Урок русского языка в 5 классе «Слово и его лексическое значение»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Бабаева Элла Гавриловна Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема | «Слово и его лексическое значение» |
Цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: Сформировать понятие о слове; дать понятие о лексическом и грамматическом значении слова; прививать умение пользоваться толковым словарём; познакомить учащихся со способами разъяснения лексического значения слов; совершенствовать навыки работы пятиклассников с текстом. |
Задачи | Образовательные: Развивающие: совершенствовать умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение определять лексическое и грамматическое значение слова, развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать, формировать логическое мышление; способствовать развитию познавательной активности; прививать интерес к слову. Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы сверстников, воспитывать ответственность и аккуратность. |
УУД | Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения; уважать и принимать чужое мнение; формировать адекватную самооценку и чувство собственного достоинства. Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности для решения поставленных задач, целеполагание и выдвижение гипотез, умение выделять необходимую информацию для выполнения упражнений и заданий в измененных ситуациях. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, умение интегрироваться в группу, поддержание здорового духа соперничества. Познавательные УУД: формирование представлений о лексике, разделе науки о языке, развитие умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, формирование представления о способах определения л Предметные: Научаться определять значение терминов лексика, лексикология, лексикон, овладевать базовыми понятиями лексикологии, определять роль слов в конкретном тексте, работать с толковым словарем, различать лексическое и грамматическое значение слов, распознавать способы разъяснения лексического значения слова. Личностные: умение понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; |
| стремление к речевому самосовершенствованию, развитие познавательных интересов ,уважительное отношение к родному языку. |
Планируемые результаты | Метапредметные: Познавательные: -развивать способность извлекать информацию из различных источников, её анализировать и отбирать; -приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; -совершенствовать умение работать с толковыми словарями; -овладевать различными видами речевой деятельности; -совершенствовать навыки работы с текстом. Регулятивные: -прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; -принимать и сохранять учебную задачу. |
Основные понятия | Лексикология, лексическое значение слова, словарная статья |
Ресурсы: основные дополнительны е | Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенкова. М.: Просвещение, 2014. Лингвистический текст, цветные карандаши, смайлики. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I.Организационный этап. Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. | Цель этапа: включиться в учебную деятельность Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
- Как много улыбок засветилось. Спасибо! | | |
II.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Проверка домашней работы. | . | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Ребята, есть ли у вас вопросы по домашней работе? Новые знания нам будет очень трудно осваивать без повторения пройденного. | При необходимости идет обсуждение д/з. | |
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, коротко охарактеризуйте их. | Дают определение разделам. | |
Синтаксис и пунктуация | | |
Орфография | | |
Фонетика | | |
III.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Цель этапа: обеспечение мотивации постановка и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим Откроем тетради, запишем число, а тему, я надеюсь, вы определите самостоятельно. | Цель этапа: включиться в учебную деятельность Анализируют высказывание с целью выделения признаков; подведение под понятие; | Познавательные: умение классифицировать предложенные задания (объединить в группы по существенному признаку), умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Я предлагаю вам две подсказки | | |
На доске слова: | | |
Много слов на земле…. Есть дневные слова, - | | |
В них весеннего неба сквозит синева. | | |
Есть ночные слова, о которых мы днём | | |
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, | Анализируют, обосновывают выбор написания | |
С ними в плен не сдаются и в плен не | | |
берут. | | |
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... | | |
О чем это стихотворение? Какова тема стихотворения? | | |
Вторая подсказка. | | |
Посветить-посвятить | | |
Примерять - примирять | | |
Полоскать – поласкать Может я допустила ошибку? | Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Слово и его лексическое значение». | |
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова) | | |
Кто может сформулировать тему нашего урока? | Формулируют цель и задачи: узнать, что такое лексическое значение слова; | |
Целеполагание | понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова; | |
-Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? | научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; | |
-Какова главная цель урока? ( Понять, что | |
такое лексическое значение слова) | расширять свой словарный запас. | |
-Какова задача урока? ( Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас. | . | |
Давайте спланируем нашу деятельность. | |
Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация опорных знаний и умений.
А какой же раздел русского языка изучает слово?
Давайте найдем определение лексики в учебнике. Стр150.
-Сколько же слов в русском языке? Можно ли сказать, что их столько, сколько звезд на небе Сколько же слов в русском языке? ( нельзя сказать)
Посчитать невозможно. ( Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) Ребята, а что можно определить по речи человека?
Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
А какой ваш словарный запас?
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ? Наша задача-расширять свой словарный запас.
Обратимся к учебнику упр 336 и прочитаем какие советы по обогащению речи дает Максим Горький?
Цель этапа: актуализировать знания, необходимые для восприятия учебного материла, осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности.
Формулируют и отвечают на вопросы (вспоминают теоретический материал).
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
Выразительно читают высказывания.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
Физкультминутка.
Пора немного отдохнуть.
Много слов на свете.
Их изучат дети:
«Раз», «два», «выше», «голова» (поднимают голову как можно выше),
«Три», «четыре», «руки», « шире» (руки в стороны), «Пять», «шесть», «тихо», «сесть».
Дежурные проводят физкультминутку.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Ребята, а что такое вообще слово и его лексическое значение?
Обратимся к лингвистическому тексту ( тексты на листочках). Прием « Инсерт» Прошу по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
V-эту информацию я знаю
+- эта новая для меня информация
?- эта информация для меня понятна После прочтения текста беседа Какая информация вам была знакома?
Какие новые сведения вы для себя отметили? Все ли понятно ?Какие появились вопросы?
Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют
Распределить слова в 3 колонки и вставить пропущенные буквы. Предметы, действия, признаки. См…шной, бл…днеть, пощ… дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, бры…жет, м…н…лог.
Цель этапа: выполнять конкретные учебные задачи ,внимательно слушать преподавателя; делать соответствующие записи в тетради; работать с лингвистическим текстом.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста.
Формулируют свои наблюдения. Построение умозаключения на основе общего мнения.
Двое учащихся у доски, остальные по рядам.
Объясняют правописание.
Оценивают свою работу.
Личностные: проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем)
Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности , умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Цель этапа: выявление пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала и их коррекция. Как вы думаете, ребята, как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова? По словарю.
Работа с учебником.Ознакомительная работа со словарной статьёй относительно слова багровый на стр.150
Что мы узнали из этой словарной статьи?
На что указывают окончания? (На грамматические признаки данного слова: падеж, род, число у прилагательного.)
А на что они будут указывать у существительного (род, число, падеж) и у глагола (время, лицо, число, спряжение? Аргументируйте свои ответы примерами.
Как располагаются слова в толковых словарях? (По алфавиту ) У вас в учебнике есть мини- словарь.стр 175.
Выступление учащихся.( презентация словарей) Какие же словари существуют.
«Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В. И. Далем
«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
Этимологический словарь русского языка», созданный под руководством Н. М. Шанского Фразеологический словарь русского языка
Словарь иностранных слов.
Цель этапа: выполнять конкретные учебные задачи внимательно слушать преподавателя; делать соответствующие записи в тетради.
Работают с учебником.
Ребята рассказывают о словарях.
Познавательные: раскрытие значение понятий «словарь», «лексическое значение слова» и использовать их в активном словаре
Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.
Первичное закрепление.Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала.
А теперь зарядка для ума. Самостоятельная работа.
Как вы думаете, что важнее лексическое значение или грамматическое?
Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык
Дано только грамматическое значение слов, а лексическое придумайте сами. Читаю. Вот такая сказка. Но догадаться можно, кто с кем куда шел и т.д.
Слушаю варианты. Читаю свой.
Что же получается, сказка одна, а переводов много?
( мы использовали одно грамматическое значение, а лексическое сами придумали) Предлагаю свой перевод
Какой же можно сделать вывод?
Лексическое значение индивидуально, важно для понимания текста, а для построения текста грамматическое значение
Цель этапа: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации.Учащиеся самостоятельно решают лингвистическую задачу Л. Петрушевской, переводят на русский язык. Первые двое учащихся, справившихся с заданием, читают вариант сказки. Остальные по желанию первое предложение. Работают в парах.
Регулятивные : планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного
Познавательные : использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Личностные:формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления результата.
Этап подведения итогов урока и оценивание знаний учащихся.Цель этапа: оценить успешность достижения цели и наметить перспективу последующей работы; уяснить степень формирования целостной системы ведущих знаний по теме «Слово и его лексическое значение», наметить дальнейшие цели деятельности.
Предлагаю сделать вывод в форме кластера.
Цель этапа: иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности.
Отвечают на вопросы. Рисуют кластер урока. Оценивают свою работу.
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция,
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Рефлексия.Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения.
понятия разобрали?
Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова).
-Какую цель мы ставили? Поняли мы это
Проводим рефлексию «Незаконченное предложение. Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным… Составим синквейн нашего урока Лексика
Богатая, активнаяНаследует, используется, изменяется
Богатство русского языка проявляется в лексике Словарный составЦель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты
Обучающиеся составляют синквейн со словом лексика.
Регулятивные:констатация необходимости продолжения действий
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные:адекватно отображение своих чувств, мыслей.
Этап информирования учащихся о домашнем задании.Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.
Прочитать §64 «Слово и его лексическое значение» Стр.151,упр.330
Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.
Цель этапа: уяснение цели и содержания домашнего задания.
Ребята внимательно слушают и записывают задания. Обучающимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам.
Личностные:оценивание собственной учебной деятельности, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и учителем, проявлять активность.