Тема: Слова, обозначающие действия предмета.
Тема: Слова, обозначающие действия предмета.
Цели урока:
1.Обучающая – Закрепление умения подбирать к данному предмету ряд слов, обозначающих действие предмета;
2.Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы; 3.Воспитывающая – воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе;
Оборудование: Ученик: тетрадь, простой карандаш, ручка, учебник.
Учитель: Слоги словарных слов на каждого обучающегося, картинки словарных слов, название станций, картинка жука, карточки со словами (жужжит, летает, кружит), карточки для игры «Слова-помощники», цветочки, поляна «Радости», «Грусти».
Структура урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Актуализация знаний (4 мин.)
III. Самоопределение деятельности. (3 мин.)
IV. Работа по теме урока (18 мин.)
V. Физминутка (2 мин.)
VI. Закрепление изученного материала. (8 мин.)
VII. Итог урока, рефлексия (3 мин.)
Ход.
Оргмомент.
Учитель: Сегодня день особенный,
Гостей встречаем мы,
К уроку подготовились?
И знаньями полны?
Руки (на месте)
Ноги (на месте)
Локти (у края)
Спинка (прямая).
У. Какой сейчас урок?
Дети: Урок письма.
У. Сегодня необычный урок письма. Мы отправляемся на поезде в путешествие по станциям. Прочитайте название станций. (На доске карточки с названиями станций) 1. Повторяйка. 2. Помогайка. 3.Думайка.
4. Играйка .
У. Вы должны быть активными, внимательными. Выполнять чётко и быстро задания, знать и любить родной язык. На каждой станции вас будет встречать Незнайка и оценивать вашу работу. Кто будет хорошо работать Незнайка даст билет в мягкий вагон, а остальные поедут в жёстком вагоне до следующей станции. Приготовились! Поехали!
2.Актуализация знаний. (4 минуты)
1 станция «Повторяйка».
Словарная работа.
У. Какие слова мы можем составить из этих слогов? (Дети составляют слова из слогов) Кто догадался, что это слова?
Д: Словарные. Почему вы думаете, что эти слова словарные?
У. На какие вопросы отвечают слова? Как они называются?
Д. Слова-предметы.
У: Для того, чтобы красиво писать в тетради, мы должны подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
У. Откройте тетради, спишите дату. Откройте учебник на С. 133, назовите предметы изображённые на рисунке. Напишите слова, которые вы составили в такой последовательности, что в учебнике.
Какие слова писали? Как они называются? Молодцы! Проверьте написание слов по словарю в конце учебника.
3. Самоопределение деятельности. (3 минуты)
У. Со словом воробей составьте предложение из 2 слов.
Д. Воробей летает.
У. Запишите его. На какой вопрос отвечает слово воробей?
Д. Кто?
У. Что обозначает слово летает?
Д. Действие предмета.
У. На какие вопросы отвечают слова действия - предметов? Придумайте к другим словам слова-действия . (Вывешиваю картинки к словарным словам.)
У. Как вы думаете с какими словами мы будем работать на уроке?
Д. Со словами-действиями.
Сообщение темы, цели урока.
У. Мы вспомним слова, которые обозначают предмет и его действие. Во время путешествия по станциям вы будете выполнять задания, в которых необходимо определять слова, обозначающих предмет и уметь быстро подбирать к нему ряд слов, обозначающих действие предмета.
4. Работа по теме урока.(18 минут)
Мы прибыли на станцию « Помогайка». (3 минуты)
Отгадайте кто это?
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
У. Все мы сейчас будем жуки и выполним все действия жука.
У. Какие действия выполняли?
Д. Сидели, ходили, кружились.
У. Сейчас подберите к слову жук слова-действия. (Карточки вывешиваются на доске). Запись на доске и в тетрадях. У доски работает сильный ученик. Запишите: Жук (что делает?) жужжит, летает, кружит. Возьмите линейки и простой карандаш. Подчеркните одной чертой слово-предмет и слово-действие. У кого нет ошибок поднимите руки, Незнайка даст вам билет в мягкий вагон.
Игра «Слова-помощники» (3 минуты)
У. При помощи слов-помощников соедините пары. Карточки. Взаимопроверка. Поднимите руки кто не сделал ни одной ошибки. Выдаёт Незнайка билеты в мягкий вагон.
Работа по учебнику. (12 минут)
Станция «Думайка».
У. На С. 132. В рамочке написано правило прочитайте его. Скажите на какой вопрос отвечают слова-предметы и на какие слова-действия.
Д. Слова-предметы отвечают на вопросы кто? что? А слова-действия на вопросы что делает? Что делают?
Прочитайте, что нужно сделать в упр. № 1. (Чтение текста обучающимися)
У. Почему рыбка молчала?
Д. Мальчик плохо написал диктант.
Самостоятельная работа обучающихся.
У. Спишите текст упражнения. Подчеркните выделенные слова: названия предметов- одной чертой, названия действий-двумя чертами. 1 группа пишет одно предложение. 2 группа -всё упражнение.(Дифференцированная работа).
Фронтальная проверка. Незнайка даёт за правильно выполненную работу билет.
5.Физминутка. ( 3 минуты)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать начните.
У. Что мы делали?
Д. Качались, покачались, покружитесь, потянулись, распрямились.
6. Закрепление изученного материала.
Составление словосочетаний.
Игра « Кто как голос подаёт?» (5 минут)
У. Кто совершает эти действия ? Напишите.
Работа на доске и в тетрадях.
… чирикает.
… мычит.
… каркает.
У. Какие слова мы написали? Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте друг у друга. Поднимите руки у кого нет ошибок. Незнайка выдаёт билеты.
Станция «Играйка». (3 минуты)
У. Я буду называть слова. Обозначающие предметы и его действия, если действия правильное, то хлопните, если нет-топните ногой.
Корова мычит, жуёт, хрюкает.
Цветок растёт, крякает. Цветёт, пахнет.
Карандаш рисует, чертит, бегает, ломается.
Работа по карточкам.
У. Незнайка благодарит вас за удивительное путешествие.
Посчитайте сколько станций проехали?
7. Рефлексия.
У. Что было выполнять трудно? Какие задания не вызвали затруднений?
Оцените свою работу на уроке. Сосчитайте сколько у вас билетов. Комментирование отметок учителем. Кому понравился урок и работа на уроке прикрепите красные цветочки на полянку «Радости», кто сомневается в свих знаниях- на полянку «Грусти».
8.Итог.
У. Что обозначают слова, с которыми мы работали на уроке? На какие вопросы они отвечают?
9. Домашнее задание. Упражнение в учебнике. С. 133, у. 3 Комментирование учителем. Сможете успешно выполнить домашнее задание? Почему так думаете?
Список литературы.
Учебник Э.В. Якубовская, Н,В. Павлова «Русский язык», 2 класс, учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений Y III вида. М. Просвещение, 2011
А.К. Аксёнова, Э. В. «Дидактический материал». М. Просвещение, 1987