12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Краснослободцева Ирина Николаевна18 |
Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.
Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации
части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.
Подготовила : Краснослободцева И.Н.
Воспитатель ЧДОУ №244 ОАО РЖД
Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.
Этнокультурный и социокультурный принципы среди основных принципов ФГОС в ООП.
Настоящий ФГОС утверждает основные принципы:
● поддержки разнообразия детства;
● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В связи с данными принципами: В образовательной Программе ЧДОУ №244 ОАО РЖД определены направления работы по разным образовательным областям для каждой возрастной группы. Данная работа проходит при взаимодействии всех участников образовательных отношений- педагоги-дети и родители.
2. Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения ЧДОУ № 244.
В структуре образовательной программы ФГОС ДО выделены следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Нами были отобраны следующие направления:
1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых
к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации деятельности детей.
2. Проведение познавательных бесед в ходе НОД и других видов деятельности о жизни народа, его истории, быте, народном творчестве, праздниках, обрядах.
3.Создание условий пространственно- развивающей среды для познания детьми истории народа в виде мини- музея «Русская горница».
4. Создание вокальной группы «Ладушки».
Рассмотрим планирование и реализацию этнокультурного принципа в образовательной программе в ЧДОУ №245 по образовательным областям:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Реализация в НДОУ по направлениям:
1.В игровой д-сти: В младшем возрасте- игры, возникающие по инициативе взрослого: подвижные, музыкальные, обучающие КГН, с использованием закличек, припевок, прибауток и потешек. В более старшем возрасте- игры, возникающие как по инициативе взрослого, так и по инициативе самих детей- учебные, предметно-дидактические ;
Игры-народные, идущие от исторических традиций этноса : обрядовые игры, тренинговые игры ( с пальчиками, с ладошками – в младших группах), праздничные и повседневные игры, досуговые игры, проводимые как в ходе НОД, так и на прогулках, в свободное время. В старших группах создана картотека игр с пальчиками, хороводных игр со словом.
Сюжетно - ролевые игры: Одна из задач таких игр - развивать гендерную ориентацию между мальчиками и девочками, (мальчик- защитник, добытчик. Девочка- хозяйка, мама, хранительница домашнего очага, заботящаяся о близких). Во всех группах есть Уголки Ряженья, для которых с помощью родителей сшиты сарафаны, кокошники, русские рубашки, изготовлены бусы.
Театрализированные игры: По мотивам русских народных сказок, с использованием театров бибабо, пальчикового, настольных театров, игрушек для обыгрывания. Помимо развития коммуникативных навыков, психоэмоционального статуса - знакомят с традициями, образом жизни, бытом. Во всех группах - есть Уголки театрализации, где представлены материалы, игрушки для обыгрывания русских сказок. Большим интересом у детей в младшем возрасте пользуются шапочки-ушки (как элемент костюма). В старших группах- дети имеют свободный доступ к маскам, шапочкам для обыгрывания.
2. В разделе Патриотическое воспитание:
По данному разделу в Рабочей программе нашего ЧДОУ выделены несколько компонентов: (представления ребенка об окружающем мире, истории страны, культуре народа). Одно из направлений в реализации этого компонента- культура народа, его традиции, народное творчество, предметное окружение, профессии, труд. В ходе его реализации педагогами разработаны такие темы НОД, как: «Богатыри земли русской» (в рамках темы «Защитники Отечества»), «В гостях у бабушки Маланьи» (развлечение для старших групп), «Как у наших у ворот» (итоговое мероприятие в средней группе по теме «Домашние животные»).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Учет этнокультурной ситуации при проектировании и реализации а ЧДОУ №244 проявляется в следующих направлениях этой области:
Раздел: Ознакомление с миром природы
В ходе работы по этому направлению в каждой группе подобрана литература по народным приметам, загадки, пословицы, поговорки о природе. Детям рассказываются о календарных праздниках русского народа, о том, какие традиции соблюдали наши предки в то или иное время года. В этом году- праздники «День журавля», «Праздник Русской березки», «Осенины».
Проводя сезонные наблюдения, воспитатели знакомят детей с русскими народными приметами.
Реализация в Рабочей программе ЧДОУ проходит через:
Познавательные беседы в ходе НОД - (Разработаны беседы на разнообразные темы, включая такие, как «Семья- 7 я», «История моей семьи», «История посуды», «В гостях у бабушки Арины». В таких НОД участвуют педагоги, музыкальный руководитель, логопед. Для проведения бесед используется мини- музей «Русская горница», в котором руками родителей, сотрудников ЧДОУ представлены предметы культуры, быта, домашней утвари русского народа. Приглашаем на такие занятия воспитателей других групп, делимся разработками занятий.
Чтение художественной литературы (Создание книжных уголков с литературой по русскому народному творчеству, организация выставок, драматизации по прослушанным сказкам).
Изобразительная и конструктивная деятельность (Изготовление кукол- оберегов, плетение закладок, бус, декоративное рисование по мотивам жостовской, дымковской, гжельской росписи (НОД «Посуда для Деда Мороза», «Подарок для мамы», «Сюрприз для Федоры»- в рамках тем «Посуда», « День матери», «Зимние забавы»)
Экспериментирование и опыты (с берестой, соломой, с прутиками ивы, досточками и др. материалами)
Музыка (Слушание, пение, разучивание песен, хороводов, закличек, обрядовых песен). Большую работу в данном направлении проводит музыкальный руководитель. При активном участии педагогов детского сада, с привлечением родителей, создана вокальная группа «Ладушки» Уже не первый год солисты этой группы являются участниками утренников и развлечений в ДОУ. С помощью самых ярких и талантливых ребят по новому зазвучали русские народные песни, заклички. На музыкальных занятиях дети используют русские народные музыкальные инструменты, такие как трещетки, ложки, бубенцы. Стало традицией проводить в детском саду такие мероприятия «У Егорки на пригорке», «На нашей ярмарке смех да веселье», «Деревенские посиделки», «русская красавица», «Гуляют ребятки в зимние святки».
Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). Для таких игр требуются определенные условия, организация предметной среды, в которой участвуют педагоги и родители.
Праздники и развлечения. «Масленица», «Колядки», «Русская горница». Эти мероприятия занесены в тематическое планирование работы, и являются итоговыми по темам «Весна», «Зимние забавы», «Моя страна».
Образовательная область «Речевое развитие»
Формы работы в НДОУ по развитию речи детей с учетом этнокультурного компонента |
НОД по развитию речи. |
НОД по познавательному развитию, детская исследовательская деятельность |
Общение взрослых и культурная языковая среда |
Словотворчество детей, родителей и воспитателей (сочинение сказок, стихов, создание собственных детских книг) |
Работа с художественной литературой. |
Интегрирование развития речи в другие виды НОД: изодеятельность, музыка, математика и др. |
Театрализованная деятельность. |
Развивающая познавательно-речевая среда в группе и в саду |
Развитие речи через игровую детскую деятельность: ролевые игры, подвижные с текстом, хороводные, дидактические игры со специальной дидактической задачей, игры-драматизации, словесные. |
Чтение художественной литературы
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
При реализации задач по этому направлению в рабочих программах педагогов работа проходит как в форме специально организованных занятий, так и в свободные режимные моменты. В начале каждого года родителей знакомят с той литературой, которая будет изучаться в саду, и с той, которую можно предложить детям дома. Воспитатели всегда обращают внимание на то, что и как читать детям, разъясняют необходимость объяснения сложных для восприятия ребенка слов, понятий. То, что нам с вами кажется понятным и очевидным, для детей нужно объяснить и показать. В старших группах дети сами сочиняют сказки, изготавливают книги, представляют их на выставках в группе. Благодаря помощи родителей, у нас подобрана замечательная библиотека русских сказок, былин для каждого возрастного периода.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Интерес к истории русского народа возникает тогда, когда ребенок видит красоту и красочность русских костюмов, чистоту и уют домашнего быта русской избы, может это не только увидеть, но и прикоснуться, потрогать, поиграть, примерить на себя. Видя вокруг себя подобные вещи, понимая их ценность, дети узнают традиции народных промыслов.
Таким образом, в нашем детском саду учет этнокультурного компонента в виде работы по русскому фольклору идет во всех направлениях, по всем образовательным областям. В планах на будущее- пополнять экспонаты музея, продолжать работу с детьми во всех видах деятельности, расширять взаимодействие с учебными учреждениями города и с родителями по приобщению детей к этому важному виду обучения.
Учет социокультурной ситуации при проектировании и реализации вариативной части ООП.
Если говорить об учете Социокультурного окружения при планировании и реализации работы в то нами на протяжении многих лет учитывается принадлежность нашего дошкольного учреждении к обществу РЖД.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации Вариативной части Программы направлена на раннюю профориентационную работу на железнодорожные профессии.
Наш детский сад является частью большой компании РЖД и наша задача поддерживать политику компании, ее приоритеты, проводить раннюю профориентационную работу на жд тематику.
Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
• Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками был разработан долгосрочный практико-ориентированный проект , предполагающий реализацию комплекса вариативных форм работы со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами НДОУ, родителями воспитанников.
Цель: создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей.
Содержание деятельности с детьми по реализации ранней профориентационной работы на железнодорожные профессии и учетом регионального компонента в соответствии с комплексно – тематическим планированием спроектирована в Рабочей программе НДОУ и отражено
в комплексно-тематическом планировании для всех групп НДОУ, включая младшую. среднюю, старшую логопедическую и подготовительную группу.
В качестве примера можно привести перспективное комплексно- тематическое планирование по некоторым лексическим темам, реализуемое в старшей логопедической группе:
Тема недели | Профориентационная работа на ЖД профессии | Региональный компонент |
Детский сад | Дать представление об истории ЧДОУ, о людях, работающих в детском саду, его выпускниках, работающих на ЖД. | Рассказ о работе детских садов и школ города, их месторасположении, школьных традициях. |
Мой город-железнодорожников | Расширить представления о своем городе, познакомить с железнодорожными предприятиями. Прививать интерес, любовь и уважение к труду родителей, работающих на железной дороге. Экскурсия в мини- музей ЧДОУ № 244. | Формирование гражданственности и патриотизма через изучение культуры и традиций народов, проживающих в ЕАО Воспитывать чувства уважения к землякам. Познакомить с символикой ЕАО, города, РЖД. |
Одежда, обувь, головные уборы | Знакомство с формой одежды работников различных профессий на жд. Изготовление сигнальных жилеток для сюжетно-ролевой игры «Наша РЖД». | Рассказать о работе Биробиджанской чулочно-трикотажной фабрике, где производят одежду не только для нашего региона, но и других областей. Показать элементы одежды и обуви коренных народов Дальнего Востока. |
Мебель | Беседа о том, что в жд вагонах устанавливают специальную мебель- это полки, скамейки-рундуки, раскладные столики. | Рассказ о мебельной фабрике г. Биробиджана, о мебельных магазинах города. |
Семья | Углубление представления детей о семье железнодорожников, ее истории, о том, где работают родители, чем занимаются, и как важен для общества их труд. | Рассказать о семейных династиях, традициях. |
Реализация части ООП по образовательным областям:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Социально – коммуникативное развитие
| Сюжетно-ролевые игры «Вокзал», «На железной дороге». Игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника. Досуги- путешествия «Мы едем, едем, едем…» Настольно-печатные игры о железной дороге. Деятельность с игровым макетом «Город железнодорожников» |
Тематические занятия по теме «Мои родители – железнодорожники», «Наш город», (тема недели «Профессии», «Наша страна, наш город») Составление родословной семьи( проекты «Наша семья», «Наша династия») | |
Речевое развитие
| Творческое рассказывание детей по темам «Я - будущий железнодорожник», «Мои родные – железнодорожники», «Как мы путешествуем на поезде», «Облучье – город железнодорожников» Создание семейных альбомов о железнодорожниках. |
Стихи, рассказы о железной дороге и профессиях, связанных с дорогой. Разучивание стихов, песенок, загадок… Чтение рассказов "Как самовар запрягали" Е. Пермяка, «Цилиндр паровозика" "Паровозик из Ромашково" Г.Цыферова. Выборочное чтение глав из сказочной повети «Путешествие Голубой Стрелы» Д.Родари | |
Физическое развитие | Физкультурный досуг «Мама, папа, я – железнодорожная семья». Спортивные состязания «Железная дорога - детям не игрушка» |
Познавательное развитие | Создание словарей (железнодорожных профессий, различных видов железнодорожного транспорта) Работа с образно- символическим материалом (тематические словари в картинках, подборки картинок, настольно-печатные игры, «Парные картинки» учимся счету, различать величину - считаем и сравниваем вагоны. |
Художественно -эстетическое развитие | Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала - вокзал, поезда, железную дорогу |
| Рисование, аппликация, лепка на тему «Мои родители – железнодорожники», «Вокзал нашего города», «Железная дорога» «Мои родители работают на железной дороге» |
| Составление сценариев детских развлечений на тему "В гостях у светофора", "Багаж" (музыкальных и физкультурных) Слушание и разучивание песен "Голубой вагон", "Дорога железная", "На дальней станции сойду" Разучивание песен на железнодорожную тему. |
Свободная деятельность | Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково», «Человек рассеянный», «Геннадий Паровозов». |
Организация взаимодействия с родителями по реализации вариативной части Программы:
- наглядная агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;- беседы, консультации;- создание совместных проектов;- вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков; экскурсии;- досуги, праздники.
Таким образом, работа по ранней профориентации тесно связана с учетом социокультурного окружения детей, а при организации работы в этом направлении мы стараемся привлекать всех участников образовательных отношений, и в первую очередь - родителей, так как именно они , видя заинтересованность детей , уважение к своему труду, понимают всю очевидную важность этого сотрудничества.