12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Полозова Ирина Валентиновна343
Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми. Теодор Рузвельт
Россия, Самарская обл., г. Новокуйбышевск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1 им.Ферапонтова Н.И. г.о. Новокуйбышевск

___________________________________________________________________________

446201 г.о. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова 12, тел. 5-49-45, 5-36-46









Тема: «Работа с одаренными детьми в начальной школе при изучении математики»














Выполнил: Полозова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназии №1

им. Н.И. Ферапонтова

г.о. Новокуйбышевск

Самарской области



г.о. Новокуйбышевск, 2018/2019 уч. год



Содержание

1.Введение -------------------------------------------------------------------------- 3

2.Основная часть

2.1.Методы и задачи педагога в работе с одарёнными детьми--------- 4

2.2. Система работы на уроках математики с одаренными детьми

2.3. Нестандартные задачи ------------------------------------------------------- 5

3.Заключение ----------------------------------------------------------------------- 7

Список использованной литературы-------------------------------------------- 8




















Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...

В. А. Сухомлинский

1.Введение

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, нестандартно мыслящего, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача.

Выявление, поддержка, развитие одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Поэтому среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял  В.А. Сухомлинский. Вот одно из его высказываний: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова объясняет слово  "талантливый" следующим образом "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель должен верить, что каждый его подопечный по-своему одарён.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Основная часть

2.1. Цель, задачи и методы

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Тесты креативности, тесты интеллекта и т. п. не могут дать чёткого верного ответа. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одарённости, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Так же следует учитывать, что на результат тестирования может влиять эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, ситуация тестирования и другие факторы. Исходя из этого, целесообразно использовать комплексный подход разнообразных методов:

    различные варианты метода наблюдения за детьми;

    специальные психодиагностические тренинги;

    экспертное оценивание поведения детей педагогами и родителями;

    проведение «пробных» занятий по специальным программам;

    организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Тесты на творческую активность, проводимые психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых 2%, среди подростков – 11%, среди 7-летних – 17%, а среди 6-летних – 37%. Отсюда и видна роль школы и учителя в развитии одаренности.

Цель - развития математической одаренности учащихся в начальной школе.

Задачи педагога в работе с одарёнными детьми:

    создание ситуации успеха;

    конструктивное выстраивание отношений со сверстниками и взрослыми;

    повышение интеллектуальной нагрузки;

    подбор интегрированных заданий и предложение заданий на выбор;

    организация интеллектуальных конкурсов.

2.2. Система работы на уроках математики с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

    Изучение новых материалов, выходящих за рамки школьной программы по математике;

    Развитие логического мышления и интуиции учащихся при решении задач и примеров;

    Знакомство с различными способами решения задач;

    Вовлечение учащихся в серьёзную самостоятельную работу по предмету.

Занимательность на уроках математики:

    нестандартные задачи

    задачи в стихах

    задачи - шутки

    задачи-смекалки

    задачи-головоломки и т. д.

Известно, что подобные задания в математике, да и в жизни, являются самыми трудными, так как для них нет определенного, широко известного алгоритма, и трудны они потому, что требуют от ученика (в отличие от многих других школьных задач) видения данных объектов и закономерностей между ними. Большинство же школьных заданий решается по определенному алгоритму, и быстрое их решение зависит от знания учеником формул и умелого их применения, что достигается решением большого числа однотипных задач. Многие этапы решения заданий у учеников приобретают автоматический характер, и они не задумываются над каждым из них. Отсюда нерациональное, а иногда и неправильное решение задачи. Особое место отводится решению нестандартных задач.

Задача. «6 спичек и 4 треугольника»

Из 6 одинаковых спичек необходимо составить 4 треугольника. Спички ломать нельзя!

Задача. «Чётырёхугольник, линия и 4 треугольника»

Начертить четырехугольник и провести прямую линию таким образом, чтобы получить 4 треугольника. (Сложность задачи заключается в том, что мы, в силу стереотипного мышления, склонны при слове «четырёхугольник», представлять прямоугольники, квадраты… )

Синим цветом, обозначен четырёхугольник (он обязательно должен быть в форме «галки»). Чёрным цветом — разделяющая линия.

Задача. Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе? Решение. Между Ильей и пятым слева (назовем его Жорой) 4 человека. Между Ильей и шестым справа (а это тот же Жора) 5 человек. Итого в хороводе Илья, Жора и еще 4 + 5 = 9 человек. Ответ: 11.

Задание. Расставь числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12.

Задание. Раскрась квадраты красным и зеленым карандашом так, чтобы каждые два соседних квадрата (у них общая сторона) были разного цвета. Зеленых квадратов должно быть больше, чем красных.

Задача. Два товарища договорились ехать вместе в пятом вагоне электропоезда. Электропоезд состоял из девяти вагонов. Один из товарищей сел в пятый вагон с начала, а другой – в пятый вагон с конца. В один ли вагон сели товарищи?

Решение. Они сели в один вагон. Для того чтобы это проверить, можно сделать соответствующий рисунок. Если хотим ответить на вопрос без использования рисунка, то можно вначале назвать пять номеров вагонов, считая с начала: первый, второй, третий, четвертый, пятый, а затем назвать пять номеров вагонов, начиная с конца электропоезда: девятый, восьмой, седьмой, шестой, пятый. Таким образом, если бы вагоны были пронумерованы, то друзья ехали бы в вагоне № 5.

Вывод

Систематическое решение и обсуждение нестандартных задач становится деятельностью, привычной для школьников, дети начинают верить в свои силы. Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Такие уроки, занятия проходят всегда оживленно, даже слабые ученики могут себя проявить и у них не теряется интерес к предмету. Не всегда при помощи наблюдения можно выявить математически одаренных детей и не всегда тот факт, что ребенок по математике имеет отличные отметки, подчеркивает его математическую одаренность, а лишь может свидетельствовать о его исполнительности, усидчивости. Математическая одаренность ребенка чаше всего проявляется при выполнении нестандартных математических заданий или при разрешении жизненных ситуаций, в ходе которых ребенок применяет свою интуицию и знания по математике.

Заключение

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Вот почему учителя начальных классов, по моему мнению, должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Еще Ш. А. Амонашвили своим примером убеждал, что учитель должен даже в слабом троечнике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы и не роптать на тяжкий хлеб.


Литература

1. Волина В. Праздник числа – М., 2003

2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. Начальная школа. 2000. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. М., 2005

3. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. М., 1985

4. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 2005

5. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. Начальная школа. 2004.



8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.