12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Корчакова2685
Россия

Разработано Корчаковой Екатериной Вячеславовной, учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 60» г. Чебоксары


Тема урока: Корни с чередованием букв Е-И

Цель урока: 1) дать понятие об условии выбора орфограммы, запомнить

корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) формировать умения и навыки различать на письме Е-И в корнях; развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Задачи:

вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

отработать навыки «опознавания» корней с чередованием.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией М. М. Разумовской, презентация, раздаточный печатный материал, листы учета знаний (Приложение 1):

Фамилия______________________


Вид работы

Баллы

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Задание 5


Итого баллов


Оценка



Ход урока

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада видеть ваш хороший настрой на урок. Добрых вам открытий.

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на сегодняшнем уроке

-Запишите в тетради число и классная работа. (1 слайд)

Постановка учебной задачи

Начнем работу с орфографической разминки, она поможет перейти к теме урока. А сначала послушайте загадку:

Уберет она метели,

Принесёт с собой капели,

И сосульки с крыш собьёт,

Снег повсюду уберёт,

Ручейками зазвенит,

Ярко солнцем заблестит.

И капризна, и красна

Долгожданная… (весна).

Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов. Сегодня и нам с вами предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года.

(Слайд 2)

Смотрим мультфильм «МАРТ», в котором использована музыка из альбома "Времена года" П.И.Чайковского в исполнении Александра Гиндина, живописные картины художников И.Левитана, И.Ендагурова, К.Юона, И.Бродского

(Слайд 2)

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

Евгений Абрамович Баратынский

Вопросы по прослушанному стихотворению и просмотренному мультфильму:

-Какие картины вы увидели?

-Как музыка передает настроение?

-Чем нравится вам весна?

Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Безударные гласные в суффиксах -ова-, -ева-, -ыва-, -ива».

Образуйте глаголы 1 л. ед.ч. от глаголов неопределенной форму и определите, что пишется в суффиксе (на месте пропущенной буквы.

1. Предчувств...вать появление подснежников. 2. Торжеств...вать победу. 3. Очар...вать пением. 4. Приветств...вать первых птиц. 5. Рад...ваться соловьям. 6. Поблёск...вать на солнце. 7. Чувств...вать тепло. 8. Осматр...вать зеленую лужайку. 9. Праздн...вать приход весны. 10. Лик...вать всем сердцем. 11. Бесед...вать о теплых днях.

t1590176284aa.png


Составьте предложения с этими выражениями. Молодцы, ребята!


Выведение темы и целей урока.

А теперь посмотрите внимательно на кроссворд, какое слово получилось у нас по вертикали. Правильно! Чередование.

Создание проблемной ситуации.

А теперь посмотрите, перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.

-Что общего в этих словах? Выделите корень. Подчеркните чередующиеся гласные. Что заметили?

Чем слова отличаются? Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

Какие это слова? (Однокоренные)

- Что предстоит узнать нового?

О чередовании каких гласных мы будем говорить? (Чередование гласных Е и И)

- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? Слайд4.

(Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.) Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)

Проверим. (Слайд 5)

(слайд № 5)

тема урока: “Правописание корней с чередованием е//и”;

цель урока: мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.


Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.– Записываем тему урока.

Новый материал.

Построение исследовательской деятельности.

Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

Определите вид глаголов.

Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

Наблюдение. Обсуждение в парах. Установление закономерностей.

Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.

Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

Обратите внимание на морфемный состав слов. – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»?

Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

корни

примеры

БИР – БЕР

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать – дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать – замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать – вычет Искл: сочетать, сочетание

ИМ

занимать

ИН

начинать


Слайд 6. Алгоритм.

. Найти орфограмму по опознавательному признаку-безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение,

. Вспомнить корни с чередованием и их значения.

. Проверить наличие или отсутствие суффикса –а-после корня. Графически выделить условие орфограммы.

. Если суффикс- а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.


Запоминалка:

Собирать, стирать, задира –

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

***

Если после корня — А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Сверка с учебником. Параграф 75, стр.217. Проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Физминутка. Игра «Услышь сигнальный корень»:

Просить, бежать, собирать, выбирать, замечать, выжигать, отбросить, замереть, отпереть, протирать, спрашивать, разжигать, заплатить, пересчитать.


8. Первичное закрепление

Упр. 611. (по очереди)

-А сейчас поработаем с этим правилом по группам.

Слайд7.

1группа.Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Отпереть, подстелить, отдерёт, заберёт, блещет, приберёт, расстелить, обжечь, замереть.

группа. Распределить словосочетания на два столбика:

Блещет в небе, посидеть на солнышке, журчит звонко, зелёная подстилка, гремит вдали, обжигает на солнце.

группа. Репродуктивная работа по образцу

Слайд 8. Приход весны

Составление текста.

Забл…стать, расст…латься, обж…гать, зам…реть (от красоты), соб-раться

Мы изучаем орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Предлагаю составить небольшой текст по записанным словам на тему «Приход весны»

Устная работа

-Услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Днём раньше посеешь, неделей раньше уберёшь.

Сорок пичуг на Русь пробирается

На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и спать в клеть.

Кто первый сеет, тот первый и убирает.

Загадка: Солнце весело сияет. Вся природа оживает. Блещет неба синева. Всех нас радует …(весна).


IV. Закрепление изученного.


Самостоятельная работа и самооценка. Выборочный диктант. (Слайд 8)

Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой
блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Блестят и тают глыбы снега.

4) Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Красиво стелется весна, …От Солнца греется она.

7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.

8) Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом.

9) Сердце замирает от восторга.

10) Синея блещут небеса.

Слайд .Проверка


V. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

1.Фронтальный опрос.

Подведѐм итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? ( Правописание Е-И в корнях с чередованием.)

-Перечислите корни, которые подчиняются данному правилу.

-От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

(От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е)

-Какую цель мы ставили перед собой?

(Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.)

- Мы еѐ достигли?

-(Да.)

-Были ли трудности? Что было интересно? Где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?

(Этот материал войдет в вашу копилку знаний, пригодится в жизни. Должны потренироваться применять знания, но уже в более трудных случаях.)


VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.


Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.


Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.


Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.


Уровень 3

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


VІІ. Домашнее задание: п.75, выучить корни; составить связный текст на тему «Весна идёт», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр.614 (слайд 13


- Спасибо за работу! Прощу вас сдать самостоятельные работы. Успехов вам при выполнении домашнего задания!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 18.06.22 в 22:17 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок, спасибо! Задания разнообразные.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.