Урок биологии в 5 классе «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

1
0
Материал опубликован 8 October 2022 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоандриановская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Новоандриановская СОШ)

Ростовская область Матвеево-Курганский район

село Новоандриановка


Методическая разработка


Тема разработки:

"Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных".



Форма проведения: Экскурсия


                                                                      Автор:

учитель химии и биологии

Серпак Надежда Ивановна


Оглавление

Оглавление ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ стр. 1

Аннотация ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ стр. 2

Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3

Сценарий урока ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 5

Самоанализ урока -------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 9

Приложение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр.10

Фотоотчет --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр.12


Аннотация

Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Формирование основ экологической культуры у школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение растений и животных в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении

Сегодня я хотела бы познакомить с методической разработкой плановой экологической экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Я считаю, что эту экскурсию можно считать частью экологического проекта. Почему я так думаю?

Потому, что в этой работе были задействованы не только пятиклассники. Хотя именно они были первыми участниками. Во время проведения экскурсии ребятами был собран большой природный материал осенних растений и листьев деревьев. Эти листья они засушили затем между страницами старых книг. Был создан гербарный материал. Результатами их работы затем воспользовались ученики 8 и 9 классов при подготовке костюмов для районного экологического фестиваля в номинации «Мода из отходов», а итогом проведенной работы стал костюм для ежегодного экологического районного фестиваля в номинации «Мода из отходов». Костюм назывался «Мисс и мистер Осень», который представили ученики 2 и 5 классов.

Перед проведением экскурсии был разработан план проведения экскурсии:

1. Тема экскурсии, ее цели и задачи. Инструктаж по ТБ (Приложение № 1).

2. Маршрут экскурсии и снаряжение экскурсии.

3. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (фотоотчет).

4. Самостоятельная работа по заданиям (фотоотчет)..

5. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение

6. Итоговая беседа по теме экскурсии

7. Обработка (на занятиях, дома) обучающимися собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета сообщения(фотоотчет)

Важное значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений во время проведения экскурсии. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего

детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за живыми существами.


Пояснительная записка

Технологическая карта урока


Направление

Естественно-научное

Предмет

Биология

Тема урока

Экскурсия "Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных".

Программа , автор, учебник, раздел

Программа : по биологии для 5–9 классов (автор В.В.Пасечник.; М.«Дрофа»,2014 );

Учебник: Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018 г..

Раздел «Введение»

Количество часов в неделю

1ч в неделю

Класс

5 класс

Характеристика класса (количественная, социальная, психологическая, по уровню развития)

Количество детей в классе 8.

Класс дисциплинированный. Ребята проявляют наблюдательность и любознательность, активно работают на уроках, обладают коммуникативными навыками, способны к взаимопомощи, сотрудничеству, отзывчивости. У них есть желание и умение учиться. Учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями.

В классе хорошая успеваемость по всем предметам. Учащиеся осознают важность учения, отсюда такая успеваемость и заинтересованность в процессе учения (результаты контрольных и тестовых работ). Класс очень работоспособный.

На уроках учащиеся активны, внимательны, сообразительны, любознательны, владеют навыками самостоятельного труда, проявляют интерес к учебной деятельности, добросовестно относятся к выполнению классных и домашних работ.

Учащиеся активно участвуют в учебной деятельности. Учебная мотивация сформирована. У ребят есть стремление получать хорошую оценку от учителей, похвалу от родителей. В классе предпочитают такие виды деятельности как познание и общение. Ребята всегда проявляют активность и творчество в помощи проведения классных мероприятий. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – основные черты классного коллектива. У детей привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, проявляют огромный интерес к общественным делам и с удовольствием принимают участие в делах класса.

Место урока в теме, курсе

Введение

Урок 6 . Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цели урока

Образовательные: 

показать многообразие живых организмов на примере пришкольного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Ростовской области, их связь с окружающей средой, ознакомить учащихся с осенними явлениями жизни растений и животных.

Развивающие: развивать умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Воспитывающие: формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры

Тип урока

Урок приобретения нового знания (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся…) Экскурсия

Методы и приемы организации учебной деятельности

Словесные, наглядные, частично-поисковые (связанные с изучением дополнительного материала по теме), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Технологии: развивающее обучение, технология сотрудничества, исследовательская, ЗОЖ;

элементы технологии развития критического мышления, элементы проблемной технологии, элементы технологии обучения в сотрудничестве.

Межпредметные связи

Экология, фенология.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, коллективная

Необходимое оборудование

Блокноты для записей, карандаши

Условия для проведения

Пришкольный парк

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока.


Будут знать: понятия «разнообразие живых организмов», осенние явления в жизни растений и животных, правила поведения в природе.

На основе знаний будут уметь: проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

Метапредметные умения

(УУД), которые будут формироваться в ходе урока.


Личностные: умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Познавательные: умение готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп,

слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в разговоре, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

Методические советы на подготовительный период


Изучить литературу о растительном мире Ростовской области.


Сценарий урока

Технология проведения

Этапы урока

Содержание учебного материала


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

I. Организационный момент,

актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Инструктаж по ТБ. Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят». [3]

-Ребята, вы можете рассказать, что же происходит с листьями осенью? (Ответы детей) Правильно, осенью листья опадают. И поэтому, мы с вами поговорим сегодня о таком явлении как листопад.

- Давайте, сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся листочек с дерева или кустарника. А теперь посмотрите друг на друга и разделитесь на группы по собранным листочкам.


Подготовка класса к работе.

Организация вни­мания.

Самопроверка готовности к уроку.

Учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

II. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

Тема урока. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить

Помогает сформулировать цель и задачи урока.


Формулируют цель и задачи урока.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Устная оценка учителя

I11. Изучение нового

Цели: показать учащимся многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных; познакомить с правилами поведения в природе.

Многообразие растений и животных, окружающая среда, осенние явления в жизни растений и животных.

Проводит беседу о правилах поведения в природе, проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. Знакомит учащихся с видами растений и животных, которые встречаются на данной территории, обращает внимание на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

- Ребята, посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени. (Ответы детей).

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

Педагог говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

Педагог раздаёт задания группам учитель на отдельных карточках. Перед выполнением педагог еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Особое внимание уделяет о необходимости соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.



Проводит игру «Узнай дерево по описанию» с использованием раздаточных карточек с описанием растений.


Выполняют работу в группах по заданиям, обсуждают результаты наблюдений и составляют отчёт по экскурсии.

Самостоятельная работа: Задания для групп:

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 3

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 4

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, 

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

1V. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Чему вы научились?

1.Анализирует ответы учащихся, вносит коррективы.

2. Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку:

сегодня я узнал…

мне было сложно понять…

могу рассказать о…

я понял, что…

я не понял, что…

теперь я могу…

меня удивило…

мне захотелось…

теперь я знаю, что

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, публично выступают с отчётами о результатах своих наблюдений, обмениваются мнениями.

Высказывают свое отношение к уроку

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Устная оценка учителя

Организация самооценки

учащимися

результатов

учебной деятельности

V. Итог урока и домашнее задание

Цель:

Выставить оценки за урок, провести комментарий домашнего задания

1.Домашнее задание.

Оформить отчёт о выполнении заданий.

1.Выставляет оценки (комментарий), учитывая мнение учащихся.

2. Комментарий по домашнему заданию.


Записывают задание в дневники:

1. Составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.


Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Устная оценка учителя



Самоанализ урока

Класс 5

Предмет биология

Тема урока Экскурсия "Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных".

Данный урок является шестым в системе уроков и вторы в разделе «Введение»

Количество детей в классе 8.

Класс дисциплинированный. Ребята проявляют наблюдательность и любознательность, обладают коммуникативными навыками, способны к взаимопомощи, сотрудничеству, отзывчивости, активно работали на уроке. У них есть желание и умение учиться.

В классе хорошая успеваемость по предмету. Прочность запоминания высокая.. Учащиеся осознают важность учения, отсюда такая успеваемость и заинтересованность в процессе учения. Класс очень работоспособный.

На уроке учащиеся были активны, внимательны, сообразительны, любознательны, они владеют навыками самостоятельного труда, проявляют интерес к учебной деятельности, добросовестно относятся к выполнению поставленных задач. Учебная мотивация сформирована. У ребят есть стремление получать хорошую оценку от учителя.  Во время экскурсии применялась смена видов деятельности, игры.

Цели урока

- Образовательные: показать многообразие живых организмов на примере пришкольного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Ростовской области, их связь с окружающей средой, ознакомить учащихся с осенними явлениями жизни растений и животных.

Развивающие: развивать умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Воспитывающие: формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры

На уроке использовались элементы таких технологий как:

игровая технология;

технологию проблемного обучения;                 

активизация учебной деятельности;

здоровьесберегающая;

индивидуальный подход;

педагогика сотрудничества;

гуманно-личностная.

Тип урока: обретение новых знаний, урок включает в себя 5 этапов.

I этап - организационный момент, актуализации знаний;

II этап –мотивация к учебной деятельности;

III этап –изучение нового;

IV этап –рефлексия деятельности;

V этап – подведение итога урока и домашнее задание


Наиболее приемлемые методы работы с учениками: объяснительно - словесные, наглядные, частично-поисковые (связанные с изучением дополнительного материала по теме), коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля, метод рефлексии, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

На этапе актуализации знаний использовала технологию активизации учебной деятельности, создавая доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу, ситуацию успеха и педагогику сотрудничества.

На этапе мотивация к учебной деятельности использовала технологию проблемного обучения, мотивируя ученика к формулировке темы и цели урока.

На этапе изучения нового использовала метод открытие нового через решение проблемы, индивидуальный и дифференцированный подход, а также игровой момент.

На этапе рефлексия деятельности предложила учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку используя метод рефлексии .

При подведении итогов урока использовала педагогику сотрудничества. Контроль за учебной деятельностью на уроке осуществляла через самоконтроль и рефлексию. .

Цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, образовательных технологий, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей ученика. Содержание урока соответствовало теме и целям.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке целесообразно использовала наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности ученика на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.

Активность ученика была достаточно высокой, этому способствовали игровые и элементы занимательности.

Темп урока оптимален. Время учебной деятельности  на уроке распределила рационально. Смена видов деятельности не позволили вызвать у ученика умственное напряжение, напряжение глаз. Плотность урока достаточная. Атмосферу на уроке создала доброжелательную, создала положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность ученика.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как ученик активно, с интересом и правильно выполнял задания.


Приложение

Игра «Узнай дерево по описанию»(раздаточные карточки с описанием растений)

Дуб

 Команда 1.

  Это дерево  растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол  большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
  У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

 Липа

    Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

   Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в  цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
  Листья, почки, цветки  обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
  С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее   мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она  на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки.  А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. 
  В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

    Это дерево  верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

   Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях  гнездятся птицы, белки устраивают в дупле  свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

   Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из  древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

   Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

     Каждый год на этом дереве появляются  плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые,  ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные .

     Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю  упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
     Ягоды  крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

     Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

    Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.  А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку. [4]

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

1. Составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Фотоотчет

t1665224455aa.jpgt1665224455ab.jpg

t1665224455ac.jpg​​​​​​​




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.