка
Дата ____________
Класс ___________ ФИО_________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________________
Цели урока:
Знать/ понимать____________________________________________________
Повышать/ улучшать________________________________________________
Применять/ владеть/ уметь___________________________________________
ЛЕКСИКА – это ________________________________________________________________
ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это _________________________________________________________
Задание № 1. В упр. 76 дана схема группировки слов в зависимости от значения
Прочтите данные ниже ряды слов, соотнесите их с таблицей и подпишите, к какой группе относится каждый ряд:
клавиатура, огурец, батарейка, парикмахер, принтер, пианино, сайт __________________
Мышь (компьютерная или животное); ветка (отросток дерева или железнодорожная); ручка (уменьшительное название руки или ручка для письма); перо (для письма или птичье); стенка (обозначение мебели или бетонная стена).
___________________________________
Писатель, книга, литература, поэма, рассказ, герой, образ
___________________________________
Влажный, сырой, мокрый. Храбрый, отважный, неустрашимый, смелый
___________________________________
Норка (животное) – норка (вырытая дыра в земле); наряд (одеяние) — наряд (в армейской службе); Брак (семейный союз) – брак (некачественное изделие)
___________________________________
«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
___________________________________
Задание № 2 Прочитайте предложения, обсудите в парах, почему выделенное слово является ошибкой, придумайте правильный пароним:
1) Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.
_______________________
2) Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт. _______________________
3) Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.
_______________________
4) Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.
_______________________
5) Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. ___________________________
6) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице. _____________________________
7) ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов. ____________________________
Задание 3. Рассмотрите таблицу. Обсудите значение каждого термина
Из словосочетаний, данных ниже, выберите примеры для каждого термина и запишите в нужный столбик:
Троп (термин) |
определение |
пример |
эпитет |
Образное определение |
|
метафора |
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений |
|
олицетворение |
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа |
|
сравнение |
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого |
|
гипербола |
Намеренное преувеличение |
|
1. яркий, как солнце/ Быстрый, будто ветер/ прекрасней, чем заря
2. в сто сорок солнц закат пылал/ сто раз говорила/ море слёз пролито
3. гордый конь/ буйная головушка/ трескучий мороз
4. Тихо шепчет ветер/ плачет ива/ Лазурь небесная смеётся
5. Серебро волос/ сердце трепетало/ взгляд заледенел
Задание 4. Зачеркните неправильно использованные фразеологизмы. Объясните значение каждого фразеологизма:
Скрипя сердцем ____________________________________________
Ничтоже сумняшеся ________________________________________
Во все лопатки _____________________________________________
Надоел как банный лист _____________________________________
Не из робкой десятки ________________________________________
Семи пядей во лбу __________________________________________
Потупить взор ______________________________________________
Искра божия _______________________________________________
Не в нос а в глаз _____________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ
Напишите несколько предложений в ответ на вопрос: Что дает мне изучение лексики?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тексты для анализа
Текст 1
Красавицей русских лесов называют люди березу.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.
Текст 2.
Берёза (лат. Btula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Кроссворд (Фразеологизмы)
По горизонтали:
2. Её съел опытный человек.
3. На неё кладут зубы.
7. Им носят воду.
8. Его валяет бездельник.
По вертикали:
1. В неё садится неудачник.
4. В неё можно вогнать стеснительного человека.
5. Его делают из мухи
6.Там, где ничего нет, он не валяется
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|