Тема: Умножение и деление на 6. Закрепление. Урок-сказка. 2 класс
Автор: Быкова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 17» г.Усолье-Сибирского
Тема: Умножение и деление на 6. Закрепление.
Урок-сказка.
2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
План-конспект урока математики с презентацией
Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления на 6.
Задачи.
Обучающие:
повторить таблицу умножения и деления на 6;
отрабатывать вычислительные навыки;
умение решать задачи на нахождение произведения и суммы.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: формирование коммуникативной культуры.
Оборудование:
компьютер с программой PowerPoint,
медиа-проектор или интерактивная доска,
листы для самостоятельной работы учащихся (3 шт.),
учебник «Математика» В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева "Вентана-Граф" 2009г.
сигнальные карточки с числами для детей.
Ход урока.
1. Орг. момент
- На прошлом уроке мы изучили таблицу умножения и деления с числом 6. Сегодня мы проверим и закрепим знание уже изученной таблицы умножения (слайд 1). Для этого мы отправимся в сказку.
Звучит песня о сказке из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».
Пока звучит музыка, дети записывают в тетрадях дату и слова «Классная работа» и открывают учебники на с.17.
- В сказке нас ждут приключения. Чтобы узнать, готовы ли вы к ним, проверим, как выполнили домашнее задание. Вам нужно было вычислить значение выражений (слайд 2). Если все совпадает, ставьте рядом знак «+», а если найдёте ошибку, зачеркните карандашом уравнение, а потом разберитесь, в чем ошиблись, и исправьте.
Постановка задачи.
3.Устный счет.
– Жили-были обычные дети Витя и Маша (слайд 3). Маша верила в сказки, а Витя - нет, он увлекался наукой. Но однажды случилось несчастье в сказочной стране (слайд 4) – злой Кощей похитил добрую сказочную героиню. Надо ее спасать! И ребята решили это сделать. А мы с вами можем им помочь. В этой невиданной сказочной стране все подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасем бедняжку. К счастью, у нас будут помощники – герои разных сказок.
Чтобы узнать, кого похитил Кощей, надо выполнить первое задание и разгадать шифр, а для этого необходимо вспомнить таблицу умножения, которую уже давно изучили. Нужен храбрец. Кто не боится трудностей? (слайд 5 – ученик работает на втором компьютере)*
- А пока наш смельчак разгадывает шифр, мы с вами сделаем сказочную математическую зарядку, чтобы лучше справляться с препятствиями и открыть ворота в сказку (слайд 7). (Задания с сигнальными карточками.)
* Слайд 5 используется для устного счета и повторения пройденных примеров на умножение и деление. При наличии в классе второго компьютера эту игру можно перенести и использовать отдельно для индивидуальной работы, вычленив ее их презентации. В таком случае пока один ученик работает с игрой на втором компьютере, учитель проводит фронтальный устный счет по слайду 7. Если компьютер один, то пока один ученик работает с игрой «Узнай, кого надо спасти», учитель работает с классом, читая задания, и только после решения всех примеров устного счета (в том числе и при индивидуальной работе с игрой на компьютере) проводится проверка по слайду 7 и «открываются» ворота.
В игре «Узнай, кого надо спасти» (слайд 5) при решении примера необходимо нажать на кружок с правильным ответом, после этого кружок исчезает, на его месте появляется буква, которую необходимо запомнить, чтобы в последствии составить слово. К следующему примеру переход осуществляется нажатием на кружок с буквой. В конце переход к слайду 6 для проверки осуществляется при щелчке по кружку с последней буквой.
Задания для фронтального устного счета:
1) Кощей запер похищенную девушку в своем замке далеко, за тридевять земель. Три девять земель – это сколько? (27)
2) В поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич прежде, чем нашел Царевну? (40)
После решения задач по щелчку открывается одна створка ворот, и появляются примеры.
- Ну вот, одну створку мы открыли, а за ней примеры, если правильно решите их, ребята смогут попасть в волшебную страну. Записывайте только ответы. А потом проверим.
86 - 13
54 - 14
4 · 5
3 · 8
12 :4
43 + 57
100 - 25
По щелчку осуществляется проверка, появляются ответы примеров. После проверки по щелчку открывается вторая створка ворот, по следующему щелчку дети перемещаются по мостику.
- Ну что, размялись, давайте посмотрим, справился ли с заданием наш храбрец. Кого же похитил Кощей? (Белоснежку) – (слайд 6)
4. Повторение.
- Ребята попали в сказочное царство. Перед ними молочная река с кисельными берегами. (Слайды 8-15)
- Как же через нее перебраться? Может быть, по камушкам? Но они тоже волшебные - математические. Для того, чтобы они попали в речку, надо вспомнить умножение и деление с числом 6.
Слайды 8-15 направлены на повторение примеров по теме урока и построены в виде интерактивной игры. При смене слайда появляется пример, решив который, необходимо нажать на камень с правильным ответом, после чего он перемещается в реку. Чтобы перейти к следующему примеру, нужно нажать на изображение детей. Изображения камней и детей работают, как триггеры.
4. Работа по теме
- Ребята с нашей помощью перебрались через реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Витю и Машу к избушке на курьих ножках (слайд 16). Вошли они в избу и видят – сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с примерами. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат получается неправильный». Поможем Бабе-Яге?
Слайд 17 (выполняют по рядам)
1 ряд 39-15:5+14 7 · (12–4) | 2 ряд 56-8+4 · 9 8 · (25–20) | 3 ряд 30–16:2+12 10: (11–9) |
Слайд 17 направлен на отработку порядка действий. После решения примеры можно проверить. По щелчку появляются правильные ответы. После проверки по щелчку появится ступа.
- Вот теперь, – говорит Баба-Яга,– могу дать вам волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
- Нет, – говорит Маша, – нам надо поскорее. Дайте нам лучше ступу.
- Что же, бери. Да только вместо топлива работает она на "математическом ускорителе".
- Чтобы ступа смогла взлететь, надо правильно решить задачу и узнать, сколько стоит топливо для ступы.
- А в ступе три кнопки. Как узнать, на какую нажимать, чтобы завести ступу? Надо разгадать шифровку. А чтобы быстрее завести ступу и улететь, все будут решать задачу, а трое учеников разгадают шифровку (по одному ученику от каждого ряда)
Шифровка №1 82-36 : 4 81 : 9 48 : 8 · 7 7 · 5 3 · 8 : 6 7 ·1 73 – Н 42 – Ж 4 – Т 9 – А 35 – А 7 – Ь | Шифровка №2 52+27:3 56 : 8 45 : 5 · 6 8 · 5 2 · 9 : 3 8 · 0 61 – Ж 54 – Л 6 – У 7 – Ё 40 – Т 0 – Ю | Шифровка №3 94+24 : 4 54 : 6 36 : 6 · 4 9 · 5 3 · 4 : 2 8 – 0 100 – К 24 – 0 6 – К 9 – Н 45 – П 8 – У |
Чтобы разгадать шифровку, дети должны решить примеры, расставить буквы в соответствии с ответами, а затем вместе собрать предложение: «Нажать жёлтую кнопку».
Слайд 18
“Литр топлива для ступы стоит 6 рублей. Сколько денег надо уплатить ребятам за 7 литров топлива?” ( ученик у доски с объяснением)
Слайд 18 направлен на отработку задач на нахождение произведения. На слайде имеется таблица для заполнения после разгадывания шифровки. Здесь можно попросить детей вписать ответы по ходу решения (при наличии интерактивной доски), а потом проверить результат щелчком. После щелчка появляется и ответ задачи для самопроверки.
При двойном нажатии желтой управляющей кнопки ступа улетает.
- Завели ступу. Улетели ребята. Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым (слайд 19).
- А перед тем, как войти, решили они гимнастику сделать, чтобы легко справиться с Кощеем. Давайте и мы сделаем гимнастику, поможет нам еще один сказочный герой: деревянный мальчишка с длиннющим носом. (Буратино)
«Физминутка» (слайд 20).
- Пробрались ребята в подземелье. А Кощей испугался, что смерть его пришла (слайд 21). Решил он добреньким притвориться, говорит Вите и Маше: «За Белоснежкой пришли? Давайте мирно договоримся: задам я вам всего одну задачу. Если решите её – заберёте Белоснежку, а не решите – навеки-вечные в подземелье моем останетесь».
- Делать нечего. Согласились ребята. Говорит Кощей (слайд 22):
«Слушайте задачу: подземелье у меня большое, но состоит оно всего из двух залов. Длина зала, в котором мы стоим 56 м, а другой - на 38 м длиннее. Узнаете длину второго зала, тогда отпущу и вас, и Белоснежку!»
- Поможем ребятам выполнить это задание?
Дети решают задачу самостоятельно. После решения выборочная проверка.
В случае, если произошла задержка на каком-то задании и времени не хватает, с 22 слайда можно сразу перейти на последний, минуя самостоятельную работу по учебнику, для этого необходимо нажать на изображение детей.
- Выполнили ребята и это задание. Но обманул их Кощей. Кинулся он на ребят, но они ловкими оказались, увернулись от старика Кощея, недаром по утрам зарядку делали. А вы не забываете делать зарядку?
Слайд 23:
Добрались они до трона, схватили сундучок, в котором смерть Кощеева, но чтобы открыть его, надо задание выполнить, которое на сундучке написано. А времени мало, Кощей все ближе. Давайте быстро поможем ребятам справиться с последним заданием - с. 41, № 6.
Проверка – слайд 24 (при смене слайда появляются звездочки с ответами)
- Победили Кощея! Освободили Белоснежку! (слайд 25)
5. Итог урока
- Спасибо вам, ребята, за помощь!
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности?
- А что помогло нам справиться с трудностями?
Домашнее задание:
1) Повторить таблицу умножения и деления с числом 6.
2) с. 18, № 19
8