12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Татьяна Александровна25
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург













Тема «Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме»



Курс « Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»























Г. Санкт –Петербург

2021 г













Пояснительная записка

Данный урок подготовлен для учащихся 4 класса, изучающих модуль «Основы мировых религиозных культур» по учебнику Р.Б. Амирова, раздел «Иудаизм».

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это урок открытия нового знания.

Разработка урока содержит презентацию, которая на разных этапах урока помогает визуализировать учебный материал. К уроку подготовлены карточки для организации индивидуальной работы учащихся на уроке.  Урок построен таким образом, чтобы способствовать более глубокому раскрытию понятия «иудаизм». Урок несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, так как понятие «толерантность» актуально и в наше время — это основное человеческое качество гуманности. 

Толерантность - качество, которое надо воспитывать в учащихся, учить с уважением относиться к различным культурам и вероисповеданиям.


Технологическая карта урока

Тема урока: Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Тип урока: ознакомления с новым материалом

Цель урока: помочь освоить знания о религиозных обрядах и ритуалах в иудаизме.

Задачи: 1. Обеспечить мотивацию изучения нового материала.

2. Формировать умение получать информацию из различных источников: учебника, Интернета, презентации.

3. Развитие умения обобщать и делать самостоятельные выводы.

4. Организовать самооценку деятельности учащимися.


Планируемые результаты

Предметные:

познакомить учащихся с понятием религиозных обрядов и ритуалов в иудаизме


Метапредметные:

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять общие цели и пути их достижений,

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные:

создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным ритуалам, толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Ресурсы урока: учебник «Основы мировых религиозных культур» Р.Б. Амирова и др., презентация, Интернет.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности

Организационный момент

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А, чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.


Организовывают рабочее место.


Предлагает рассмотреть картину К.В. Лебедева «Крещение киевлян». (Слайд 1 Приложение 1)

Задает вопросы по картине


Предлагает два варианта ответа: обряд или обычай совершают верующие.

Предлагает разобраться в понятиях «обряд» и «обычай».

Читает отрывок из рассказа С. Экзюпери «Маленький принц» и предлагает ответить на вопрос «Что же такое обряд, по мнению Лиса?» (Слайд 2 Приложение1)


Предлагает сформулировать понятие «обряд»


Предлагает вернуться рассмотреть еще раз картину К. В. Лебедева «Крещение киевлян» и сделать вывод, что происходит на картине-обряд или обычай. (Слайд1 Приложение1)



Предлагает подобрать к слову «обряд» синоним.

Помогает обобщить понятие значения слов обряд (ритуал) и обычай


Рассматривают картину


Рассуждают, составляют небольшой рассказ по картине


Рассуждают по данному вопросу

Слушают, размышляют над понятиями «обряд» и «обычай».

Рассуждают, высказывают свою точку зрения


Пытаются сформулировать понятие



Приходят в процессе рассуждений к выводу, что это «обряд».





Подбирают слово «ритуал»

Рассуждают, доказывают свою точку зрения.


Актуализация необходимых знаний

Ставит проблемный вопрос: Зачем мы сейчас выяснили значения слов: ритуал, обряд, обычай? 

Предлагает предположить какая тема сегодняшнего урока

Дает подсказку: Этот народ живет в Израиле, государственным языком является иврит.

Предлагает ответить на проблемный вопрос: Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру?


Изучение нового материала

Предлагает совершить виртуальную экскурсию в удивительную древнюю пещеру в Испании Альтамира. (Приложение 2 Слайд 3)


Ставит проблемные вопросы: Как древний человек добывал себе пропитание?



Предлагает рассмотреть изображения ритуальных рисунков в пещере. Что это за рисунки, надписи? (Приложение 1 Слайд 4)


Предположите, когда появились эти рисунки.



Предлагает записать в тетрадях определение понятия «ритуал» под диктовку учителя.


Предлагает открыть учебник и прочитать притчи на стр.187-188 (Приложение 4.2)


Помогает понять смысл каждой притчи.



Обобщает понятие «обряд» и предлагает познакомиться с обрядами иудеев по учебнику

(Приложение 4.1)

Предлагает выписать понятия обрядов и написать, что обозначает каждый из них.

Рассуждают, делают выводы.


Рассуждают, делают самостоятельные выводы.



Приходят к выводу, что «чужую» веру надо уважать.




Высказывают свои предположения. Смотрят слайды с пояснением


Высказывают свою точку зрения, приходят к выводу о толерантности


Приходят к выводу, что рисунки ритуальные.



Приходят к выводу, что рисунки появились в древности.


Записывают в тетрадь, что такое ритуал.



Читают «по цепочке»



Рассуждают, делают выводы.


Делают предположения

Читают об обрядах иудеев


Записывают понятия в тетрадь.

Организация познавательной деятельности

Организует работу в группах

(Приложение 6). Время выполнения задания – 3-4 минуты.



Физкультминутка



Закрепление


Предлагает выполнить задания на карточке (соединить понятия друг с другом)

(Приложение 5 Слайд 8)


Организует проверку по образцу:

(Приложение 5 Слайд 9)


Обсуждают, ищут информацию в справочнике (Приложение1 Слайд7),

Выполняют физкультминутку под ритмическую музыку



Из правого столбика слова соединяют с понятиями левого столбика


10. Домашнее задание

Предлагает подготовить сообщение об одном из иудейских праздников (Песах, Рош-а Шана, Суккот, Пурим, Ханука). (Приложение 1 Слайд 5)

11.Подведение итога урока

Предлагает ответить на вопрос:

- Как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?

Предлагает оценить свою деятельность (Приложение 1 Слайд 6)


Записывают задание в дневник



Рассуждают, высказывают свою точку зрения



Поднимают смайлик в соответствии с оценкой себя.

Рефлексия деятельности

Заканчивает урок словами греческого философа Геродота: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и нравы, то каждый бы выбрал свои, т.к. каждый народ убеждён, что его обычаи и образ жизни самые лучшие».






Список литературы:

Алексеев С.В. Все религии мира: энциклопедия-справочник- М.: Вече,2007.

Р.Б. Амиров и др. Основы мировых религиозных культур-М.: ДРОФА,2013.

Армстронг К.И. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе- М.: Алпина нон-фикшн,2010.

Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь- Ростов на Дону: Феникс,2005.

Вассерман Г.Ф. Лекции по иудаизму для начинающих: учебное пособие- М.:Университет,2008.

Васильев Л.С. История религий: учебное пособие-М.: Университет,2008.

Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие- Российская академия образования-М.: Флинта,2006.

История религий в России: учебник/ ред. Н.А. Трофимчука; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации-М.: Издательство РАГС, 2002

Леонидов Ф.И. Введение в вероучения народов мира: справ. Пособие- М.: Флинта,2005





























Приложение №1



t1666952325aa.jpg

Слайд 1

t1666952325ab.jpg



Слайд 2

t1666952325ac.jpg

.


Слайд 3


t1666952325ad.jpg


Слайд 4

t1666952325ae.jpg

Подготовьте сообщение об одном из иудейских праздников (Песах, Рош-а Шана, Суккот, Пурим, Ханука

Слайд 5


t1666952325af.jpg


Слайд 6

Слайд 7 t1666952325ag.jpg


































Приложение 2



Отрывок из рассказа А. де С. Экзюпери «Маленький принц»

- А что такое обряд? - спросил Маленький принц у Лиса. - Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг!













































Приложение 3



История открытия пещеры Альтамира в Испании.

- Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашёл её под землёй и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.

Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.

При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными чёрной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но, когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Учёные споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.



















Приложение 4



Приложение 4.1

t1666952325ah.jpg

t1666952325ai.jpg





t1666952325aj.jpg

t1666952325ak.jpg

t1666952325al.jpg

Приложение 4.2







Приложение 5



Раввин Шабат
Суббота Учитель мой
Ханука 8 марта
Тфилин Праздник Света
Пурим Коробочки

Слайд 8

Раввин Шабат
Суббота Учитель мой
Ханука 8 марта
Тфилин Праздник Света
Пурим
Коробочки

Прямая соединительная линия 23Прямая соединительная линия 24Прямая соединительная линия 25Прямая соединительная линия 28Прямая соединительная линия 29Слайд 9


Заголовок 2





























Приложение 6

Конверт №1

Мы узнали, что в иудаизме существуют такие ритуалы (обряды):

1. Рош Ха-Шана – праздник обновления человека, очищения его …. (души). Добрые дела записывают в ……. («книгу жизни»). Самый известный обряд этого праздника…… (есть яблоки, обмакнув в мед)

2. Синагога, место для… (молитвы) и чтения Торы.

3. Раввины – происходит от еврейского и, значит… (учитель мой)

4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения.

5. Молитва – главный религиозный ритуал.



Конверт №2

Мы узнали, что в иудаизме существуют такие ритуалы (обряды):

1. Свадьба-это не просто обряд, это …. (традиция), которой множество тысячелетий. Еврейскую свадьбу называют … (хупа). Выполняется свадебный танец-… (Хора).

2. Суккот праздник отмечается … (1) октября.

3. Пурим отмечается … (8) марта отмечается всеобщим весельем, трещотками, плясками.

4. Молитва – главный религиозный ритуал.

5. Раввины – происходит от еврейского и, значит… (учитель мой)



Конверт №3

Мы узнали, что в иудаизме есть такие ритуалы (обряды):

1. Молитва совершается в специальные… (часы.)

2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить … (Богу), проводя его в молитве.

3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над … (новорожденными.)

4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками…

(12-13 лет.)

5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым … (навесом.)

Конверт №4

Мы узнали, что в   буддизме есть такие ритуалы (обряды):

1. Ту Бишват означает … (15) день февраля. Праздник деревьев. В этот день все деревья становятся на год … (старше). В этот день начинают…. (сажать) деревья, зелень, кусты.

2. Ханука – праздник чуда, праздник света. Длится …(8) дней. Каждый день зажигают по … (1 свече). Праздник радости, торжества

4. Тфилин-это две маленькие …(коробочки) из выкрашенной черной краской кожи.

5. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить … (Богу), проводя его в молитве.

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.