Тема урока: «Австралия. Климат, внутренние воды, природные зоны».
Тема урока: «Австралия. Климат, внутренние воды, природные зоны».
7 класс.
Цель урока: выявить особенности климата и природы Австралии.
Планируемые результаты:
личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков;
метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий; обогащать словарный запас; расширять кругозор, совершенствовать коммуникативные компетенции;
предметные: сформировать общее представление о климате и климатообразующих факторах, зависимости внутреннего стока от климата; особенностях природы Австралии.
Средства обучения: учебник географии и атлас 7 класса, презентация, рабочие листы, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемная лекция, составление модульного опорного конспекта, частично-поисковый.
Форма работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, парная
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Пожалуйста, проверьте готовность к уроку, у всех ли на столах есть атласы? Рабочие листы? Оценочные листвы, планы, дополнительный материал?
II. Проверка домашнего задания.
Раздаются листы с заданием.
«Установите соответствие» (1 б за верное соответствие). (для детей обучающиеся по обычной программе)
1. Большой Барьерный риф 1. Самая высокая точка материка
2.Костюшко 2. Залив на юго – востоке Австралии
3.Большой Австралийский залив 3.Пролив между Австралией и островом Тасмания
4.Карпентария 4. Остров на юге Австралии
5.Бассов 5.Древний материк
6.Тасмания 6.Литосферная плита
7.Гондвана 7.Самая крупная в мире гряда коралловых рифов
8. Индо-Австралийская 8. Остров на северо - востоке материка
9. Новая Гвинея. 9.Залив на севере Австралии
(Ответ.1-7, 2-1, 3-2, 4-9, 5-3, 6-4, 7- 5, 8-6, 9-8).
Тест (Для детей с ОВЗ)
Выбери верное утверждение (1б)
1.Австралия расположена в
А) Западном полушарии
Б) Восточном полушарии
2. Австралия омывается водами
А) Индийского океана и Тихого океана
Б) Северного – Ледовитого океана и Атлантического океана
3.Австралия – это материк
А) Самый сухой
Б) Самый влажный
4. По площади Австралия занимает
А) Второе место
Б) Шестое место
5.Австралию пересекает
А) Южный тропик
Б) Экватор
6. Какого моря нет у берегов Австралии
А) Берингово
Б) Тасманово
7.Какого климата нет в Австралии
А) Холодного
Б) Жаркого
Вставьте пропущенное слово (2б)
8. Крупнейшая в мире форма рельефа биологического происхождения ___________________________________________протяженностью около 2200 км.
- Давайте с вами подумаем над критериями
Критерии (рекомендуемые): 9 -8 «5», 7-6 «4», 5-4 «3», 3-0 «2».
- Ребятам, которым попались тестовые задания, я предлагаю те же критерии. На работу 4 минуты. (По истечению времени ученикам предлагается обменяться работами для взаимопроверки. Правильные ответы выведены на слайд)
III. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации для постановки цели урока.
-Посмотрите, пожалуйста на слайд
- Какой материк на нем изображен? – Правильно, Австралия. Но почему опять Австралия, ведь об Австралии мы говорили на прошлом уроке? (не полностью изучили) –Верно.
-Что мы с вами уже знаем об Австралии? (ГП, Рельеф)
-Посмотрите на свои рабочие листы. Найдите задание под № 1. Давайте с вами вспомним особенности географического положения и рельефа Австралии. Перед вами утверждения об Австралии. Найдите ошибки - выберите неверные утверждения. На выполнение задания даю вам две минуты, потом проверим.
«Найди ошибку» - необходимо выбрать неверные утверждения
Австралия по площади среди материков занимает последнее (шестое) место.
Экватор пересекает Австралию.
Австралия расположена в двух полушариях – в южном и восточном.
Южный тропик пересекает Австралию практически по середине?
В западной части Австралию пересекает начальный меридиан.
В основе материка лежит Тихоокеанская плита.
В восточной части Австралии расположены горы?
Австралия самый низкий и плоский материк.
1,3,4,8 –верно. 2,5,6,7 – не верно.
-Прослушайте фрагмент стихотворения Галины Усовой «Австралия страна наоборот», скажите о каких особенностях говорится в этом отрывке?
«…Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где – то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют…»
-Верно, о климате, о внутренних водах, о природных зонах и животном мире (органическом).
-О чем мы будем с вами сегодня говорить? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишите ее на своих рабочих листах.
Исходя из темы, назовите мне цель сегодняшнего урока? (выявить особенности климата и природы Австралии).
-Давайте с вами вспомним план, по которому мы описываем материк.
План:
Географическое положение
Рельеф
Климат
Внутренние воды
Природные зоны. Органический мир
-Географическое положение и рельеф мы с вами изучили. Исходя из этого плана озвучьте мне задачи сегодняшнего урока для достижения поставленной цели.
IV. Изучение новой темы.
- Я предлагаю вам выяснить особенности климата, внутренних вод, природных зон, в т.ч. органического мира самостоятельно. Задание я разделю по рядам, работать вы будете в парах, то есть можно совещаться с соседом, но не громко, чтобы не мешать остальным ребятам. На работу вам дается 8 - 10 мин. В рабочих листах у вас уже подготовлена таблица, занесите в неё результаты по своему пункту. Так же на столах вы найдете план, по которому вы даете характеристику и дополнительный материал об особенностях природы Австралии.
Климат – I ряд (уч. стр. 126-127, ат. стр.)
Внутренние воды – II ряд (уч. 127, ат. стр.)
Природные зоны.
Органический мир – III ряд (уч. 127 – 128, ат.)
-Давайте с вами повторим критерии оценивания для работы в паре.
Критерии оценивания парной работы:
Слаженность работы пары (бесконфликтность);
Время (умение уложиться в заданное время);
Полнота и достоверность информации
-после выполнения работы, прошу вас оценить работу вашей пары в оценочном листе.
Климат | Внутренние воды | Природные зоны, органический мир. |
| | |
I ряд: описание климата.
В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
Чему равны максимальные и минимальные температуры?
Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Вывод:
II ряд: описание внутренних вод
Посмотрите на карту. Почему многие реки обозначены пунктиром? Что такое крики?
Реки какой части материка полноводны в течении года? Почему?
Самая крупная речная система материка? Какое питание имеют реки Австралии?
Назовите самое крупное озеро материка. В чем его особенность?
Что такое Большой Артезианский бассейн? Какое значение он имеет для жителей Австралии.
Вывод:
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
Какие деревья характерны для Австралии?
Чем объяснить, что на материке очень много эндемиков? Назовите пять эндемиков Австралии.
Вывод:
Физкультминутка
V. Первичная проверка понимания
-Ребята, давайте проверим ваши ответы. (ребята заслушивают ответы, дополняют друг друга). –Как вы себя оценили? (+выставляю свою оценку- среднюю в журнал).
VӀ. Первичное закрепление
-Чтобы проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задание №3 на своих рабочих листах. Прошу обратить внимание, что задания взяты из ОГЭ по географии.
1. На каком из перечисленных материков нет действующих вулканов?
1) Южная Америка
2) Австралия
3) Антарктида
4) Северная Америка
2. Туристические фирмы разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в различные страны. Установите соответствие между слоганом и страной.
СЛОГАН
А) Полюбуйтесь красотой подводного мира коралловых рифов.
Б) Почувствуйте суровый характер могучих вулканов.
СТРАНА
1)Австралия
2)Монголия
3)Исландия
4) Норвегия
3. В каком климатическом поясе находится северо-восток Австралии, какие воздушные массы формируют климат этой территории?
-Какой вывод мы можем с вами сделать по сегодняшнему уроку (примерный ответ детей: внутренние воды и природные зоны зависят от климата, все взаимосвязано)
ⅤӀӀ. Информация о домашнем задании слайд 12
Слайд
§ 31, закончить работу на рабочих листах (заполнить таблицу до конца), вклеить рабочие листы в тетрадь.
Если хотите за домашнюю работу получить пять, то необходимо выполнить еще:
2)Письменно выполнить задание 9 стр. 129
VIIӀ. Рефлексия слайд 13
Ребята, скажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд
сегодня я узнал…
мне было интересно, потому что ……
было трудно…….
я научился……..
меня удивило…..
мне захотелось……
Дополнительный материал
Климат
Австралия пересекается южным тропиком, большая часть материка лежит в тропическом климатическом поясе. На формирование климата оказывает влияние близость океанов (юго – восточные пассаты с Тихого Океана), но из-за большой протяжённости с запада на восток(+ барьерная функция гор) влияние Тихого океана уменьшается.
Большой Водораздельный хребет задерживает влагу, поступающую с Тихого океана с Юго - Восточными пассатами.
Север Австралии расположен в субэкваториальном поясе (летом ЭВ, tя +24°С влажно, осадков 1000-2000 мм зимой сухо, господствует ТВ, tи +24°С; tмакс. +41°С; tмин. +10°С; самое влажное место – Кэрнс – 2243 мм).
Большая часть материка расположена в тропическом поясе (tя +24°С, в центральной части +32°С , tи+16°С. Господствуют ТВ, ЮВ пассаты. Две климатические области: тропический влажный климат(побережье То) (1000-2000 мм) и тропический пустынный (250мм и менее))
На юге Австралии субтропический пояс, где выделяют три сектора: на ЮВ материка – субтропический с равномерным увлажнением (муссонный) (летом tz +16°С господствует морской ТВ, зимой мВУШ, tи +8°С; осадков – 500-1000 мм); в центральной части – континентальный, сказывается удалённость от океана (лето жаркое, сухое tz +24°С, осадков 250 мм и менее); западный сектор – средиземноморский климат (лето жаркое сухое, tz +24°С господствует ТВ, зима дождливая и ветреная, мВУШ приносит 500-1000 мм осадков).
Юг острова Тасмания лежит в умеренном климатическом поясе.УВМ весь год,действие океана
Год в Австралии наоборот, поэтому декабрь первый месяц лета. Процветают сады. На территории Австралии чем ближе к югу, тем холоднее
Внутренние воды
Реки Австралии маловодны. Во внутренних пустынных районах пересыхают. Пересыхающие русла рек носят названия – крики. Реки восточной части материка полноводны в течении года, так как здесь выпадает много осадков. Реки субэкваториального климата имеют летнее половодье. Реки субтропического пояса – зимнее половодье. Питание рек дождевое и подземными водами. Большая территория находится в сухом климате, поэтому велика территория внутреннего стока.
Речная система Муррей – Дарлинг – самая большая речная система Австралии. Главная река – Муррей (2570 км). Дарлинг (2740 км) – главный приток Муррея. Реки берут начало на Большом Водораздельном хребте. Сильно изменяется уровень воды в Муррее. Река имеет зимнее половодье, так как находится в субтропическом поясе. Она судоходна, ходят туристические суда. Вода используется для орошения полей, на реке построены водохранилища.
Озёра засолены, бессточные. Самое крупное озеро – оз. Эйр, лежит ниже уровня океана на 16м S = 8800 км2 – 15000 км2, глубина 20м.
Самое крупное хранилище подземных вод в Австралии - Большой Артезианский бассейн в Центральной низменности - занимает площадь 1736 тыс. км². и простирается от залива Карпентария до бассейна Дарлинга. Глубина залегания бассейна составляет около 3000 м, а общий объём воды — 64 900 км³. Температура воды варьируется от 30 до 100 °C. Воды часто минерализованы, в области озера Эйр выходят на поверхность минеральными источниками.
Водоснабжение за счет подземного стока имеет жизненно важное значение для многих сельских районов Австралии. Рациональное использование водных ресурсов одна из наиболее серьезных экологических
Вывод: Австралия вследствие сухости климата бедна речным стоком, но богата подземными водами.
Природные зоны. Органический мир.
В Австралии хорошо выражена широтная зональность, но есть изменения природных зон с востока на запад, что вызвано неравномерным поступлением влаги. Большую площадь на западе занимает зона пустынь и полупустынь, пустыни сформировались из-за недостатка влаги, вызванной преградой влажным воздушным массам на востоке в виде Большого Водораздельного хребта. В тропических пустынях и полупустынях Австралии на бурых почвах растут сухие кустарники, колючие акации, бутылочное дерево, спинифекс – злак с острыми и колючими листьями . Заросли кустарников и низкорослых деревьев труднопроходимые, они носят название скрэб. Здесь обитают кенгуру, дикая собака динго, плащеносная ящерица, ядовитые змеи. Одно из самых сухих и бесплодных мест Австралии – окрестности озера Эйр, это «мёртвое сердце Австралии.
В субэкваториальном и субтропическом климате на красных ферраллитных и красно-бурых почвах расположены саванны. Из растений можно встретить акации, эвкалипты, казуарины, бутылочное дерево. Из животных в этих зонах обитают вомбат, ехидна, термиты.
А влажные места на севере континента и на восточном побережье занимают экваториальные и субэкваториальные леса из высоких пальм, фикусов, эвкалиптов. Нижний ярус занимают бамбуки, древовидные папоротники. Почвы красно-желтые ферраллитные
Восточные склоны гор и прибрежная полоса покрыты влажными тропическими лесами, где произрастают разные виды эвкалиптов, есть древовидные папоротники, лианы и эпифиты. Из животных можно встретить здесь древесных кенгуру, по берегам рек утконоса, много птиц.почвы красно-желтые ферраллитные
На юго-востоке и юго-западе материка расположены субтропические лесана красно-бурых и бурых почвах. На юго-востоке вечнозелёные леса и кустарники из акации, эвкалиптов, казуарины, а юго-западе растут огромные эвкалипты, травяное дерево с невысоким толстым стволом и длинными, узкими, как трава, листьями, из волокон которого делают верёвки и ткани, а почки и корни употребляют в пищу.
Особенность растительного мира Австралии – 75% видов растений встречается только в Австралии. Ботанические редкости: эвкалипты, казуарины.
Из растений изготавливают эвкалиптовое масло, дубильные вещества, ценную древесину.
В Австралии водятся животные давно вымершие на других материках, что объясняется особенностью континента, так как он раньше других отделился от гондванны, развивался обособленно тектонически спокойный, даже нет действующих вулканов!!!
75% растительного мира и 95% животного мира являются эндемиками.
В Австралии встречаются 162 вида сумчатых. Не встречаются обезьяны и копытные. Не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного животного или растения.
Только в Австралии и больше нигде встречаются примитивные животные, которые выводят детёнышей из яиц, а выкармливают их молоком. Здесь растёт самое высокое дерево эвкалипт, и оно является одним из быстро растущих растений
В семейство кенгуру входят 52 вида, 17 родов. Большие кенгуру могут развивать скорость – 20 км/ч, некоторые живут до 20 лет, но обычно 7 лет
План для характеристики особенностей природы Австралии
I ряд: описание климата.
В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
Чему равны максимальные и минимальные температуры?
Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Вывод:
II ряд: описание внутренних вод
Посмотрите на карту. Почему многие реки обозначены пунктиром? Что такое крики?
Реки какой части материка полноводны в течении года? Почему?
Самая крупная речная система материка? Какое питание имеют реки Австралии?
Назовите самое крупное озеро материка. В чем его особенность?
Что такое Большой Артезианский бассейн? Какое значение он имеет для жителей Австралии.
Вывод:
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
Какие деревья характерны для Австралии?
Чем объяснить, что на материке очень много эндемиков?
Назовите пять эндемиков Австралии.
Вывод:
План для характеристики особенностей природы Австралии
I ряд: описание климата.
1. В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
2. Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
3. Чему равны максимальные и минимальные температуры?
4. Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
5. Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Вывод:
II ряд: описание внутренних вод
1. Посмотрите на карту. Почему многие реки обозначены пунктиром? Что такое крики?
2. Реки какой части материка полноводны в течении года? Почему?
3. Самая крупная речная система материка? Какое питание имеют реки Австралии?
4. Назовите самое крупное озеро материка. В чем его особенность?
5. Что такое Большой Артезианский бассейн? Какое значение он имеет для жителей Австралии.
Вывод:
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
1. В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
2. Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
3. Какие деревья характерны для Австралии?
4. Чем объяснить, что на материке очень много эндемиков?
5. Назовите пять эндемиков Австралии.
Вывод:
План для характеристики особенностей природы Австралии
I ряд: описание климата.
1. В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
2. Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
3. Чему равны максимальные и минимальные температуры?
4. Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
5. Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Вывод:
II ряд: описание внутренних вод
1. Посмотрите на карту. Почему многие реки обозначены пунктиром? Что такое крики?
2. Реки какой части материка полноводны в течении года? Почему?
3. Самая крупная речная система материка? Какое питание имеют реки Австралии?
4. Назовите самое крупное озеро материка. В чем его особенность?
5. Что такое Большой Артезианский бассейн? Какое значение он имеет для жителей Австралии.
Вывод:
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
1. В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
2. Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
3. Какие деревья характерны для Австралии?
4. Чем объяснить, что на материке очень много эндемиков?
5. Назовите пять эндемиков Австралии.
Вывод:
8