Занятие по ОРКСЭ в 4 классе «Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме»
Тема «Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме»
Курс « Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Г. Санкт –Петербург
2021 г
Пояснительная записка
Данный урок подготовлен для учащихся 4 класса, изучающих модуль «Основы мировых религиозных культур» по учебнику Р.Б. Амирова, раздел «Иудаизм».
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это урок открытия нового знания.
Разработка урока содержит презентацию, которая на разных этапах урока помогает визуализировать учебный материал. К уроку подготовлены карточки для организации индивидуальной работы учащихся на уроке. Урок построен таким образом, чтобы способствовать более глубокому раскрытию понятия «иудаизм». Урок несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, так как понятие «толерантность» актуально и в наше время — это основное человеческое качество гуманности.
Толерантность - качество, которое надо воспитывать в учащихся, учить с уважением относиться к различным культурам и вероисповеданиям.
Технологическая карта урока
Тема урока: Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | |||||
Тип урока: ознакомления с новым материалом | |||||
Цель урока: помочь освоить знания о религиозных обрядах и ритуалах в иудаизме. | |||||
Задачи: 1. Обеспечить мотивацию изучения нового материала. 2. Формировать умение получать информацию из различных источников: учебника, Интернета, презентации. 3. Развитие умения обобщать и делать самостоятельные выводы. 4. Организовать самооценку деятельности учащимися. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: познакомить учащихся с понятием религиозных обрядов и ритуалов в иудаизме | Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять общие цели и пути их достижений, - умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Личностные: создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным ритуалам, толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. | |||
Ресурсы урока: учебник «Основы мировых религиозных культур» Р.Б. Амирова и др., презентация, Интернет. | |||||
Ход урока: | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||
Мотивация к деятельности | |||||
Организационный момент Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А, чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок. | Организовывают рабочее место. | ||||
Предлагает рассмотреть картину К.В. Лебедева «Крещение киевлян». (Слайд 1 Приложение 1) Задает вопросы по картине Предлагает два варианта ответа: обряд или обычай совершают верующие. Предлагает разобраться в понятиях «обряд» и «обычай». Читает отрывок из рассказа С. Экзюпери «Маленький принц» и предлагает ответить на вопрос «Что же такое обряд, по мнению Лиса?» (Слайд 2 Приложение1) Предлагает сформулировать понятие «обряд»
Предлагает вернуться рассмотреть еще раз картину К. В. Лебедева «Крещение киевлян» и сделать вывод, что происходит на картине-обряд или обычай. (Слайд1 Приложение1) Предлагает подобрать к слову «обряд» синоним. Помогает обобщить понятие значения слов обряд (ритуал) и обычай | Рассматривают картину Рассуждают, составляют небольшой рассказ по картине Рассуждают по данному вопросу Слушают, размышляют над понятиями «обряд» и «обычай». Рассуждают, высказывают свою точку зрения Пытаются сформулировать понятие Приходят в процессе рассуждений к выводу, что это «обряд». Подбирают слово «ритуал» Рассуждают, доказывают свою точку зрения. | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
Ставит проблемный вопрос: Зачем мы сейчас выяснили значения слов: ритуал, обряд, обычай? Предлагает предположить какая тема сегодняшнего урока Дает подсказку: Этот народ живет в Израиле, государственным языком является иврит. Предлагает ответить на проблемный вопрос: Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? Изучение нового материала Предлагает совершить виртуальную экскурсию в удивительную древнюю пещеру в Испании Альтамира. (Приложение 2 Слайд 3) Ставит проблемные вопросы: Как древний человек добывал себе пропитание? Предлагает рассмотреть изображения ритуальных рисунков в пещере. Что это за рисунки, надписи? (Приложение 1 Слайд 4) Предположите, когда появились эти рисунки. Предлагает записать в тетрадях определение понятия «ритуал» под диктовку учителя. Предлагает открыть учебник и прочитать притчи на стр.187-188 (Приложение 4.2) Помогает понять смысл каждой притчи. Обобщает понятие «обряд» и предлагает познакомиться с обрядами иудеев по учебнику (Приложение 4.1) Предлагает выписать понятия обрядов и написать, что обозначает каждый из них. | Рассуждают, делают выводы. Рассуждают, делают самостоятельные выводы. Приходят к выводу, что «чужую» веру надо уважать. Высказывают свои предположения. Смотрят слайды с пояснением Высказывают свою точку зрения, приходят к выводу о толерантности Приходят к выводу, что рисунки ритуальные. Приходят к выводу, что рисунки появились в древности. Записывают в тетрадь, что такое ритуал. Читают «по цепочке» Рассуждают, делают выводы. Делают предположения Читают об обрядах иудеев Записывают понятия в тетрадь. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
Организует работу в группах (Приложение 6). Время выполнения задания – 3-4 минуты. Физкультминутка Закрепление Предлагает выполнить задания на карточке (соединить понятия друг с другом) (Приложение 5 Слайд 8) Организует проверку по образцу: (Приложение 5 Слайд 9) | Обсуждают, ищут информацию в справочнике (Приложение1 Слайд7), Выполняют физкультминутку под ритмическую музыку Из правого столбика слова соединяют с понятиями левого столбика | ||||
10. Домашнее задание Предлагает подготовить сообщение об одном из иудейских праздников (Песах, Рош-а Шана, Суккот, Пурим, Ханука). (Приложение 1 Слайд 5) 11.Подведение итога урока Предлагает ответить на вопрос: - Как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Предлагает оценить свою деятельность (Приложение 1 Слайд 6) | Записывают задание в дневник Рассуждают, высказывают свою точку зрения Поднимают смайлик в соответствии с оценкой себя. | ||||
Рефлексия деятельности | |||||
Заканчивает урок словами греческого философа Геродота: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и нравы, то каждый бы выбрал свои, т.к. каждый народ убеждён, что его обычаи и образ жизни самые лучшие». | |
Список литературы:
Алексеев С.В. Все религии мира: энциклопедия-справочник- М.: Вече,2007.
Р.Б. Амиров и др. Основы мировых религиозных культур-М.: ДРОФА,2013.
Армстронг К.И. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе- М.: Алпина нон-фикшн,2010.
Богомолов А.И. Религии мира: новейший словарь- Ростов на Дону: Феникс,2005.
Вассерман Г.Ф. Лекции по иудаизму для начинающих: учебное пособие- М.:Университет,2008.
Васильев Л.С. История религий: учебное пособие-М.: Университет,2008.
Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие- Российская академия образования-М.: Флинта,2006.
История религий в России: учебник/ ред. Н.А. Трофимчука; Рос. Акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации-М.: Издательство РАГС, 2002
Леонидов Ф.И. Введение в вероучения народов мира: справ. Пособие- М.: Флинта,2005
Приложение №1
Слайд 1 |
Слайд 2 |
. Слайд 3 |
Слайд 4 |
Подготовьте сообщение об одном из иудейских праздников (Песах, Рош-а Шана, Суккот, Пурим, Ханука Слайд 5 | Слайд 6 | Слайд 7 | |
Приложение 2
Отрывок из рассказа А. де С. Экзюпери «Маленький принц»
- А что такое обряд? - спросил Маленький принц у Лиса. - Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг!
Приложение 3
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
- Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашёл её под землёй и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными чёрной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но, когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Учёные споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
Приложение 4
Приложение 4.1
|
|
|
|
|
Приложение 4.2
Приложение 5
Раввин Шабат |
Раввин Шабат |
Приложение 6
Конверт №1
Мы узнали, что в иудаизме существуют такие ритуалы (обряды):
1. Рош Ха-Шана – праздник обновления человека, очищения его …. (души). Добрые дела записывают в ……. («книгу жизни»). Самый известный обряд этого праздника…… (есть яблоки, обмакнув в мед)
2. Синагога, место для… (молитвы) и чтения Торы.
3. Раввины – происходит от еврейского и, значит… (учитель мой)
4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения.
5. Молитва – главный религиозный ритуал.
Конверт №2
Мы узнали, что в иудаизме существуют такие ритуалы (обряды):
1. Свадьба-это не просто обряд, это …. (традиция), которой множество тысячелетий. Еврейскую свадьбу называют … (хупа). Выполняется свадебный танец-… (Хора).
2. Суккот праздник отмечается … (1) октября.
3. Пурим отмечается … (8) марта отмечается всеобщим весельем, трещотками, плясками.
4. Молитва – главный религиозный ритуал.
5. Раввины – происходит от еврейского и, значит… (учитель мой)
Конверт №3
Мы узнали, что в иудаизме есть такие ритуалы (обряды):
1. Молитва совершается в специальные… (часы.)
2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить … (Богу), проводя его в молитве.
3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над … (новорожденными.)
4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками…
(12-13 лет.)
5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым … (навесом.)
Конверт №4
Мы узнали, что в буддизме есть такие ритуалы (обряды):
1. Ту Бишват означает … (15) день февраля. Праздник деревьев. В этот день все деревья становятся на год … (старше). В этот день начинают…. (сажать) деревья, зелень, кусты.
2. Ханука – праздник чуда, праздник света. Длится …(8) дней. Каждый день зажигают по … (1 свече). Праздник радости, торжества
4. Тфилин-это две маленькие …(коробочки) из выкрашенной черной краской кожи.
5. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить … (Богу), проводя его в молитве.