Статья на тему «Работа с одарёнными детьми в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 20 March 2023

А.В. Шуркина,

учитель начальных классов МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», п.г.т. Аксубаево


РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В настоящее время огромное внимание уделяется развитию конкурентоспособности личности, общества и государства. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» предполагает «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» [2, С.2]. Как отмечается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», при создании системы поддержки талантливых детей, необходимо создавать: во – первых, специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, во – вторых, общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, любопытны и обладают креативным мышлением. Необходимо учитывать, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности.

Учитель – это координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Цель – выявить, раскрыть и поддержать одаренных детей.

Задачи: 1) создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе; 2) обогащение учебных программ; 3) стимулирование познавательных способностей учащихся; 4) анализ учебно-воспитательной деятельность всего класса; 5) развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.

Для того, чтобы эффективно работать с одаренными и способными детьми, необходимо осознавать, что такое детская одаренность, уметь своевременно выявлять признаки одаренности, обеспечивать таких детей психолого-педагогической поддержкой, учитывая их индивидуальные особенности, помогать им реализовывать себя, доводить их индивидуальные достижения до оптимального уровня.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на опыт учителей с большим стажем и собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 1) принцип максимального разнообразия; 2) принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 3) принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4) принцип создания условий для совместной работы учащихся; 5) принцип «сотворчества»: учитель – ученик – родитель.

Возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю: 1) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения; 2) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе; 3) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей. Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм разнообразной работы с учащимися класса, с детьми с особой одаренностью.

На этапе предварительного поиска собираю информацию о ребенке и составляю карту интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.

Этап оценочно-коррекционный – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей. Организовываю урочную и внеурочную деятельность как единый процесс. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Например, на уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, готовит сообщения по произведениям. На уроках русского языка использую разнообразное множество заданий творческого характера, задания, на обогащение словарного запаса детей, развития речи, орфографической зоркости и воспитания любви к родному языку. Такой разнообразный, доступный, занимательный материал помогает мне сделать занятия по русскому языку не только полезными, но и интересными, служит для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания на основе применения кейс-технологии. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Использую разнообразный набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Очень любят мои ученики решать задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднения, для преодоления которого требуется активизация мыслительной деятельности. Я считаю, что при выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. На уроках окружающего мира мои ученики стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. На каждом уроке или дома дети проверяют свои знания по изучаемой теме в форме тестовой работы по дополнительным тетрадям или с помощью Google Forms1. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети выступают с сообщениями, рисуют кластеры, ведут справочники. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Начиная с первого класса, реализую программы кружков «ЮИД» «Фантазия». Создаю условия для развития у детей познавательных интересов, способствую формированию стремления ребенка к размышлению и поиску, помогаю почувствовать уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта, способствую развитию творческих способностей.

Учащиеся моего класса принимают активное участие в школьных, республиканских («Математический марафон», «Эверест по окружающему миру») предметных олимпиадах, в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в международном конкурсе-игре по математике «Кенгуру», образовательная платформа «Учи.ру», во всероссийском конкурсе по информатике «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» и показывают высокие результаты.

Учащиеся класса принимают активное участие в классных, школьных, районных мероприятиях, выступают перед ребятами детского сада, своими товарищами, родителями, готовят праздничные программы.

Таким образом, в работе с одарёнными и способными детьми использую следующие формы: творческие мастерские, викторины, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, предметные недели, олимпиады (разных уровней), кружки, конкурсы (всероссийские, региональные, муниципальные, школьные), родительские недели, родительские всеобучи.

Выпуская детей из четвертого класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Предполагаемые результаты систематической работы с одаренными детьми: 1) увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка; 2) создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости; 3) использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; 4) количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы); 5) качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе; 6) создание индивидуальных образовательных программ; 7) разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; 8) обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Работа с одаренными детьми сегодня, несомненно, заслуживает большого внимания. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Совершенствовать свой профессиональный уровень мне помогают курсы повышения квалификации. И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.

Список использованных источников:

Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - В: Учитель, 2011. - С. 182.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71848426 (дата обращения 11.10.2022).

Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/ (дата обращения 11.10.2022).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/902210953 (дата обращения 11.10.2022).

1 Google Forms – это онлайн-инструмент, позволяющий создавать формы для сбора данных, онлайн-тестирования и голосования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.