Тема урока: Романтизм в музыке Ф. Шопена (Музыка, 6 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 6
Предмет: Музыка.
Преподавание ведется на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. В соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы учителя музыки.
Тема урока: Романтизм в музыке Ф. Шопена
Этап обучения по данной теме: начальный.
Цель: Создание условий для формирования эмоционально – чувственной сферы обучающихся
Задачи:
Формировать умение анализировать музыкальное произведение;
Формировать умение на основании собственных чувств и эмоций создавать образ музыкального произведения;
Развивать умение группового взаимодействия.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Технологии обучения:
Развивающее обучение:
- Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа)
- Исследовательская деятельность (постановка цели, прохождение этапов исследования, работа с информационными источниками, формулирование выводов)
Информационные технологии:
- Использование разных форм информационных источников (Произведения Ф. Шопена «Ноктюрн», «Вальс №7», видеофильм)
- Преобразование информации из одной формы в другую (создание эмоционально – чувственного образа на основании прослушанного музыкального произведения, составление, обобщающего устного высказывания)
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Обоснование использования оборудования:
компьютер используется для воспроизведения аудиофайлов при организации исследовательской деятельности обучающихся,
проектор используется для демонстрации видеоролика при создании проблемной ситуации;
ноутбук используется для создания видеоряда обучающимися при групповой работе.
Основные источники информации:
видеоролик «Ноктюн» автор С.О.Черныш, созданный с использованием доступных источников Интернет;
аудиозапись «Вальс №7» Ф. Шопен;
справочная и методическая литература.
Результат:
Учащиеся создадут продукт урока – образ музыкального произведения
Учащиеся смогут дать ответ на проблемный вопрос
Учащиеся приобретут опыт эмоционального переживания музыкального произведения
Список использованной литературы:
Рабочие программы по музыке . 5-9 классы (авт.-сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.)
Уроки музыки. Поурочные разработки. 6 класс / авт.-сост. – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.
Конспект урока
Формируемые универсальные учебные действия | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Личностные Самоопределение: формирование идентичности личности. Смыслообразование: формирование смыслов и мотивов учения. Метапредметные Регулятивные: Способность к мобилизации сил и энергии. Контроль процесса деятельности. Коммуникативные: Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю.) Познавательные: Решение учебной задачи, применение операций анализа, обобщения. Предметные: определение эпохи по характеру музыкального произведения | Определение темы урока. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке музыки. Мотивация деятельности учащихся. Учитель: Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть видеофильм, в котором звучит музыка. По звучащей в этом видеофильме музыке, определите: Где и когда звучала эта музыка? Какой инструмент исполняет музыку? Кто автор музыкального произведения или определите эпоху, в которую творил композитор? Каков характер и настроение музыки? (Просмотр видеоролика «Ноктюн», в котором кадры из фильма «Сумерки», сопровождаются музыкой Ф. Шопена.) Ученики: Эту музыку мы слышали в известном фильме Сумерки». Музыку исполняет фортепиано. Звучит, вероятно, классическая музыка. Звучит музыка 18-го или 19-го века. Композитором может быть… (перечислят известных композиторов 18-19 веков). Музыка медленная, плавная. Настроение светлой грусти, музыка выражает любовь, романтические чувства. Учитель: Автор произведения известный польский композитор Фредерик Шопен, который жил двести лет тому назад. Лирическая музыка романтика композитора дополняет образ любви. Учитель: определите тему нашего урока Ученики: Романтизм в музыке Ф.Шопена. | Настраивает детей на урок, организует их деятельность.Мотивирует учебную деятельность детей, организует работу с источником информации, организует эвристическую беседу. | Фронтальная работа: Приветствуют учителя. Работают с информационным источником: слушают музыку к кинофильму, дают характеристику музыкальных особенностей музыки Ф.Шопена. Формулируют тему урока. |
Личностные Смыслообразование: умение ставить учебные цели. Метапредметные Регулятивные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать. | Проблемная ситуация. Целеполагание. Учитель: Фильм современный. Музыка Ф. Шопена, который жил и работал почти двести лет назад. Почему музыка к современному фильму взята из творчества классика? Ученики: - Она дополняет образ любви сложившийся в фильме. - Как нельзя лучше подходит. (Дети сталкиваются с проблемой) Учитель: С одной стороны, музыка написана давно и является классической, с другой стороны, подходит для супер популярного современного фильма. Сформулируйте проблемный вопрос урока. Ученики: Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной? Учитель: Где мы будем искать ответ на этот вопрос? Ученики: Ответ можно найти только в музыке Ф.Шопена. Мы будем ее исследовать. (Ученики озвучивают цель, которую они поставили для себя.) | Организует эвристическую беседу, создает условия для эффективного целеполагания: проблемная ситуация, вопросы, помогающие сформулировать цель урока. | Фронтальная работа: Участвуют в эвристической беседе, формулируют проблемный вопрос урока. Формулируют цель урока. |
Личностные Самоопределение: формирование идентичности личности, формирование внутренней позиции. Смыслообразование: понимание смысла учебной деятельности. Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные Регулятивные: Планирование и прогнозирование, сохранение учебной задачи. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы Коммуникативные: Участие в общей беседе. Построение высказываний в устной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Различение методов познания по его целям, высказывание. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности в творческих группах. Презентация подготовленной информации в вербальном виде. Предметные Слушание музыкального произведения. Определение средств музыкальной выразительности. Создание образа музыкального произведения. | Музыкальное исследование. Учитель: Предлагаю провести исследование одного произведения Ф. Шопена (Вальс №7) и на основании исследования ответить на проблемный вопрос урока. Мы сегодня работаем в группах, а некоторые учащиеся получат индивидуальное задание. Ознакомьтесь с инструкцией. После прослушивания музыки, каждой группе дается 5 минут на выполнение задания. После этого, группы представляют свой продукт у доски. (Прослушивание Вальса №7 Ф. Шопена.) 1 группа: Дайте характеристику музыкального произведения Ф.Шопена. Для этого определите средства музыкальной выразительности: темп, ритм, форма, регистр, какой музыкальный инструмент исполняет, музыкальный жанр. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут. 2 группа: Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на лист бумаги. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут. 3 группа: Опишите образ(ы), который(е) возник(ли) после прослушивания музыкального произведения. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут. 4 группа: С помощью компьютерной программы «Киностудия Windows Live Movie Maker» создайте фильм «Романтический образ в музыке Ф. Шопена». Для этого из предложенных изображений выберите три, которые, по вашему мнению, отражают идею композитора. Последовательно смонтируйте изображения в видеоряд и наложите музыку. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут. Индивидуальное задание: Прослушайте музыкальное произведение Ф.Шопена. Какие цвета (краски) могли бы отразить идею композитора? Нарисуйте свое цветовое ощущение этой мелодии. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут. (Работа в группах, затем представители 1-3 групп и ребята, получившие индивидуальное задание поочередно выходят к доске и представляют продукты своей деятельности) 1 группа: Исполняет произведение рояль. Это танец – вальс. Музыка звучит в основном в среднем и высоком регистре. Темп произведения меняется: то замедляется, то ускоряется. Ритм акцентированный (1-2-3). Характер и настроение произведения меняется: первая и последняя части похожи, а средняя звучит в мажоре и имеет другое настроение (более радостное). Форма произведения трех частная. Учитель: Посмотрим, какие чувства смог выразить композитор с помощью данных музыкальных средств выразительности. 2 группа: Светлая грусть, романтика и т.д. Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора. Ученики: Романтическое чувство. 3 группа: Образ весны, молодости, утра и т.д. Учитель: Выберите из списка «главный посыл» композитора. Ученики: Романтическое чувство. Индивидуальное задание: Светлые, яркие тона красок, акварель. Учитель: удалось ли ребятам передать в красках замысел композитора? Ученики: Да, краски такие же легкие и прозрачные как музыка. Учитель: Итак, давайте посмотрим, совпали ли наши чувства и эмоции, образы, которые вызвала музыка Ф.Шопена с тем, что хотел передать нам композитор. Музыковеды, занимаясь творчеством композитора склонны утверждать, что любое произведение Ф.Шопена это маленькая зарисовка. Вальс №7 является музыкальным портретам девушки, в которую был влюблен Ф. Шопен. (4 группа представляет свой фильм, во время которого идет второе прослушивание Вальса №7) | Организует исследовательскую деятельность. Формулирует задания для групп и индивидуальные задания. Отвечает на вопросы обучающихся. | Фронтальная работа: Принимают учебную задачу. Групповая работа: 1 группа – дает характеристику музыкального произведения. 2 группа – подбирают термины, описывающие эмоции. 3 группа – описывают образы. 4 группа – создают фильм. Представляют продукт деятельности групп. Индивидуальная работа: Подбирают цветовое решение. |
Личностные Самоопределение: формирование личностной идентичности. Метапредметные Регулятивные: Сохранение учебной цели и задачи. Коммуникативные: Построение устного высказывания. Предметные: Слушание музыкального произведения. Создание образа музыкального произведения. | Рефлексия. Рефлексия деятельности. Учитель: Вернемся к проблемному вопросу урока. Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной? Ученики: С помощью средств музыкальной выразительности Ф.Шопен передает романтические чувства и образы. Ученики: Он сумел передать чувства и эмоции, которые актуальны во все времена, они знакомы каждому человеку. Ученики: Любовь вечна и музыка вечна. Поэтому в современном фильме для понимания чувств так уместно используется музыка великого классика. Эмоциональная рефлексия. Учитель: Прослушайте вновь «Ноктюрн» Ф.Шопена. Вслушайтесь, попытайтесь уловить свои чувства и эмоции, сформулировать их; мысленно зафиксировать собственные (личные) образы, которые возникают. Пусть они останутся с каждым из вас в глубине вашей души навсегда. (Ребята слушают «Ноктюрн» Ф.Шопена.) Спасибо за работу. | Организует рефлексивную деятельность обучающихся. | Фронтальная работа: Участвуют в рефлексивной беседе. Отвечают на проблемный вопрос урока. Индивидуальная работа: Слушают музыку, фиксируют возникающие эмоциональные образы. |