Урок математики в 1 классе «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

6
2
Материал опубликован 8 June 2020 в группе

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через разряд (учебник по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 39 с. 76-77; рабочая тетрадь по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон) урок 39 с. 47)

Предмет: математика

Тип урока Урок открытия нового знания

Класс/курс: 1 класс (урок 39)

Основные цели:

Личностная (мотивационная):

- Создание условий для эмоционального включения каждого ученика в процесс открытия нового знания и испытания успеха от собственной интеллектуальной деятельности («мне интересно», «у меня получилось», «мне нравится» и т.д.);

Метапредметная:

- Организовать первичный опыт прохождения учащимися всех шагов учебной деятельности в построении новых знаний;

- Учить применять эти знания;

- Использовать ПК для обучения;

- Научиться пользоваться инструментами образовательной платформы Учи.ру;

- Организовать коммуникативное взаимодействие между Учителем и Учеником

- Организовать понимание и правильность выполнения действий через понятные инструкции;

- Организовать самооценку с помощью обратной связи.

- Познакомить учащихся со способом (алгоритмом) сложения однозначных чисел с переходом через разряд, организовать усвоение учащимися нового знания(алгоритма)

Дидактические материалы: презентация, эталоны на слайде; таблица сложения в учебнике на с. 74; числовой отрезок – линейка; модели чисел – на слайде

Оборудование:

для учителя: ПК, презентация к уроку, комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон);

для ученика: комплект (учебник и тетрадь) по математике «Учусь учиться» 1 класс, 3 часть (автор Л.Г.Петерсон); счетный материал: синие и желтые кружочки из картона, образовательная платформа Учи.ру

Сценарий урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности. - презентация

- Сегодня мы отправимся в морское путешествие. Это путешествие поможет нам узнать что-то новое, интересное, а значит - открыть новые знания.





- А как мы открываем новые знания? (инструмент рука)


(инструмент – рука)

/Дети поднимают руку для ответа с помощью инструмента – указатель – учитель нажимает на красную ладонь и слушает ответ ученика. /

 image.png

- 1. Сначала мы поймем, чего мы не знаем. 2. Сами откроем новые знания. Так мы пройдём все шаги учебной деятельности.





- Какой багаж мы возьмем с собой в путешествие? (инструмент рука)

- Отправимся мы в гости к известному литературному герою. А как его зовут, узнаем, расшифровав слова. (слайд 3)

 image%281%29.png

t1591593601ac.png(инструмент – рука)

- Старые знания. Они помогут сделать открытие.

(У детей на экранах мониторов – презентация в формате PDF - слайд 3 (презентация открыта через функцию – мои файлы)

image%282%29.png 






- Что надо сделать для расшифровки слов? (инструмент рука)

- Что нам в этом поможет? (инструмент рука)

- Какой? Назовите. (инструмент рука)

- Как называется этот способ? (инструмент рука)

- В чем заключается смысл этого способа? (инструмент рука)




t1591593601ac.png(инструмент – рука)

- Найти значение выражений.

- Эталон.

- Сложение и вычитание двузначных чисел.

- Способ по частям.

- 1. Числа мы раскладываем на разрядные слагаемые 2. При сложении: к десяткам прибавляем десятки, к единицам- единицы; при вычитании: из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.

- Расшифровываем самостоятельно слова и ответ записываем на отдельных листах.

- Кто справился с заданием в чате поставьте «+»

- Сейчас вы сами создадите образец для проверки.

- Поднимите руки, кто готов записать 1 слово?

- Запишите с помощью инструмента маркер, а остальные – контролируют правильность выполнения. При несогласии – пишем в чате, с чем не согласны.


- Поднимите руку, кто запишет 2 слово? (инструмент – рука)

- Запишите 2 слово. (инструмент маркер)



(Обучающиеся самостоятельно находят значения выражений и расшифровывают слова)

t1591593601ac.png

(1 ученик записывает 1 слово с помощью инструмента маркер - остальные контролируют)

image%283%29.png

(2 ученик записывает 2 слово с помощью инструмента маркер - остальные контролируют)


t1591593601af.png

- К какому же известному литературному герою мы отправимся?

(слайд 4)

t1591593601ag.png

- Правильно! Робинзон Крузо ждёт нас в гости!

- Молодцы!

- Это путешествие – далекое и достаточно опасное.

- А могут случиться на нашем пути штормы, плохая связь – я вас слышу, а вы меня - нет? Что будем делать в таком случае?

(инструмент рука)

- Какое качество нам пригодится для преодоления трудностей? (инструмент рука)

- Что значит быть внимательным (инструмент рука)

- Докажем это сейчас, выполнив задание.

(на слайде 4 появляется образец учителя)









t1591593601ac.png

- Не пугаемся. Можно попросить взрослых о помощи. Возможно нашему компьютеру нужна перезагрузка.

(инструмент рука)

- Внимательность (инструмент рука)


- Надо слышать, видеть, думать! (инструмент рука)


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. – презентация + рабочая тетрадь на с. 47. Задание 1

(слайд 5) - Найдите лишнее выражение и проверьте себя с помощью числового отрезка – линейки, таблицы сложения – учебник на с. 74

1)2+8 5) 9+1

2)5+5 6) 4+6

3) 7+3

4) 2+4

- Напишите в чате номер, под которым записано лишнее выражение.








- Обоснуйте свой ответ. (инструмент рука)



- Как мы себя можем проверить? (инструмент рука)


- Какой еще есть способ? (инструмент рука)








(Обучающиеся в чате пишут номер, под которым записано лишнее выражение4.)

t1591593601ah.png

- 2+4, так как сумма результат 6, а в остальных выражениях сумма результат 10. (инструмент рука)

- С помощью таблицы сложения в пределах 10- в справочнике или числового отрезка- линейки. (инструмент рука)


- Графические модели (инструмент рука)


Слайд 6

t1591593601ai.png

- Кто живет в этом домике? (инструмент рука)

- Что надо сделать? (инструмент рука)

- Кто заселит жильцов в пустые квартиры? (инструмент рука) + (инструмент маркер)












- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Состав какого числа повторили? Напишите в чате.

- Да. Состав числа 10.

- Итак. В путь!








- Графические модели (инструмент рука)


- Заселить в пустые квартиры жильцов. (инструмент рука)

(Учитель активирует учеников по одному. Ученики на слайде по очереди в пустых клетках рисуют графические модели.) (инструмент маркер)



t1591593601aj.png




(ученики пишут в чате)10

- Наш корабль плывёт к острову попугаев. Вас встречает говорящий попугай Кеша. Он просит вас о помощи. В Лесной школе Кеше дали задание, а он не может с ним справиться. Давайте ему поможем!

- Откройте рабочую тетрадь на с. 47. Задание 1. (Слайд 7.)

image%284%29.png 

- Прочитайте задание. Что в нем надо сделать?

- Какие способы вычислений вы здесь видите? Какими эталонами надо воспользоваться? (инструмент рука)





- Выполняем самостоятельно.

(слайд 8)

- Проверяем по образцу с объяснением. Называем способ и объясняем, каким эталоном пользуемся. (инструмент рука)

image%285%29.png 



- Чем можно воспользоваться, работая со способом 7+5 и 7+9? (инструмент рука)


- Какие шаги учебной деятельности мы с вами выполнили?

(инструмент рука)


- Для чего мы это сделали? (инструмент рука)

- Какой следующий шаг нам предстоит сделать? (инструмент рука)

(слайд 9)

- Мы продолжаем наше путешествие. На нашем пути удивительный остров. Кто живет на этом острове? (инструмент рука)

- Жительница острова - Мудрая черепаха приготовила нам пробное задание.

Задание на пробное действие

- Найдите сумму чисел 7+5. Таблицу сложения использовать нельзя. Числовой отрезок использовать нельзя. Графические модели использовать нельзя

- Что это за задание? (инструмент рука)


- У кого нет ответа? (инструмент рука)


- Сформулируйте своё затруднение. (инструмент рука)




- У кого есть ответ? (инструмент рука)

- Каким способом вы воспользовались? (инструмент рука)


- Что же надо сделать? (инструмент рука)












-Надо найти примеры с одинаковым способом вычислений и соединить их линиями.

- Сложение однозначных чисел. (инструмент рука)

- Сложение двузначных чисел (инструмент рука)

- Сложение круглых двузначных чисел (инструмент рука)

- Сложение круглых двузначных чисел с однозначными (инструмент рука)

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)

((слайд 8) Фронтальная проверка по образцу с объяснением. Ученики по одному, по желанию называют способ и эталон) (инструмент рука)

- 50+6 и 20+8 - сложение круглых двузначных чисел с однозначными

- 6+3 и 2+5 – это сложение однозначных чисел, они входят в таблицу сложения в пределах 10

- 42+16 и 21+34 - сложение двузначных чисел

- 10+50 и 70+10 - сложение круглых двузначных чисел

- 7+5 и 7+9 - сложение однозначных чисел

- Таблицей сложения или числовым отрезком. (инструмент рука)


- Мы повторили способы 1.сложения и вычитания двузначных чисел, 2.однозначных чисел, 3.двузначных и однозначных чисел, 4.состав числа 10, 5.графические модели. (инструмент рука)

- Эти знания помогут нам открыть новое. (инструмент рука)

- Мы должны понять, чего мы не знаем. (инструмент рука)


- Это остров черепах (инструмент








- Пробное. Оно может не получиться (инструмент рука)

(учащиеся поднимают руку) (инструмент рука)

- Я пока не могу найти сумму чисел 7 и 5, не используя таблицу сложения, числовой отрезок, графические модели, т.е. известные способы.) (инструмент рука)


(учащиеся поднимают руку) (инструмент рука

- Я пока не могу назвать способ (инструмент рука)


- Остановиться и подумать (инструмент рука)

3. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы выполняли? (инструмент рука)

- Что это за числа? Напишите в чате.

- Мы умеем складывать однозначные числа? Напишите в чате.

- А что здесь не так? (инструмент рука)



- Чем это задание отличается от других заданий? (инструмент рука)

- Какие? (инструмент рука)

- Почему возникло затруднение? (инструмент рука)

- Значит, что нам предстоит сделать? (инструмент рука)


- Или способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

- Находили сумму чисел 7 и 5 (инструмент рука)

(Ученики в чате пишут – однозначные.)

(Ученики в чате пишут – да.)


- Мы умеем складывать однозначные числа, которые умещаются в десяток. А здесь числа не умещаются в десяток. Больше десяти. (инструмент рука)

- Надо было найти сумму, не применяя известные способы. (инструмент рука)

- Таблицу сложения, числовой отрезок, графические модели.

- Не знаем другого способа

- Постараться узнать способ сложения однозначных чисел, которые не умещаются в десяток. (инструмент рука)

4. Проблемное изложение нового знания.- презентация+ учебник с. 76 (эталон)

- Какую цель поставим перед собой? (инструмент рука)


- И помогут нам знания, которые мы повторили в начале нашего путешествия.

- Что мы повторили? (инструмент рука)


- Мудрая черепаха предлагает вам выражение 7+5 смоделировать с помощью синих и желтых кружочков, которые лежат у каждого из вас на рабочем столе. Составьте графическую модель выражения: 1 слагаемое – из синих кружков, 2 слагаемое – из жёлтых.

- Как можно узнать сумму чисел 7 и 5? (инструмент рука)

-Может нам помочь домик с моделями числа 10? Как? (инструмент рука)





- Модель какого числа разделили на части? Напишите в чате.

- На какие части разделили? Напишите в чате.

- Нарисуйте на слайде с помощью инструмента маркер – движение ваших кружков.


(слад 10-12)

-Эти части можно назвать удобными частями. Удобно добавить до 10. Удобно прибавить все, что осталось.





- Переведём запись графических моделей в числовую запись.

Модель какого числа будем делить на части? Напишите в чате.

- Какая запись у вас получилась. Напишите в чате.

- Мы получили ответ? Напишите в чате

- Мы пользовались числовым лучом, таблицей сложения?

Напишите в чате

- А что мы с вами сделали? Мы сделали открытие!

- Что мы узнали? (инструмент рука)



- Можно назвать наше рассуждение способом? Напишите в чате

- Сколько шагов в новом способе? Напишите в чате

- Загибаем пальчики. 1 шаг -? 2 шаг-?


- Жители острова черепах предлагают проверить в учебнике на с.76. правильно ли мы открыли новый способ сложения однозначных чисел? (слайд 13)

t1591593601am.gif

- Что обозначают усики под числом 5? (инструмент рука)

- Правильно. Эти части называются- удобные слагаемые, потому что с ними работать - удобно.

-Что обозначает синий треугольник? Напишите в чате


- Я предлагаю вам добавить до 10 число 5. Какое число мы будем раскладывать на удобные слагаемые? Напишите в чате


- На какие удобные слагаемые можно разложить 7? (инструмент рука)

- Какое число удобнее добавлять до 10, 7-большее или 5-меньшее? Напишите в чате

- Возьмём себе это на заметку.

- Теперь вы узнали еще 1 способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Этот способ называется способ по «частям». Почему его так называют? (инструмент рука)

- Узнать новый способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (инструмент рука)



- Таблицу сложения, графические модели. (инструмент рука)






- Надо складывать по частям. (инструмент рука)

- К7 кружочкам добавлю 3, у меня получится 10, а потом прибавлю оставшиеся кружочки + 2. Всего кружков - 12.) (инструмент рука)

(Ученики на своих рабочих местах выкладывают модель выражения 7+5 из кружочков и комментируют)


- Модель числа 5 (чат)

-На 3 и 2(чат)

( ученики поднимают руку с помощью инструмента рука, учитель активирует 1 ученика, который пишет на слайде с помощью инструмента маркер.

t1591593601an.png




- 5 (чат)


- 7+5=7+3+2=12(чат)

- Да(чат)

- Нет. (чат)





- Каким образом можно сложить два однозначных числа, перейдя через десяток. (инструмент рука)

-Да (чат)


2. (чат)

- 1 шаг – дополнили до 10, 2 шаг – прибавили, что осталось(чат)


(ученики в учебнике на с. 76 вместе с учителем читают эталон)





- Это части, на которые мы раскладываем число 5. (инструмент рука)




(ученики пишут – десяток(чат)



-7(чат)


- 5+2 (к 5 надо прибавить 5, а затем – что осталось- 2.) (инструмент рука)


- 7-Большее удобнее добавлять до 10. (чат)



- Прибавляют по частям – 1 шаг – добавляем большее число до 10, 2 шаг – все, что осталось. (инструмент рука)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – рабочая тетрадь на с. 47 задание 3

- Совсем скоро доберемся до Робинзона Крузо. Но на нашем пути коралловые рифы. Много кораблей разбилось о них. Даже коварным пиратам они оказались не по зубам. А мы сможем их обойти, если выполним задание 3 на с. 47 в рабочей тетради.

image%286%29.png 

(1 пример решает учитель с объяснением) инструмент маркер)

- Как к 9+6?

-Мы добавим число 9 до 10. Сколько к 9 надо прибавить, чтобы получить 10. (+1)

-Теперь 6 раскладываем на удобные слагаемые. Рисуем 2 усика под числом 6. К 9 удобно добавить1, чтобы получить десяток, значит усики у числа 6- это 1 и 5. Записываем. Теперь синим треугольником обозначаем десяток. Учимся правильно оформлять запись. После знака «=» какая следует запись? ( = 9+1+5=15)

(2 пример решает учитель+ ученик с комментированием) (инструмент рука + инструмент маркер)

- Как к 6+5?

- Сколько к 6 надо прибавить, чтобы получить 10?

- Что делаем дальше?

- Что они обозначают?

- Какие это удобные слагаемые?

- Почему не 2 и 3?

- Какая запись будет после «=»?









(3-4- примеры решает 1ученик, 2 комментирует)

(инструмент рука + инструмент маркер) по аналогии.










(1 пример решает учитель с объяснением) инструмент маркер)

t1591593601ap.png



(2 пример решает учитель+ ученик с комментированием) (инструмент рука + инструмент маркер)

- Мы должны число 6 добавить до 10.

- +4

- Рисуем под числом 5 усики.

- Мы раскладываем число 5 на удобные слагаемые.

- 4 и 1

- потому что к 6 надо прибавить 4, чтобы получить десяток, значит – это 4 и 1.

- = 6+4+1=11

t1591593601aq.png

(3-4- примеры решает 1ученик, 2 комментирует)

(инструмент рука + инструмент маркер) по аналогии.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу – учебник с. 76 №3

- Ура! Молодцы! Нас ждёт Робинзон Крузо. Но что это? На корабле вода. Кто-то повредил наш корабль. Скорее ищите пробоины. А для этого выполните задание 3 в учебнике на с. 76.

- 1 столбик решают мальчики, 2 столбик решают девочки.

t1591593601ar.png

- Проверяем по образцу. (фронтальная проверка- слайд 14-15)

t1591593601as.png

- Кто решил правильно. Поставьте себе «+»

- Кто допустил ошибку? Подчеркните неверный ответ и поставьте «?»

- Проверяем с комментированием. (инструмент маркер)








- Проверьте по моему образцу. (слайд 16-17)

t1591593601at.pngimage%287%29.png 

- Поднимите руку, кто поставил «+» (инструмент рука)

- Поднимите руку, кто поставил «?»

- Не отчаивайтесь. Завтра на уроке мы будем учиться пользоваться новым способом.





(учащиеся самостоятельно решают: 1 столбик – мальчики, 2 столбик - девочки)





(ученики проверяют примеры и оценивают свою работу «+» или подчеркивают неверный ответ и ставят «?»







(учитель активирует учеников, ученики пишут на виртуальной доске с комментированием 1, 2 пример по очереди). (инструмент маркер)

t1591593601av.png


7. Рефлексия учебной деятельности.


- Пробоины найдены. А вот и сам Робинзон Крузо. Встречайте его!

- Расскажите, что нового вы узнали в путешествии? (инструмент рука)

- Кто может рассказать Робинзону этот способ? инструмент рука)

- Кто может ему показать, как решить пример? инструмент рука+ инструмент маркер)

​​​​​​​/data/files/n1591594542.pdf (ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ)- Придумайте такой пример. Напишите в чате.

- Какие качества вам понадобились, чтобы преодолеть все препятствия и добиться цели? (инструмент рука)

- За что вы бы себя похвалили? (инструмент рука)



- Открыли новый способ сложения однозначных чисел с переходом через десяток- разряд (инструмент рука)

(ученик рассказывает способ) (инструмент рука)

(ученик на виртуальной доске записывает с комментированием пример)? инструмент рука+ инструмент маркер)

(ученики пишут в чате примеры.)

- Внимательность, честность (инструмент рука)









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественную разработку урока, Алёна Константиновна!!!

8 June 2020

Замечательный урок!!! Спасибо, Алёна Константиновна!!!

8 June 2020

Похожие публикации