Урок истории в 5 классе «Древний Египет. Государство на берегах Нила»
Урок истории в 5 классе
Тема урока: «Государство на берегах Нила»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технология обучения: развитие критического мышления
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о местоположении и природных условиях Древнего Египта. Сформировать представление о появлении Древнеегипетского государства
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знание особенностей местоположения и природных условий Египта; знать, где находится река Нил; дать определения понятиям: пороги, дельта, папирус, оазис, рельеф, фараон; оценивать последствия перехода от первобытности к цивилизации; устанавливать взаимосвязь между изменениями в хозяйственной деятельности и образованием неравенства среди людей; рассказывать о жизни жителей древнего Египта; выделять основные причины зарождения государства на берегах Нила.
Метапредметные результаты: умение формулировать учебные цели, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения; умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы, навыки самооценки и самоанализа. Умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать и отвечать на вопросы; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем .
Личностные результаты: продолжить формирование познавательного интереса к истории; осознание роли труда народных масс в создании цивилизаций; воспитание уважения к культурному наследию древнейших цивилизаций.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, тетради, раздаточный материал-памятка по работе с историческим источником, отрывок из исторического источника
Ход урока:
План урока.
1.Географическое положение Египта и его климатические особенности.
2.Разливы Нила и занятия жителей
3.Объединение государства
1.Организационный момент. Постановка цели и задачи урока
Проверка готовности учащихся.Фиксирование отсутствующих.Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
2.Стадия вызова. Целеполагание.
На экране слайд №1.
- Ребята, я думаю по данному слайду вы сразу догадаетесь о чём у нас на уроке пойдёт речь.(Государство Египет)
Учитель задает вопрос ? Поднимите пожалуйста руки те, кто уже посещал с родителями или возможно другими родственниками эту страну?
-Что вы увидели и что вас удивило в Египте?(ответы учащихся)
Какие ассоциации у вас вызывает это государство? Приёмы ТРКМ: «Понятийное колесо», постановка учеником собственных целей обучения.
Учащиеся самостоятельно называют ассоциации, которые записываются вокруг оси Египет. Ученик «вспоминает», что ему известно по теме Древний Египет (называет ассоциации связанные с Египтом), систематизирует информацию до изучения нового материала
-пирамиды
-мумии
-жара
-песок, пустыни
-пальмы
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается учителем на доске в виде колеса понятий. Далее учащиеся самостоятельно формируют цели урока.
-Чтобы узнать государство, его особенности на что мы должны обратить внимание в первую очередь?
изучить географическое положение древнего Египта, род и вид занятий жителей Египта, образование древнейшего Египетского государства
-Что нам потребуется для достижения нашей цели?
прочитать учебник, познакомиться с картой Египта и историческими документами
Слайд №2
-Вы правильно предположили, что знакомясь с государством, необходимо прежде всего дать характеристику его географического положения и характеристику его природных условии.
-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала?
(недостаточность имеющихся знаний, новые понятия.)
-Что поможет в преодолении этих трудностей?
Текст параграфа, карта, исторические источники.
Изучив материал урока, вы сможете ответить на вопрос: «Можно ли утверждать, что Египет - дар Нила и почему?».
Откройте стр. 34-35 учебника.
Мы сейчас вместе прочтём первый пункт параграфа «Страна Египет» по ходу чтения мы будем работать с картой презентации, на которой вы будете показывать важные для Египта объекты и работать с новыми словарными словами .Чтение вслух первого пункта параграфа.
Слайд №3
-
Покажите на карте реку Нил.
-Что означает зелёный цвет вдоль реки?
-Куда впадает Нил?
-Покажите, какие пустыни граничат с Египтом?
-Что такое оазис?
-Что такое дельта?
-Предположите, каковы особенности климата в Египте и почему?
-Что такое пороги?
-Покажите на карте крупные города располагавшиеся на реке Нил
-Что такое папирус?
Работа с понятиями. Учащиеся записывают формулировку понятий :пороги- каменистые преграды на реке ;дельта- несколько рукавов одной реки ;оазис- островки зелени в пустыне; папирус- высокий тростник
Работа с понятиями сопровождается слайдами презентации
Слайд №4
Слайд№5
С лайд №6
2. Стадия урока в контексте ТРКМ Реализация смысла
Цель урока на данном этапе осмысление содержания ;получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения о государстве Древний Египет.
Работа с документом
Учащимся предлагается ознакомиться с памяткой по работе с историческим документом прежде чем приступить к работе с ним .
Рекомендации по работе с историческим документом
1.Ознакомьтесь с заголовком, оглавлением. если оно имеется, просмотрите текст
2.Обратите внимание на дату написания ,можем ли мы доверять источнику, был ли он современником событий описываемых в источнике.
3.Определите причины побудившие автора написать работу.
4.Внимательно прочитайте текст, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.
5. Анализируя текст, попытайтесь выделить основные положения , идеи автора, а также его аргументы. Обратите внимание на связи конкретных фактов, что послужило основой для сделанных выводов.
6. Установите логические связи между отдельными частями текста; составьте структурный план. На его основе составьте краткие ответы на вопросы или оформите записи в тетради
7.Просмотрите вопросы к документу и найдите ответы в самом документе, зачитывая отрывки из документа.
Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.
Диодор-(жил в 1 в до н. э.) греческий историк, родился в городе Агирия на острове Сицилия(поэтому его называют Сицилийским), в течение 30 лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах(до нас дошло 14)В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30.Египет простирается с Севера на Юг. С Запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…только кое где можно встретить оазисы-островки зелени в пустыне. Из частей же страны, обращённых к Востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31…Четвёртая сторона омывается Египетским(Средиземным морем), почти не имеющем пристани. Итак Египет укреплён самой природой.
32. …Вступив в Египет ,Нил имеет ширину десять или менее стадий(стадий-184,97 м)…он образует всяческие извилины.. ибо с каждой стороны тянутся горы вдоль берега на большое расстояние, по берегам живёт множество змей и крокодилов, а также всякой птицы и рыбы .Нил разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует –Дельту .Нил вливается в Средиземное море семью устьями…
34.Дельта разделяется множеством каналов сделанных людьми, и является самой красивой местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Нил течёт тихо и разливаясь увлекает за собой много земли, поэтому в низинах образуются плодородные места. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом
36.Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета ещё более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днём увеличиваясь настолько, что под конец затопляет почти весь Египет…..
(Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.-М.,1987.-С.31-33.)
Вопросы к документу:
-Мы можем доверять той информации которую нам предоставил в документе Диодор Сицилийский?(Да, так как он жил в 1 в до н.э. и мог бывать в Древнем Египте, общаться с путешественниками и торговцами которые бывали в Древнем Египте)
1.Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский. Почему его так называют?(Египет. Потому что Диодор Сицилийский родился на Сицилии)
2.Где находится Египет?(в северо-восточной части Африки)
3.Чем защищён Египет с Запада?(Ливийской пустыней)
4.Чем защищена восточная часть страны?(рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»)
5.Каким морем омывается северная часть страны?(Средиземным)
6.Какой рельеф имеет страна?(песчаные и каменистые пустыни, горы и возвышенности)
7. О какой реке идёт речь в документе?(о реке Нил)
8.Куда впадает Нил?(В Средиземное море)
8.Что ежегодно происходит с рекой?(происходят разливы Нила)
9.Какие занятия существовали у жителей Египта?(строили каналы, занимались орошением, выращивали фрукты, занимались земледелием, разводят скот)
10.Кто управлял Египтом?(цари)
-Как вы думаете ,появление государства Египет на берегах Нила, как то связано с разливами Нила?
(Нил делал почву плодородной и это позволяло жителям получать хорошие урожаи. Благодаря этому земля Египта могла прокормить не только земледельцев , но и тех кто её не обрабатывал -ремесленников, воинов, слуг и приближённых царя Египта)
Слайд №7
Следующий прием используемый на уроке в контексте ТРКМ является прием “Кластеры” или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Получив информацию учащиеся получают задание составить кластер по теме «Можно ли утверждать, что Египет - дар Нила и почему?».
Отобразите графически схему что давал Нил жителям Египта .Составление кластера. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.. Защита кластеров(чертят схему и объясняют смысловые единицы включённые в схему- пресная вода, земледелие, садоводство, рыбалка, судоходство и т.д.Учащиеся объясняют как Нил поддерживал жителей, в чём его ценность.
3.Объединение Египта
Как появилось объединённое государство Древний Египет. Работа со слайдами презентации
Слайд №8
Сначала в долине Нила было около 40 государств воевавших между собой,. Но в конце концов долину Нила разделили два государства- в дельте реки Северный Египет, а выше по течению Южный Египет. Примерно 3000 лет до н.э. Южный Египет подчинил себе Северный Египет.
Слайд №9
-внимательно посмотрите на слайд. Что изображено на камне?
Как это связано с образованием Египетского государства? Как вы определили содержание рельефа?
3. Стадия урока- Рефлексия
Цели урока на данной стадии :закрепить новые знания учащихся и перестроить их первичное представление об изучаемом материале, осмыслить новое знание и сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Слайд №10
На слайде вопросы на закрепление:
-Докажите, что разливы Нила способствовали росту урожайности урожайности и развитию земледелия в Египте?
-В чём особенности природно-климатических условий
Древнего Египта?
-Какие новые понятия вы сегодня усвоили на уроке?
Слайд №11 Самооценка
Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке с позиции умел, не умел, узнал, научился.
Не знал, не умел. Узнал, научился.
1.Знание фактов
2.Умение сопоставлять
исторический объект
с событием.
3.Работать с источником
4.Анализировать факты
5.Делать выводы ,обобщая
знания полученные из
различных источников.
Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке, выставляет оценки.
Слайд №12 Домашнее задание
П
рочитать параграф шестой. Устно приготовить ответ на вопрос «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?».Выучить словарные слова и даты.
Панагушина Елена Аркадьевна