12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гузаева Нина Михайловна1519
учитель изобразительного искусства
Россия, Новгородская обл., Чудово
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
4

Статья на тему «Обучение детей законам перспективы на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Статья

Тема: «Обучение детей законам перспективы на уроках изобразительного искусства в начальной школе».


 

Автор: Гузаева Нина Михайловна

учитель изобразительного искусства

МАОУ «СОШ № 1 им. Н.А.Некрасова»

г. Чудово, Новгородская область.

 

«Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство

перспективы».

Дени Дидро


 

Очень важно в начальной школе познакомить учащихся с основными законами перспективы и свойствами пространства. Слово перспектива означает «смотри вдаль» или «ясно вижу». Это наука о том, как изображать на плоскости бумаги предметы такими, какими мы видим их в природе.

Посмотрим же, о чем говорят нам законы перспективы. Вот один из них и самый главный: чем дальше от нас предмет ,тем он кажется меньше. Предлагаю детям проверить это: если идти по улице, обсаженной деревьями ,то по мере удаления от вас , деревья становятся все меньше. Самое большое дерево вдали будет не больше вашего пальца .Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане делаем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

Другой закон говорит о том, что горизонтальные параллельные линии, удаляясь от нас под каким-нибудь углом, постепенно сближаются и сходятся в одной точке. Чтобы убедиться в этом, предлагаю учащимся рассмотреть изображения рельсов железной дорог, линии телеграфных проводов. Точка, в которой сошлись параллельные линии, называется точкой схода. Когда мы рисуем пейзаж, улицу, дом, комнату, то в любом предмете будет точка, которая находится прямо против наших глаз. Если через эту точку провести горизонтальную линию, то это и будет линия горизонта. Предметы, которые находятся выше линии горизонта, видны снизу, ниже линии горизонта – сверху. Зная эти правила, художник может на небольшом листе бумаги нарисовать аллею, уходящую вдаль, улицу, внутреннюю обстановку комнаты. Он может изобразить толпу. Фигуры на переднем плане будут крупнее, а следующие меньше и меньше.

Чтобы пейзаж на листе бумаге не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы: на переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими деталями, а на заднем - расплывчато, видны лишь силуэты. Это могут быть цветовые мазки, обозначающие предметы. При рисовании переднего плана используются более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится тусклым. Это достигается разбавлением краски водой, если это акварель или белилами, если это гуашь.

В связи с открытием законов перспективы можно нарисовать натуру такой, какая она в действительности. Раньше, когда неизвестна была перспектива, окружающий мир на картинах изображали как географическую карту, то есть плоско. Теория перспективы дала возможность художникам писать так, что в их картинах были пространство и глубина.

 

Почему дали голубые?

Если выйти на поле и смотреть вдаль, то кажется, что цветущие луга уходят далеко к светлому горизонту. И там в дали уже не отличишь где земля, а где небо и эти дали кажутся голубовато- синими , так как толща воздуха сквозь которую мы смотрим вдаль смягчает очертания предметов и придает им голубовато-серый или синий цвет в зависимости от освещения.

Так было создано учение о перспективе. Этими законами художники пользуются всегда когда пишут картины или рисуют.

Вот ребята, мы и узнали. Что означает незнакомое слово перспектива.

 

Литература:

Ф. Рерберг « Что такое художественная перспектива».

Б.М. Неменский « Уроки изобразительного искусства». – М. Просвещение 2014

Б.В. Раушенбах «Системы перспективы в изобразительном искусстве»: Общая теория перспективы - М.: Наука, 1986

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.