Тема урока: Романтизм в музыке Ф. Шопена (Музыка, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 16 June 2023

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 6

Предмет: Музыка.

Преподавание ведется на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. В соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы учителя музыки.

Тема урока: Романтизм в музыке Ф. Шопена

Этап обучения по данной теме: начальный.

Цель: Создание условий для формирования эмоционально – чувственной сферы обучающихся

Задачи:

Формировать умение анализировать музыкальное произведение;

Формировать умение на основании собственных чувств и эмоций создавать образ музыкального произведения;

Развивать умение группового взаимодействия.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Технологии обучения:

Развивающее обучение:

- Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа)

- Исследовательская деятельность (постановка цели, прохождение этапов исследования, работа с информационными источниками, формулирование выводов)

Информационные технологии:

- Использование разных форм информационных источников (Произведения Ф. Шопена «Ноктюрн», «Вальс №7», видеофильм)

- Преобразование информации из одной формы в другую (создание эмоционально – чувственного образа на основании прослушанного музыкального произведения, составление, обобщающего устного высказывания)

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Обоснование использования оборудования:

компьютер используется для воспроизведения аудиофайлов при организации исследовательской деятельности обучающихся,

проектор используется для демонстрации видеоролика при создании проблемной ситуации;

ноутбук используется для создания видеоряда обучающимися при групповой работе.

Основные источники информации:

видеоролик «Ноктюн» автор С.О.Черныш, созданный с использованием доступных источников Интернет;

аудиозапись «Вальс №7» Ф. Шопен;

справочная и методическая литература.

Результат:

Учащиеся создадут продукт урока – образ музыкального произведения

Учащиеся смогут дать ответ на проблемный вопрос

Учащиеся приобретут опыт эмоционального переживания музыкального произведения

Список использованной литературы:

Рабочие программы по музыке . 5-9 классы (авт.-сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.)

Уроки музыки. Поурочные разработки. 6 класс / авт.-сост. – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.



Конспект урока

Формируемые универсальные учебные действия

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные

Самоопределение: формирование идентичности личности. Смыслообразование: формирование смыслов и мотивов учения.

Метапредметные

Регулятивные:

Способность к мобилизации сил и энергии. Контроль процесса деятельности.

Коммуникативные:

Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю.) Познавательные:

Решение учебной задачи, применение операций анализа, обобщения.

Предметные: определение эпохи по характеру музыкального произведения

Определение темы урока.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке музыки.

Мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть видеофильм, в котором звучит музыка. По звучащей в этом видеофильме музыке, определите:

Где и когда звучала эта музыка?

Какой инструмент исполняет музыку?

Кто автор музыкального произведения или определите эпоху, в которую творил композитор?

Каков характер и настроение музыки?

(Просмотр видеоролика «Ноктюн», в котором кадры из фильма «Сумерки», сопровождаются музыкой Ф. Шопена.)

Ученики:

Эту музыку мы слышали в известном фильме Сумерки».

Музыку исполняет фортепиано.

Звучит, вероятно, классическая музыка.

Звучит музыка 18-го или 19-го века.

Композитором может быть… (перечислят известных композиторов 18-19 веков).

Музыка медленная, плавная.

Настроение светлой грусти, музыка выражает любовь, романтические чувства.

Учитель: Автор произведения известный польский композитор Фредерик Шопен, который жил двести лет тому назад. Лирическая музыка романтика композитора дополняет образ любви.

Учитель: определите тему нашего урока

Ученики: Романтизм в музыке Ф.Шопена.

Настраивает детей на урок, организует их деятельность.Мотивирует учебную деятельность детей, организует работу с источником информации, организует эвристическую беседу.

Фронтальная работа:

Приветствуют учителя.

Работают с информационным источником: слушают музыку к кинофильму, дают характеристику музыкальных особенностей музыки Ф.Шопена.

Формулируют тему урока.


Личностные

Смыслообразование: умение ставить учебные цели.

Метапредметные

Регулятивные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

Проблемная ситуация. Целеполагание.

Учитель: Фильм современный. Музыка Ф. Шопена, который жил и работал почти двести лет назад. Почему музыка к современному фильму взята из творчества классика? Ученики:

- Она дополняет образ любви сложившийся в фильме.

- Как нельзя лучше подходит.

(Дети сталкиваются с проблемой)

Учитель: С одной стороны, музыка написана давно и является классической, с другой стороны, подходит для супер популярного современного фильма. Сформулируйте проблемный вопрос урока.

Ученики:

Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Учитель: Где мы будем искать ответ на этот вопрос?

Ученики: Ответ можно найти только в музыке Ф.Шопена. Мы будем ее исследовать.

(Ученики озвучивают цель, которую они поставили для себя.)

Организует эвристическую беседу, создает условия для эффективного целеполагания: проблемная ситуация, вопросы, помогающие сформулировать цель урока.

Фронтальная работа:

Участвуют в эвристической беседе, формулируют проблемный вопрос урока. Формулируют цель урока.

Личностные

Самоопределение: формирование идентичности личности, формирование внутренней позиции. Смыслообразование: понимание смысла учебной деятельности.

Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные

Регулятивные: Планирование и прогнозирование, сохранение учебной задачи.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Коммуникативные:

Участие в общей беседе. Построение высказываний в устной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Различение методов познания по его целям, высказывание.

Коммуникативные:

Осуществление совместной деятельности в творческих группах. Презентация подготовленной информации в вербальном виде.

Предметные

Слушание музыкального произведения. Определение средств музыкальной выразительности. Создание образа музыкального произведения.

Музыкальное исследование.

Учитель: Предлагаю провести исследование одного произведения Ф. Шопена (Вальс №7) и на основании исследования ответить на проблемный вопрос урока. Мы сегодня работаем в группах, а некоторые учащиеся получат индивидуальное задание. Ознакомьтесь с инструкцией. После прослушивания музыки, каждой группе дается 5 минут на выполнение задания. После этого, группы представляют свой продукт у доски.

(Прослушивание Вальса №7 Ф. Шопена.)

1 группа: Дайте характеристику музыкального произведения Ф.Шопена. Для этого определите средства музыкальной выразительности: темп, ритм, форма, регистр, какой музыкальный инструмент исполняет, музыкальный жанр. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

2 группа: Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на лист бумаги. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

3 группа: Опишите образ(ы), который(е) возник(ли) после прослушивания музыкального произведения. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

4 группа: С помощью компьютерной программы «Киностудия Windows Live Movie Maker» создайте фильм «Романтический образ в музыке Ф. Шопена». Для этого из предложенных изображений выберите три, которые, по вашему мнению, отражают идею композитора. Последовательно смонтируйте изображения в видеоряд и наложите музыку. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут.

Индивидуальное задание: Прослушайте музыкальное произведение Ф.Шопена. Какие цвета (краски) могли бы отразить идею композитора? Нарисуйте свое цветовое ощущение этой мелодии. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут.

(Работа в группах, затем представители 1-3 групп и ребята, получившие индивидуальное задание поочередно выходят к доске и представляют продукты своей деятельности)

1 группа: Исполняет произведение рояль. Это танец – вальс. Музыка звучит в основном в среднем и высоком регистре. Темп произведения меняется: то замедляется, то ускоряется. Ритм акцентированный (1-2-3). Характер и настроение произведения меняется: первая и последняя части похожи, а средняя звучит в мажоре и имеет другое настроение (более радостное). Форма произведения трех частная.

Учитель: Посмотрим, какие чувства смог выразить композитор с помощью данных музыкальных средств выразительности.

2 группа: Светлая грусть, романтика и т.д.

Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора.

Ученики: Романтическое чувство.

3 группа: Образ весны, молодости, утра и т.д.

Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора.

Ученики: Романтическое чувство.

Индивидуальное задание: Светлые, яркие тона красок, акварель.

Учитель: удалось ли ребятам передать в красках замысел композитора?

Ученики: Да, краски такие же легкие и прозрачные как музыка.

Учитель: Итак, давайте посмотрим, совпали ли наши чувства и эмоции, образы, которые вызвала музыка Ф.Шопена с тем, что хотел передать нам композитор. Музыковеды, занимаясь творчеством композитора склонны утверждать, что любое произведение Ф.Шопена это маленькая зарисовка. Вальс №7 является музыкальным портретам девушки, в которую был влюблен Ф. Шопен.

(4 группа представляет свой фильм, во время которого идет второе прослушивание Вальса №7)

Организует исследовательскую деятельность. Формулирует задания для групп и индивидуальные задания. Отвечает на вопросы обучающихся.

Фронтальная работа:

Принимают учебную задачу.

Групповая работа:

1 группа – дает характеристику музыкального произведения.

2 группа – подбирают термины, описывающие эмоции.

3 группа – описывают образы.

4 группа – создают фильм.

Представляют продукт деятельности групп.

Индивидуальная работа:

Подбирают цветовое решение.

Личностные

Самоопределение: формирование личностной идентичности.

Метапредметные

Регулятивные:

Сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

Построение устного высказывания.

Предметные:

Слушание музыкального произведения. Создание образа музыкального произведения.


Рефлексия.

Рефлексия деятельности.

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу урока. Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Ученики: С помощью средств музыкальной выразительности Ф.Шопен передает романтические чувства и образы.

Ученики: Он сумел передать чувства и эмоции, которые актуальны во все времена, они знакомы каждому человеку.

Ученики: Любовь вечна и музыка вечна. Поэтому в современном фильме для понимания чувств так уместно используется музыка великого классика.

Эмоциональная рефлексия.

Учитель: Прослушайте вновь «Ноктюрн» Ф.Шопена. Вслушайтесь, попытайтесь уловить свои чувства и эмоции, сформулировать их; мысленно зафиксировать собственные (личные) образы, которые возникают. Пусть они останутся с каждым из вас в глубине вашей души навсегда.

(Ребята слушают «Ноктюрн» Ф.Шопена.)

Спасибо за работу.

Организует рефлексивную деятельность обучающихся.

Фронтальная работа:

Участвуют в рефлексивной беседе. Отвечают на проблемный вопрос урока.

Индивидуальная работа:

Слушают музыку, фиксируют возникающие эмоциональные образы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.