12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.















Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации

части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.





























Подготовила : Краснослободцева И.Н.

Воспитатель ЧДОУ №244 ОАО РЖД

Тема: Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.

Этнокультурный и социокультурный принципы среди основных принципов ФГОС в ООП.

Настоящий ФГОС утверждает основные принципы:

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В связи с данными принципами: В образовательной Программе ЧДОУ №244 ОАО РЖД определены направления работы по разным образовательным областям для каждой возрастной группы. Данная работа проходит при взаимодействии всех участников образовательных отношений- педагоги-дети и родители.

2. Учет этнокультурной и социокультурной ситуации при проектировании и реализации части ООП учреждения ЧДОУ № 244.

В структуре образовательной программы ФГОС ДО выделены следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Нами были отобраны следующие направления:

1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых
к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации деятельности детей.

2. Проведение познавательных бесед в ходе НОД и других видов деятельности о жизни народа, его истории, быте, народном творчестве, праздниках, обрядах.

3.Создание условий пространственно- развивающей среды для познания детьми истории народа в виде мини- музея «Русская горница».

4. Создание вокальной группы «Ладушки».

Рассмотрим планирование и реализацию этнокультурного принципа в образовательной программе в ЧДОУ №245 по образовательным областям:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Реализация в НДОУ по направлениям:

1.В игровой д-сти: В младшем возрасте- игры, возникающие по инициативе взрослого: подвижные, музыкальные, обучающие КГН, с использованием закличек, припевок, прибауток и потешек. В более старшем возрасте- игры, возникающие как по инициативе взрослого, так и по инициативе самих детей- учебные, предметно-дидактические ;

Игры-народные, идущие от исторических традиций этноса : обрядовые игры, тренинговые игры ( с пальчиками, с ладошками – в младших группах), праздничные и повседневные игры, досуговые игры, проводимые как в ходе НОД, так и на прогулках, в свободное время. В старших группах создана картотека игр с пальчиками, хороводных игр со словом.

Сюжетно - ролевые игры: Одна из задач таких игр - развивать гендерную ориентацию между мальчиками и девочками, (мальчик- защитник, добытчик. Девочка- хозяйка, мама, хранительница домашнего очага, заботящаяся о близких). Во всех группах есть Уголки Ряженья, для которых с помощью родителей сшиты сарафаны, кокошники, русские рубашки, изготовлены бусы.

Театрализированные игры: По мотивам русских народных сказок, с использованием театров бибабо, пальчикового, настольных театров, игрушек для обыгрывания. Помимо развития коммуникативных навыков, психоэмоционального статуса - знакомят с традициями, образом жизни, бытом. Во всех группах - есть Уголки театрализации, где представлены материалы, игрушки для обыгрывания русских сказок. Большим интересом у детей в младшем возрасте пользуются шапочки-ушки (как элемент костюма). В старших группах- дети имеют свободный доступ к маскам, шапочкам для обыгрывания.

2. В разделе Патриотическое воспитание:

По данному разделу в Рабочей программе нашего ЧДОУ выделены несколько компонентов: (представления ребенка об окружающем мире, истории страны, культуре народа). Одно из направлений в реализации этого компонента- культура народа, его традиции, народное творчество, предметное окружение, профессии, труд. В ходе его реализации педагогами разработаны такие темы НОД, как: «Богатыри земли русской» (в рамках темы «Защитники Отечества»), «В гостях у бабушки Маланьи» (развлечение для старших групп), «Как у наших у ворот» (итоговое мероприятие в средней группе по теме «Домашние животные»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Учет этнокультурной ситуации при проектировании и реализации а ЧДОУ №244 проявляется в следующих направлениях этой области:

Раздел: Ознакомление с миром природы

В ходе работы по этому направлению в каждой группе подобрана литература по народным приметам, загадки, пословицы, поговорки о природе. Детям рассказываются о календарных праздниках русского народа, о том, какие традиции соблюдали наши предки в то или иное время года. В этом году- праздники «День журавля», «Праздник Русской березки», «Осенины».

Проводя сезонные наблюдения, воспитатели знакомят детей с русскими народными приметами.

Раздел: Приобщение к социокультурным ценностям


Реализация в Рабочей программе ЧДОУ проходит через:

Познавательные беседы в ходе НОД - (Разработаны беседы на разнообразные темы, включая такие, как «Семья- 7 я», «История моей семьи», «История посуды», «В гостях у бабушки Арины». В таких НОД участвуют педагоги, музыкальный руководитель, логопед. Для проведения бесед используется мини- музей «Русская горница», в котором руками родителей, сотрудников ЧДОУ представлены предметы культуры, быта, домашней утвари русского народа. Приглашаем на такие занятия воспитателей других групп, делимся разработками занятий.

Чтение художественной литературы (Создание книжных уголков с литературой по русскому народному творчеству, организация выставок, драматизации по прослушанным сказкам).

Изобразительная и конструктивная деятельность (Изготовление кукол- оберегов, плетение закладок, бус, декоративное рисование по мотивам жостовской, дымковской, гжельской росписи (НОД «Посуда для Деда Мороза», «Подарок для мамы», «Сюрприз для Федоры»- в рамках тем «Посуда», « День матери», «Зимние забавы»)

Экспериментирование и опыты (с берестой, соломой, с прутиками ивы, досточками и др. материалами)

Музыка (Слушание, пение, разучивание песен, хороводов, закличек, обрядовых песен). Большую работу в данном направлении проводит музыкальный руководитель. При активном участии педагогов детского сада, с привлечением родителей, создана вокальная группа «Ладушки» Уже не первый год солисты этой группы являются участниками утренников и развлечений в ДОУ. С помощью самых ярких и талантливых ребят по новому зазвучали русские народные песни, заклички. На музыкальных занятиях дети используют русские народные музыкальные инструменты, такие как трещетки, ложки, бубенцы. Стало традицией проводить в детском саду такие мероприятия «У Егорки на пригорке», «На нашей ярмарке смех да веселье», «Деревенские посиделки», «русская красавица», «Гуляют ребятки в зимние святки».

Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). Для таких игр требуются определенные условия, организация предметной среды, в которой участвуют педагоги и родители.

Праздники и развлечения. «Масленица», «Колядки», «Русская горница». Эти мероприятия занесены в тематическое планирование работы, и являются итоговыми по темам «Весна», «Зимние забавы», «Моя страна».

Образовательная область «Речевое развитие»

Формы  работы  в  НДОУ  по  развитию  речи  детей с учетом этнокультурного компонента

НОД по развитию речи.

НОД по познавательному развитию, детская  исследовательская деятельность

Общение взрослых и  культурная  языковая  среда

Словотворчество детей, родителей и воспитателей (сочинение сказок, стихов, создание собственных детских книг)

Работа с художественной литературой.

Интегрирование  развития речи в другие виды НОД: изодеятельность, музыка, математика и др.

Театрализованная деятельность.

Развивающая  познавательно-речевая  среда  в группе и в саду

Развитие речи через  игровую детскую деятельность: ролевые игры, подвижные с текстом, хороводные, дидактические игры со специальной дидактической задачей, игры-драматизации, словесные.

Чтение художественной литературы

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

При реализации задач по этому направлению в рабочих программах педагогов работа проходит как в форме специально организованных занятий, так и в свободные режимные моменты. В начале каждого года родителей знакомят с той литературой, которая будет изучаться в саду, и с той, которую можно предложить детям дома. Воспитатели всегда обращают внимание на то, что и как читать детям, разъясняют необходимость объяснения сложных для восприятия ребенка слов, понятий. То, что нам с вами кажется понятным и очевидным, для детей нужно объяснить и показать. В старших группах дети сами сочиняют сказки, изготавливают книги, представляют их на выставках в группе. Благодаря помощи родителей, у нас подобрана замечательная библиотека русских сказок, былин для каждого возрастного периода.


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»


Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Интерес к истории русского народа возникает тогда, когда ребенок видит красоту и красочность русских костюмов, чистоту и уют домашнего быта русской избы, может это не только увидеть, но и прикоснуться, потрогать, поиграть, примерить на себя. Видя вокруг себя подобные вещи, понимая их ценность, дети узнают традиции народных промыслов.


Таким образом, в нашем детском саду учет этнокультурного компонента в виде работы по русскому фольклору идет во всех направлениях, по всем образовательным областям. В планах на будущее- пополнять экспонаты музея, продолжать работу с детьми во всех видах деятельности, расширять взаимодействие с учебными учреждениями города и с родителями по приобщению детей к этому важному виду обучения.


Учет социокультурной ситуации при проектировании и реализации вариативной части ООП.

Если говорить об учете Социокультурного окружения при планировании и реализации работы в то нами на протяжении многих лет учитывается принадлежность нашего дошкольного учреждении к обществу РЖД.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации Вариативной части Программы направлена на раннюю профориентационную работу на железнодорожные профессии.

Наш детский сад является частью большой компании РЖД и наша задача поддерживать политику компании, ее приоритеты, проводить раннюю профориентационную работу на жд тематику.

Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
• Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками
был разработан долгосрочный практико-ориентированный проект , предполагающий реализацию комплекса вариативных форм работы со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами НДОУ, родителями воспитанников.

Цель: создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей.

Содержание деятельности с детьми по реализации ранней профориентационной работы на железнодорожные профессии и учетом регионального компонента в соответствии с комплексно – тематическим планированием спроектирована в Рабочей программе НДОУ и отражено

в комплексно-тематическом планировании для всех групп НДОУ, включая младшую. среднюю, старшую логопедическую и подготовительную группу.

В качестве примера можно привести перспективное комплексно- тематическое планирование по некоторым лексическим темам, реализуемое в старшей логопедической группе:


Тема недели

Профориентационная работа на ЖД профессии

Региональный компонент

Детский сад

Дать представление об истории ЧДОУ, о людях, работающих в детском саду, его выпускниках, работающих на ЖД.

Рассказ о работе детских садов и школ города, их месторасположении, школьных традициях.

Мой город-железнодорожников


Расширить представления о своем городе, познакомить с железнодорожными предприятиями.

Прививать интерес, любовь и уважение к труду родителей, работающих на железной дороге.

Экскурсия в мини- музей ЧДОУ № 244.

Формирование гражданственности и патриотизма через изучение культуры и традиций народов, проживающих в ЕАО

Воспитывать чувства уважения к землякам.

Познакомить с символикой ЕАО, города, РЖД.

Одежда, обувь, головные уборы

Знакомство с формой одежды работников различных профессий на жд.

Изготовление сигнальных жилеток для сюжетно-ролевой игры «Наша РЖД».

Рассказать о работе Биробиджанской чулочно-трикотажной фабрике, где производят одежду не только для нашего региона, но и других областей. Показать элементы одежды и обуви коренных народов Дальнего Востока.

Мебель

Беседа о том, что в жд вагонах устанавливают специальную мебель- это полки, скамейки-рундуки, раскладные столики.

Рассказ о мебельной фабрике г. Биробиджана, о мебельных магазинах города.

Семья

Углубление представления детей о семье железнодорожников, ее истории, о том, где работают родители, чем занимаются, и как важен для общества их труд.

Рассказать о семейных династиях, традициях.



Реализация части ООП по образовательным областям:

Разделы программы

Виды детской деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Вокзал», «На железной дороге».

Игры - драматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника.

Досуги- путешествия «Мы едем, едем, едем…»

Настольно-печатные игры о железной дороге.

Деятельность с игровым макетом «Город железнодорожников»

Тематические занятия по теме «Мои родители – железнодорожники», «Наш город», (тема недели «Профессии», «Наша страна, наш город»)

Составление родословной семьи( проекты «Наша семья», «Наша династия»)

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам «Я - будущий железнодорожник», «Мои родные – железнодорожники», «Как мы путешествуем на поезде», «Облучье – город железнодорожников»

Создание семейных альбомов о железнодорожниках.

Стихи, рассказы о железной дороге и профессиях, связанных с дорогой.

Разучивание стихов, песенок, загадок…

Чтение рассказов "Как самовар запрягали" Е. Пермяка, «Цилиндр паровозика" "Паровозик из Ромашково" Г.Цыферова.

Выборочное чтение глав из сказочной повети «Путешествие Голубой Стрелы» Д.Родари

Физическое развитие

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – железнодорожная семья».

Спортивные состязания «Железная дорога - детям не игрушка»



Познавательное развитие

Создание словарей (железнодорожных профессий, различных видов железнодорожного транспорта)

Работа с образно- символическим материалом (тематические словари в картинках, подборки картинок, настольно-печатные игры, «Парные картинки»

учимся счету, различать величину - считаем и сравниваем вагоны.

Художественно -эстетическое развитие

Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала - вокзал, поезда, железную дорогу

Рисование, аппликация, лепка на тему «Мои родители – железнодорожники», «Вокзал нашего города», «Железная дорога»

«Мои родители работают на железной дороге»


Составление сценариев детских развлечений на тему "В гостях у светофора", "Багаж" (музыкальных и физкультурных)

Слушание и разучивание песен "Голубой вагон", "Дорога железная", "На дальней станции сойду"

Разучивание песен на железнодорожную тему.

Свободная деятельность

Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково», «Человек рассеянный», «Геннадий Паровозов».



Организация взаимодействия с родителями по реализации вариативной части Программы:

 наглядная  агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;-  беседы, консультации;-  создание совместных проектов;-  вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков; экскурсии;- досуги, праздники.

Таким образом, работа по ранней профориентации тесно связана с учетом социокультурного окружения детей, а при организации работы в этом направлении мы стараемся привлекать всех участников образовательных отношений, и в первую очередь - родителей, так как именно они , видя заинтересованность детей , уважение к своему труду, понимают всю очевидную важность этого сотрудничества.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.