Урок русского языка в 3 классе «Морфологический разбор местоимений»

2
0
Материал опубликован 29 April 2020

Конструкт урока русского языка

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Студентки группы 36

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Кочневой Ирины Артёмовны

Дата:29.04.2020

ОО: МБОУ «СОШ №38»

Класс: 3 «А»

Классный руководитель: Сутормина Надежда Петровна

Методист: Подкорытова Диана Дмитриевна подпись____________________

Тема урока: Морфологический разбор местоимений

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль, планировании- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).

Предметный: обучающиеся демонстрируют умение, пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи; распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах

Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД(волевую саморегуляцию, контроль, планирование- определение темы и задач урока); коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).

Образовательная: закрепить у обучающихся умение, пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи; распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Цель урока: формирование познавательных УУД( умение применять полученные знания в выполнении упражнения) в процессе выполнения упражнения: выделение грамматических признаков личных местоимений: лицо, число, род.

Принципы обучения:

Принцип сознательности и активности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип научности.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъёма;

Воспитание через взаимодействие.

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, работа с учебником;

Практические: упражнение.

2. На основе методологии целостного подхода к деятельности

Методы самостоятельной работы;

Методы контроля и самоконтроля.

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово).

4. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).

5. Методы эмоционального стимулирования: (создание ситуации успеха).

6. Методы закрепления и повторения изученного материала: (повторение, беседа).

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: учебник, раздаточный материал- рабочий лист. памятка.

Демонстрационный: дидактический материал( тема, задачи урока, таблица).

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.

https://alphabetonline.ru/riddle.html

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

3.Решение проблемы

4.Физминутка

5. Первичное закрепление

6. Рефлексия





Макет доски

Тема: морфологический разбор местоимений

Задачи урока:

1.Узнать, как выполняется морфологический разбор.

2.Потренироваться разбирать местоимение как часть речи.

3.Закрепить знания, которые получили на уроке.

29 апреля

Классная работа.



Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное




Множественное



















ХОД УРОКА

Этапы урока/задача

Методы воспитания и обучения

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность посредством упражнение «повтори соседу»




Методы обучения

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: художественное слово.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Артемовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Давайте пожелаем друг другу успехов, повернитесь к соседу и повторяйте за мной:

Я желаю тебе сегодня добра,

Если будет трудно, я тебе помогу.

Проверим готовность к уроку.

-Я предлагаю проверить готовность к уроку. Сегодня на уроке потребуется: учебник, тетрадь, ручка карандаш.


Личностные УУД (самоопределение к деятельности)

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать знания личных местоимениях и их признаками. Сформулировать тему и задачи урока.


Методы обучения

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа.

Практические: упражнение.

Методы воспитания:

Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: (педагогическое требование).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

- Ребята, а напомните, пожалуйста, какую часть речи вы начали изучать.

ДОП: - Для того, чтобы вспомнить какую, я предлагаю отгадать ребус. ( ответ: местоимение)

- Какое слово у вас получилось?

- Верно, вы знакомитесь с частью речи- местоимение.

- Ребята, а что такое местоимение? ( это часть речи, это «я», «мы»..)

- Отвечаем полным ответом( местоимение - это часть речи, которая указывает предмет, но не называет его).

- Ребята, а какую роль играют местоимения в нашей речи?( помогают избежать повторения слов в тексте; обеспечивают связь между предложениями в тексте).

-Чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения. Не случайно, по частоте употребления в речи местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов.

- Приведите, пожалуйста, примеры местоимений(я, они, ты, вы, он, оно)

-Ребята, к какой группе относятся слова я я, мы, ты, вы, он, она, оно, они (к группе личных местоимений )

- Ребята, для того, чтобы повторить знания о признаках личных местоимений, прочитайте про себя, пожалуйста, слова на рабочем листе в упражнении 1.

Упражнение 1

Род, число, прилагательное, лицо, существительное, личноеместоимениеначальная форма, одушевленное или неодушевленное, глагол.

*Он выполнил задание и поспешил показать его учителю.

*Я зашла в комнату, и увидела, что все уже собрались.

-Ребята, что перечислено в данном упражнении? ( признаки и части речи)

-Я предлагаю выбрать признаки те, которые относятся к местоимению и подчеркнуть их.

- (), прочитай, какие признаки ты подчеркнул ( род, лицо, число)

-Ребята, кто согласен с (). поставьте руку на локоток.

- К признакам местоимения можно отнести род, число, лицо.

- А для того, чтобы проверить как вы усвоили знания о признаках личных местоимений, предлагаю прочитать предложение под звездочкой.

-(), прочитай его вслух, а остальные про себя.

-(), скажи, пожалуйста, какое личное местоимение здесь употреблено? (Он)

- я предлагаю записать это местоимение в тетрадь, для этого, откройте тетрадь, отступите от предыдущей работы 2 строчки и начните писать в третьей строчки по середине строки сегодняшнюю дату – Двадцать девятое апреля. В следующей строке по середине пишем – Классная работа. Не забудьте поставить точку в конце предложения.

Проговорить правила при письме

Сядьте правильно – ноги на полу, спина соприкасается со спинкой стула.

- В следующей строке запишите местоимение «он» со строчной буквы.

- Ребята, для проверки, я предлагаю определить число и лицо данного местоимения, с помощью таблицы ( демонстрирую таблицу на доске)

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное




Множественное





- Посмотрите, но все ячейки таблицы распирались, я предлагаю ее восстановить.

-Предлагаю выполнить это вместе.

- Я показываю ячейку, а вы определяете ей место. Кому понятно, руку на локоток.

Учитель показывает по одной ячейке: ТЫ, ОНИ, Я, МЫ, ОН\ОНА\ОНО, ВЫ.

Вопросы: кто согласен, кто считает так же.

- У нас получилось собрать таблицу, для того, чтобы выполнить упражнение.

- Предлагаю закончить это самостоятельно. Вы записали местоимение «он», сейчас ваша задача определить число и лицо данного местоимения.

- Кто закончил- руку на локоток.

- Я предлагаю проверить. t1588153792aa.png


-(), прочитай. какое число ты записал к местоимении «он»

- Ребята, кто сделал так же?

- Верно, местоимение «он»- это единственное число, а какое лицо?

- Верно, третье.

- Поднимите руку те, кто написали правильно. Ребята, которые допустили ошибки, предлагаю вам исправить на правильный ответ.

- Ребята, мы с вами определили признаки местоимения, а в каком разборе мы используем все эти признаки по порядку?

- Для того, чтобы проверить, откройте учебник на странице 2. – (), прочитай, как называется разбор под 3.

- Верно, это разбор слова как части речи. Но мы говорим- морфологический разбор.

- Как вы думайте, какова тема нашего урока?( мор. разбор местоимения)

- А какие задачи мы поставим, чтобы достичь результат?

- Посмотрите на доску, я подготовила вам слова- помощники

1) Узнать

2) Потренироваться

3)Закрепить

- Ребята, что мы можем узнать? ( вспомнить, как выполняется морфологический разбор местоимения )

- А в чем мы можем потренироваться? ( потренироваться разбирать местоимение как часть речи)

- А закрепить? ( знания. которые получили на уроке)

- Верно, задачами урока является

1. Узнать, как выполняется морфологический разбор местоимения.

2.Потренироваться разбирать местоимение как часть речи.

3.Закрепить знания, которые получили на уроке.

Личностный: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально, в парах.

Регулятивные УУД(контроль, планировании- определение темы и задач урока);

Коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).

Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).


3.Решение проблемы

Задача: познакомить обучающихся с выполнением морфологического разбора местоимения посредством выполнения упражнения и знакомство с памяткой.


Методы обучения

По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником) Практические: упражнение.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

- Предлагаю перейти к решение 1 задачи

-(), прочитай ее, пожалуйста.

- Ребята, для вас я приготовила памятки, придвиньте к себе их.

- Для того, чтобы вспомнить. как же выполнять морфологический разбор местоимения, предлагаю познакомиться с памяткой.

- Прочтите ее про себя.

t1588153792ab.png

-Ребята, есть ли в этой памятке то, что является для вас новым материалом?

-Для успешного выполнения упражнений, я предлагаю разобрать каждый пункт плана.

- Прочитай(), первый пункт плана

- Ребята, что вы будете делать на данном этапе? ( найти мест)

- Верно, ваша задача найти в предложении местоимение и списать его.

-() прочитай 2 пункт плана

- Ребята, а как узнать на какой вопрос отвечает местоимение? ( задать от сказуемого к подлежащему)

-Правильно, нужно обратиться к предложению и задать от глагола вопрос к местоимению

- 3 пунктом мы определяем начальную форму местоимения

- Прочитай 4 пункт ()

- На данном этапе вам поможет таблица на стр.93

- Последним пунктом, что будем выполнять?

- Верно, подчеркиваем члены предложения, тем самым определим роль местоимения в предложении.

- Для того чтобы закрепить, как вы усвоили памятку, предлагаю поработать в парах.

- Ваша задача составить рассказ по памятке. т.е рассказать шаги о том, как вы будете выполнять морфологический разбор местоимения. Обучающиеся работают в парах, учитель следит, подправляет.

- Кто хочет рассказать вслух?

- Тем самым мы решили 1 задачу.

- Предлагаю приступить к решению 2 задачи.

- Но для начала я предлагаю отдохнуть

Личностный: умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД(контроль); Коммуникативные УУД(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).

Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.


4.Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.



Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.


-Для этого встаньте так, чтобы вы не мешали друг другу и так, чтобы вам ничего не мешало.

- Сейчас я буду называть части речи

- Когда я буду называть глагол( на какой вопрос отвечает глагол?- что делать? что сделать? )- вы поднимаете правую руку вверх

- Когда назову сущ.( вопрос- кто?) вы сгибаете левое колено

- Когда назову местоимение – отпускаете руку

- Когда прилагательное( вопрос –какой? чей?) – отпускаете ногу

Слова:

1. сидеть, мяч, он, красивый

2. брат, я, делаю, тепло

3. Они, собака, вяжет, красиво

4. гулять, компьютер, оно, заряжен

- Молодцы!

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

5. Первичное закрепление

Задача: Способствовать

закреплению у

обучающихся знаний морфологическом разборе местоимений с помощью самостоятельной работу ( работа у доски) с фронтальной проверкой.

Методы обучения

По источнику получения знаний: Словесные (Работа с учебником); Практические (упражнение) Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

На основе методологии целостного подхода к деятельности: Методы самостоятельной работы; Методы контроля и самоконтроля.

- Приступим к решению 2 задачи.

- Прочитай ее, пожалуйста().

- Ребята, для того, чтобы решить данную задачу, нам необходимо выполнить упражнение 166.

- Откройте учебник на странице 97, найдите упражнение 166.

- (), прочитай задание вслух, а остальные про себя.

- Ребята, я предлагаю выполнить это упражнение вместе.

- Для этого прочитаем текст вслух.

- Кто хочет прочитать?

- Спасибо!

- Ребята, а о чем этот текст? ( про животных в зоопарке)

- Напомни,(),задание, которое нам нужно выполнить.

- Спасибо!

- (), прочитай, пожалуйста, 1 предложение.

- Ребята, какое местоимение здесь употреблено ? ( мы)

- Я предлагаю выполнить морфологический разбор местоимения письменно, но для этого проговаривать.

- Для этого придвиньте к себе памятки

- Что мы делаем первым пунктом?

- Запишите местоимение(Учитель записывает на доске)

- Ребята. а к какой части речи относиться слово «мы»? (мест.)

- На какой вопрос отвечает? ( кто?)

- Как определили?

- Предлагаю записать в тетрадь под цифрой 2. (Учитель записывает на доске)

- (), прочитай 3 пункт плана.

- Верно. Начальная форма.

- Местоимение «мы»- это и есть начальная форма. Запишем. (Учитель записывает на доске)

-Сейчас мы определим признаки, ребята, помощником нам будет таблица на доске.

- Ребята, какое число у местоимения «мы»( мн.), а множественное число имеет род? Тогда определим лицо.

- Какое лицо? (1-е)

- Запишем в тетрадь. (Учитель записывает на доске)

-Для того чтобы выполнить последний пункт, я предлагаю списать предложение. (Учитель записывает на доске)

- Ребята, а как определить члены предложения? ( задать вопрос)

- Кто? (мы), Мы что сделали ?( пришли)

- Какова роль местоимения в предложении? (подлежащее)

- Молодцы, у нас получилось выполнить морфологический разбор местоимения.

- Прочитаем предложения под цифрой 2 в упр. 166 про себя.

- Ребята, какое слово повторяется в двух предложениях? ( уточка)

- А можно ли заменить его? На какое слово? ( она)

- Какой частью речи? ( местоимением)

- Прочитай, (), что получиться, если во втором предложении слово уточка заменить на слово она

- Я предлагаю выполнить морфологический разбор слова «она».

- Предлагаю одному рассказать устно, а остальные записывать

- (), предлагаю тебе выполнить устно.

- Запишем слово -

- (), а что обозначает слово «она»? ( мест.)

- На какой вопрос отвечает? ( кто?)

- Как определила?

- Предлагаю записать в тетрадь под цифрой 2.

- (), прочитай 3 пункт плана.

- Верно. Начальная форма.

- Местоимение «она»- это и есть начальная форма. Запишем. (Учитель записывает на доске)

-Сейчас () определит признаки, помощником ей будет таблица на доске.

- Какое число у местоимения «она»( ед.), а ед. число имеет род? (да), какой род? Определим лицо.

- Какое лицо? (3-е)

- Запишем в тетрадь

-Для того чтобы выполнить последний пункт, я предлагаю списать предложение. (Учитель записывает на доске)

- Ребята, а как определить члены предложения? ( задать вопрос)

- Кто? (она), Она что сделала? (подплыла)

- Какова роль местоимения в предложении? (подлежащее)

- Таким образом, мы решили 2 задачу

- Предлагаю перейти к решению 3 задачи

- Для этого придвиньте к себе рабочий лист.

- Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, предлагаю закончить упражнение 166.

- Для этого, я поделю вас на 2 группы

- Эта часть (показываю), выполняет задание под цифрой 3, а эта часть (показываю) под цифрой 4.

- Для выполнения упражнения, мне понадобиться 2 человека, которые будет работать у доски

- А остальные самостоятельно

Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение

- 1 группа, каким словом вы заменили слово «павлин»(он)

- 2 группа каким словом заменили слово «здание»? ( оно)

- Выполняем морфологический разбор самостоятельно, соблюдая правила посадки.

Учитель следит за выполнением упр. обуч., работающих у доски и за посадкой

- Кто закончил упражнение, поставьте руку на локоток.

- Предлагаю проверить

- Сейчас ребята, которые работали у доски, расскажут, что у них получилось, а вы сверяете.

Проверка с помощью вопросов по памятке

- Таким образам, сегодня мы усвоили морфологический разбор местоимения

- Предлагаю подвести итог урока

Личностный: обучающиеся демонстрируют готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, умение слушать собеседника и вести диалог, умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД(волевая саморегуляция, контроль); Коммуникативные УУД(умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведение партера- контроль, коррекция); Познавательные УУД(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение применять полученные знания в выполнении упражнения).

Предметный: Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.












6. Рефлексия

Задача: подвести итог урока с помощью приема «3 карточки», проанализировать свою деятельность на уроке- эмоциональная рефлексия + рефлексия деятельности.



Методы обучения: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение).

- Ребята, получилось ли выполнить сегодня все задание? Почему?

-Какое задание понравилось больше всего?

- Для того, чтобы сделать вывод о уроке русского языка, я предлагаю поиграть в игру.

- У каждого из вас есть 3 карточки( желтая. зеленая. синяя)

- Желтая – обозначает эмоцию

-Синяя- прилагательное, которое описывает настроение

- Зеленая- пожелание

- Ваша задача поднять карточку, и по очереди назвать то, что считаете нужным.

- Например: поднимаю синею карточку - успешная

-Спасибо!

- Сегодня хочется поблагодарить за активность (),(). За полные ответы (),(),(). За работу у доски (),(),().

- Урок окончен.


Регулятивные УУД (самооценка); Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации