Открытый урок математики для студентов 2 курса СПО «Описание графов и его элементов»
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине Математика
для студентов 2 курса СПО.
Тема: "Описание графа и его элементов".
Подготовила: преподаватель высшей квалификационной категории
Давыдова Анастасия Сергеевна.
Тема: "Описание графа и его элементов"
Цель: сформировать представление о графе, способах задания графов, научиться применять графы при решении задач.
Задачи:
Предметные:
-сформировать потребность в знаниях о графах;
-научить применять графы при решении логических задач.
Метапредметные:
- развитие умений работать самостоятельно;
- совершенствовать навыки сотрудничества,
-самостоятельно оценивать и принимать решения.
Межличностные: прививать интерес к предмету, к будущей специальности.
Тип занятия: практическое занятие
Методы обучения: словесные, практические, частично-поисковый
Формы организационной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические средства обучения: карточки с заданиями
Контроль З и У: работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа по вариантам.
Задание на дом: а) начертить граф, у которого 4 висячих вершин и 2 изолированные;
б) начертить граф, у которого 6 висячих вершин и 4 изолированные, найдите цикл.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность преподавателя | Используемые средства | Деятельность студентов | |
1.Организационный | Приветствует студентов, проверяет их присутствие | Словесные | Приветствуют преподавателя, готовятся к учебному занятию | |
2.Постановка целей и мотивация | Посмотрите на изображения и давайте мы с вами попробуем отгадать их:
Параграф фотограф граффити - Посмотрите внимательно на слова и давайте попробуем определить, какой слог встречается в каждом слове.? - Правильно – слог Граф. - Что такое граф? - Какие ассоциации возникают у вас при этом слове. - Где в жизни можно встретить графы? Типичными графами на картах города являются схемы движения городского транспорта, изображения железных дорог, схемы авиалиний, которые часто вывешивается в аэропортах. Графом является и система улиц города. Его вершины – площади и перекрестки, а ребра – улицы. Графы есть и на картах звездного неба. Историк прослеживает родословные связи по генеалогическому дереву. | Словесные | - Параграф, фотограф, граффити - Граф - Граф – это совокупность двух множеств: непустого множества точек (вершин) и множества линий, соединяющих эти точки (ребер) Высказывают свое мнение. | |
3.Выполнение и проверка практической работы | I. Самостоятельная работа по вариантам | Практические | Выполняют задания | |
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
1.по графу определить: а) вес ребер б) путь графа в) цикл графа г) изолированные вершины, если имеются д) висячие вершины, если имеются | ||||
| ||||
Дополнительная оценка. Задача. Если задуманное число умножить на 5 и к результату прибавить 1, потом сумму увеличить в 6 раз и к результату прибавить 2, затем новую сумму умножить на 7 и полученное произведение увеличить на 4, то получим число, которое в 16 раз больше числа 135. Найдите это число. | ||||
| II. - На экране 2 картинки: домик и прямоугольник, в котором проведены диагонали. - А теперь я попрошу вас вспомнить – рисовали ли вы "домик", не отрывая карандаш от бумаги? - У вас на листочках эти фигуры. Ваша задача: выяснить, можно ли нарисовать эти фигуры, не отрывая карандаш от листа. - Кто смог нарисовать эти фигуры? - Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым. Такими графы названы в честь учёного Леонарда Эйлера. - Заранее вы разделились по группам и выполняли творческое домашнее задание. На защиту ваших работ у каждой группы по 4 минуты. Начнем с 1 группы – Задача о четырех красках. - Спасибо 1 группе, слово 2 группе – Задача о Кенигсбергских мостах. - Спасибо 2 группе, слове 3 группе – Задача о трех домах и трех колодцах. | Словесные, практические | Студенты рассказывают творческое домашнее задание Рисуют фигуры Презентуют задачи с доказательствами. | |
Закрепление материала | Самостоятельная работа по 3 вариантам (подготовили студенты) Раскраска о четырех красках. Задача о Кенигсбергских мостах. Задача о трех домах и трех колодцах. | Практические | Студенты обмениваются карточками и выполняют задания. 1 группа раздает раскраски по задаче о четырех красках 2 группа раздает задачи о Кёнигсбергских мостах
3 группа раздает задачи о трех домах и трех колодцах | |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | - Вам понравилось работать в группах? - Оценки за занятие будут поставлены исходя из того как вы работали в группах, индивидуально и будет учитываться ваша самооценка. Домашнее задание: а) начертить граф, у которого 4 висячих вершин и 2 изолированные; б) начертить граф, у которого 6 висячих вершин и 4 изолированные, найдите цикл. | Словесные | Самоанализ во время работы Заполняют таблицу самооценки Записывают домашнее задание |
Ф.И.студента | Работа в группе (домашнее задание) от 0 до 5 баллов | Самостоятельная работа от преподавателя от 0 до 5 баллов | Самостоятельная работа от студентов от 0 до 5 баллов | Итого баллов от 0 до 15 баллов |
| | | | |
0-5 баллов – отметка "2" 5-10 баллов – отметка "3" 10-12 баллов - отметка "4" 13-15 баллов - отметка "5" |