Урок русского языка в 3 классе «Морфологический разбор местоимений»
Конструкт урока русского языка
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Кочневой Ирины Артёмовны
Дата:29.04.2020
ОО: МБОУ «СОШ №38»
Класс: 3 «А»
Классный руководитель: Сутормина Надежда Петровна
Методист: Подкорытова Диана Дмитриевна подпись____________________
Тема урока: Морфологический разбор местоимений
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, планировании- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).
Предметный: обучающиеся демонстрируют умение, пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи; распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах
Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД(волевую саморегуляцию, контроль, планирование- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).
Образовательная: закрепить у обучающихся умение, пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи; распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Цель урока: формирование познавательных УУД( умение применять полученные знания в выполнении упражнения) в процессе выполнения упражнения: выделение грамматических признаков личных местоимений: лицо, число, род.
Принципы обучения:
Принцип сознательности и активности;
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип научности.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с учебником;
Практические: упражнение.
2. На основе методологии целостного подхода к деятельности
Методы самостоятельной работы;
Методы контроля и самоконтроля.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово).
4. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).
5. Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха).
6. Методы закрепления и повторения изученного материала: (повторение, беседа).
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная.
Дидактические средства:
Индивидуальные: учебник, раздаточный материал- рабочий лист. памятка.
Демонстрационный: дидактический материал( тема, задачи урока, таблица).
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.
https://alphabetonline.ru/riddle.html
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
3.Решение проблемы
4.Физминутка
5. Первичное закрепление
6. Рефлексия
Макет доски
Тема: морфологический разбор местоимений Задачи урока: 1.Узнать, как выполняется морфологический разбор. 2.Потренироваться разбирать местоимение как часть речи. 3.Закрепить знания, которые получили на уроке. | 29 апреля Классная работа.
| |
ХОД УРОКА
Этапы урока/задача | Методы воспитания и обучения | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат | |||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность посредством упражнение «повтори соседу» | Методы обучения Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: художественное слово. | -Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Артемовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. -Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Давайте пожелаем друг другу успехов, повернитесь к соседу и повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, Если будет трудно, я тебе помогу. Проверим готовность к уроку. -Я предлагаю проверить готовность к уроку. Сегодня на уроке потребуется: учебник, тетрадь, ручка карандаш. | Личностные УУД (самоопределение к деятельности) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | |||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать знания личных местоимениях и их признаками. Сформулировать тему и задачи урока. | Методы обучения Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа. Практические: упражнение. Методы воспитания: Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение). | - Ребята, а напомните, пожалуйста, какую часть речи вы начали изучать. ДОП: - Для того, чтобы вспомнить какую, я предлагаю отгадать ребус. ( ответ: местоимение) - Какое слово у вас получилось? - Верно, вы знакомитесь с частью речи- местоимение. - Ребята, а что такое местоимение? ( это часть речи, это «я», «мы»..) - Отвечаем полным ответом( местоимение - это часть речи, которая указывает предмет, но не называет его). - Ребята, а какую роль играют местоимения в нашей речи?( помогают избежать повторения слов в тексте; обеспечивают связь между предложениями в тексте). -Чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения. Не случайно, по частоте употребления в речи местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов. - Приведите, пожалуйста, примеры местоимений(я, они, ты, вы, он, оно) -Ребята, к какой группе относятся слова я я, мы, ты, вы, он, она, оно, они (к группе личных местоимений ) - Ребята, для того, чтобы повторить знания о признаках личных местоимений, прочитайте про себя, пожалуйста, слова на рабочем листе в упражнении 1.
-Ребята, что перечислено в данном упражнении? ( признаки и части речи) -Я предлагаю выбрать признаки те, которые относятся к местоимению и подчеркнуть их. - (), прочитай, какие признаки ты подчеркнул ( род, лицо, число) -Ребята, кто согласен с (). поставьте руку на локоток. - К признакам местоимения можно отнести род, число, лицо. - А для того, чтобы проверить как вы усвоили знания о признаках личных местоимений, предлагаю прочитать предложение под звездочкой. -(), прочитай его вслух, а остальные про себя. -(), скажи, пожалуйста, какое личное местоимение здесь употреблено? (Он) - я предлагаю записать это местоимение в тетрадь, для этого, откройте тетрадь, отступите от предыдущей работы 2 строчки и начните писать в третьей строчки по середине строки сегодняшнюю дату – Двадцать девятое апреля. В следующей строке по середине пишем – Классная работа. Не забудьте поставить точку в конце предложения. Проговорить правила при письме Сядьте правильно – ноги на полу, спина соприкасается со спинкой стула. - В следующей строке запишите местоимение «он» со строчной буквы. - Ребята, для проверки, я предлагаю определить число и лицо данного местоимения, с помощью таблицы ( демонстрирую таблицу на доске)
- Посмотрите, но все ячейки таблицы распирались, я предлагаю ее восстановить. -Предлагаю выполнить это вместе. - Я показываю ячейку, а вы определяете ей место. Кому понятно, руку на локоток. Учитель показывает по одной ячейке: ТЫ, ОНИ, Я, МЫ, ОН\ОНА\ОНО, ВЫ. Вопросы: кто согласен, кто считает так же. - У нас получилось собрать таблицу, для того, чтобы выполнить упражнение. - Предлагаю закончить это самостоятельно. Вы записали местоимение «он», сейчас ваша задача определить число и лицо данного местоимения. - Кто закончил- руку на локоток. - Я предлагаю проверить. -(), прочитай. какое число ты записал к местоимении «он» - Ребята, кто сделал так же? - Верно, местоимение «он»- это единственное число, а какое лицо? - Верно, третье. - Поднимите руку те, кто написали правильно. Ребята, которые допустили ошибки, предлагаю вам исправить на правильный ответ. - Ребята, мы с вами определили признаки местоимения, а в каком разборе мы используем все эти признаки по порядку? - Для того, чтобы проверить, откройте учебник на странице 2. – (), прочитай, как называется разбор под 3. - Верно, это разбор слова как части речи. Но мы говорим- морфологический разбор. - Как вы думайте, какова тема нашего урока?( мор. разбор местоимения) - А какие задачи мы поставим, чтобы достичь результат? - Посмотрите на доску, я подготовила вам слова- помощники 1) Узнать 2) Потренироваться 3)Закрепить - Ребята, что мы можем узнать? ( вспомнить, как выполняется морфологический разбор местоимения ) - А в чем мы можем потренироваться? ( потренироваться разбирать местоимение как часть речи) - А закрепить? ( знания. которые получили на уроке) - Верно, задачами урока является 1. Узнать, как выполняется морфологический разбор местоимения. 2.Потренироваться разбирать местоимение как часть речи. 3.Закрепить знания, которые получили на уроке. | Личностный: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах. Регулятивные УУД(контроль, планировании- определение темы и задач урока); Коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения). Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). | |||||||||||||
3.Решение проблемы Задача: познакомить обучающихся с выполнением морфологического разбора местоимения посредством выполнения упражнения и знакомство с памяткой. | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником) Практические: упражнение. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение). | - Предлагаю перейти к решение 1 задачи -(), прочитай ее, пожалуйста. - Ребята, для вас я приготовила памятки, придвиньте к себе их. - Для того, чтобы вспомнить. как же выполнять морфологический разбор местоимения, предлагаю познакомиться с памяткой. - Прочтите ее про себя. -Ребята, есть ли в этой памятке то, что является для вас новым материалом? -Для успешного выполнения упражнений, я предлагаю разобрать каждый пункт плана. - Прочитай(), первый пункт плана - Ребята, что вы будете делать на данном этапе? ( найти мест) - Верно, ваша задача найти в предложении местоимение и списать его. -() прочитай 2 пункт плана - Ребята, а как узнать на какой вопрос отвечает местоимение? ( задать от сказуемого к подлежащему) -Правильно, нужно обратиться к предложению и задать от глагола вопрос к местоимению - 3 пунктом мы определяем начальную форму местоимения - Прочитай 4 пункт () - На данном этапе вам поможет таблица на стр.93 - Последним пунктом, что будем выполнять? - Верно, подчеркиваем члены предложения, тем самым определим роль местоимения в предложении. - Для того чтобы закрепить, как вы усвоили памятку, предлагаю поработать в парах. - Ваша задача составить рассказ по памятке. т.е рассказать шаги о том, как вы будете выполнять морфологический разбор местоимения. Обучающиеся работают в парах, учитель следит, подправляет. - Кто хочет рассказать вслух? - Тем самым мы решили 1 задачу. - Предлагаю приступить к решению 2 задачи. - Но для начала я предлагаю отдохнуть | Личностный: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально. Регулятивные УУД(контроль); Коммуникативные УУД(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения). Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. | |||||||||||||
4.Физминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. | -Для этого встаньте так, чтобы вы не мешали друг другу и так, чтобы вам ничего не мешало. - Сейчас я буду называть части речи - Когда я буду называть глагол( на какой вопрос отвечает глагол?- что делать? что сделать? )- вы поднимаете правую руку вверх - Когда назову сущ.( вопрос- кто?) вы сгибаете левое колено - Когда назову местоимение – отпускаете руку - Когда прилагательное( вопрос –какой? чей?) – отпускаете ногу Слова: 1. сидеть, мяч, он, красивый 2. брат, я, делаю, тепло 3. Они, собака, вяжет, красиво 4. гулять, компьютер, оно, заряжен - Молодцы! | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) | |||||||||||||
5. Первичное закрепление Задача: Способствовать закреплению у обучающихся знаний морфологическом разборе местоимений с помощью самостоятельной работу ( работа у доски) с фронтальной проверкой. | Методы обучения По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником); Практические (упражнение) Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. На основе методологии целостного подхода к деятельности: Методы самостоятельной работы; Методы контроля и самоконтроля. | - Приступим к решению 2 задачи. - Прочитай ее, пожалуйста(). - Ребята, для того, чтобы решить данную задачу, нам необходимо выполнить упражнение 166. - Откройте учебник на странице 97, найдите упражнение 166. - (), прочитай задание вслух, а остальные про себя. - Ребята, я предлагаю выполнить это упражнение вместе. - Для этого прочитаем текст вслух. - Кто хочет прочитать? - Спасибо! - Ребята, а о чем этот текст? ( про животных в зоопарке) - Напомни,(),задание, которое нам нужно выполнить. - Спасибо! - (), прочитай, пожалуйста, 1 предложение. - Ребята, какое местоимение здесь употреблено ? ( мы) - Я предлагаю выполнить морфологический разбор местоимения письменно, но для этого проговаривать. - Для этого придвиньте к себе памятки - Что мы делаем первым пунктом? - Запишите местоимение(Учитель записывает на доске) - Ребята. а к какой части речи относиться слово «мы»? (мест.) - На какой вопрос отвечает? ( кто?) - Как определили? - Предлагаю записать в тетрадь под цифрой 2. (Учитель записывает на доске) - (), прочитай 3 пункт плана. - Верно. Начальная форма. - Местоимение «мы»- это и есть начальная форма. Запишем. (Учитель записывает на доске) -Сейчас мы определим признаки, ребята, помощником нам будет таблица на доске. - Ребята, какое число у местоимения «мы»( мн.), а множественное число имеет род? Тогда определим лицо. - Какое лицо? (1-е) - Запишем в тетрадь. (Учитель записывает на доске) -Для того чтобы выполнить последний пункт, я предлагаю списать предложение. (Учитель записывает на доске) - Ребята, а как определить члены предложения? ( задать вопрос) - Кто? (мы), Мы что сделали ?( пришли) - Какова роль местоимения в предложении? (подлежащее) - Молодцы, у нас получилось выполнить морфологический разбор местоимения. - Прочитаем предложения под цифрой 2 в упр. 166 про себя. - Ребята, какое слово повторяется в двух предложениях? ( уточка) - А можно ли заменить его? На какое слово? ( она) - Какой частью речи? ( местоимением) - Прочитай, (), что получиться, если во втором предложении слово уточка заменить на слово она - Я предлагаю выполнить морфологический разбор слова «она». - Предлагаю одному рассказать устно, а остальные записывать - (), предлагаю тебе выполнить устно. - Запишем слово - - (), а что обозначает слово «она»? ( мест.) - На какой вопрос отвечает? ( кто?) - Как определила? - Предлагаю записать в тетрадь под цифрой 2. - (), прочитай 3 пункт плана. - Верно. Начальная форма. - Местоимение «она»- это и есть начальная форма. Запишем. (Учитель записывает на доске) -Сейчас () определит признаки, помощником ей будет таблица на доске. - Какое число у местоимения «она»( ед.), а ед. число имеет род? (да), какой род? Определим лицо. - Какое лицо? (3-е) - Запишем в тетрадь -Для того чтобы выполнить последний пункт, я предлагаю списать предложение. (Учитель записывает на доске) - Ребята, а как определить члены предложения? ( задать вопрос) - Кто? (она), Она что сделала? (подплыла) - Какова роль местоимения в предложении? (подлежащее) - Таким образом, мы решили 2 задачу - Предлагаю перейти к решению 3 задачи - Для этого придвиньте к себе рабочий лист. - Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, предлагаю закончить упражнение 166. - Для этого, я поделю вас на 2 группы - Эта часть (показываю), выполняет задание под цифрой 3, а эта часть (показываю) под цифрой 4. - Для выполнения упражнения, мне понадобиться 2 человека, которые будет работать у доски - А остальные самостоятельно Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение - 1 группа, каким словом вы заменили слово «павлин»(он) - 2 группа каким словом заменили слово «здание»? ( оно) - Выполняем морфологический разбор самостоятельно, соблюдая правила посадки. Учитель следит за выполнением упр. обуч., работающих у доски и за посадкой - Кто закончил упражнение, поставьте руку на локоток. - Предлагаю проверить - Сейчас ребята, которые работали у доски, расскажут, что у них получилось, а вы сверяете. Проверка с помощью вопросов по памятке - Таким образам, сегодня мы усвоили морфологический разбор местоимения - Предлагаю подвести итог урока | Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально. Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль); Коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения). Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
| |||||||||||||
| ||||||||||||||||
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока с помощью приема «3 карточки», проанализировать свою деятельность на уроке- эмоциональная рефлексия + рефлексия деятельности. | Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение). | - Ребята, получилось ли выполнить сегодня все задание? Почему? -Какое задание понравилось больше всего? - Для того, чтобы сделать вывод о уроке русского языка, я предлагаю поиграть в игру. - У каждого из вас есть 3 карточки( желтая. зеленая. синяя) - Желтая – обозначает эмоцию -Синяя- прилагательное, которое описывает настроение - Зеленая- пожелание - Ваша задача поднять карточку, и по очереди назвать то, что считаете нужным. - Например: поднимаю синею карточку - успешная -Спасибо! - Сегодня хочется поблагодарить за активность (),(). За полные ответы (),(),(). За работу у доски (),(),(). - Урок окончен. | Регулятивные УУД (самооценка); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |