12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомченко Елена Сергеевна387
Учитель изобразительного искусства, МХК, ОДНКНР,технология. 30 лет педагогического стажа.
Россия, Ростовская обл., г. Красный Сулин (Красносулинский р-н)

Тема урока: «Трафаретная живопись»


Вид урока: декоративное рисование

Цели: научить выполнять трафаретную живопись.

Задачи:

Ознакомить учащихся с декоративно - прикладной техникой трафаретной живописи.

Развивать декоративно- прикладные умения и навыки в трафаретной живописи у учащихся

Формировать у учащихся умение осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику трафарета.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.

Обучить техническим приёмам трафаретной живописи, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

Инструменты и материалы:

для учителя – презентация, рисунки и картинки с использованием КТ;

для учащихся:

Краски: акриловые, гуашь.

Губки натуральные и синтетические различных размеров.

Материал для трафарета: картон, плёнка, ватман.

Карандаши, ластик, бумага для рисования - для прорисовки основного изображения.

Скотч разной ширины, скотч двусторонний.

Линейка и сантиметр для точного размещения трафаретов.

Старые газеты для защиты поверхностей во время работы.

Нож канцелярский и ножницы с острыми концами.

Вата и спирт для очистки трафарета по окончании работы.

Зрительный ряд: готовые работы по «Трафаретной живописи», картинки интернет ресурсов, презентация на тему «Трафаретная живопись».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Постановка темы занятия.

Учитель. Ребята, сегодня на нашем занятие нам предстоит познакомиться с трафаретной живописью. Трафаретная живопись – вид творчества доступный каждому. К тому же доставит вам массу удовольствия. Главное в работе запастись лишь немногим терпением, работать с душой и аккуратно. Постарайтесь работу выполнить самостоятельно, необходимо лишь следовать нескольким простым правилам. Первый рисунок должен быть несложным в одной плоскости. Если вы обладаете художественными способностями, то можете его придумать сами.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель.

Если вам надоело рисовать на бумаге кистью, что еще можно использовать, чем рисовать?

Что бы вы выбрали сюжетом своей работы? (вопрос к учащимся)

Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной? (вопрос к учащимся)

Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной, так и с пространственной композицией, но кисти для живописи мы сегодня заменим поролоновой губкой.




ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАФАРЕТА

История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году на территориях современной Франции и Испании археологи исследовали пещеры. К их удивлению и восхищению на каменных стенах они увидели рисунки первобытных людей : были изображены животные, люди, их образ жизни, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене. Это были первые примеры применения такого способа печати.

Трафаретами пользовались и в Древнем Египте. Особенно для получения рельефных изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий. Во времена XIX Династии, XIII век до нашей эры, строительства было много и художников для выполнения росписи не хватало. Поэтому применялась простая технология, не требующая высочайшей квалификации исполнителя. Работник, отвечавший за покраску, сначала переводил с выполненного художником на папирусе или коже (рисунок в натуральную величину) изображение на стену с помощью трафарета. Рисунок накалывали по контуру, полученный трафарет накладывался на стену и через отверстия втирался угольный порошок. Этот способ используют и сейчас и называют «метод припороха». Таким образом, на поверхности оставался четкий след. Затем каменотес, углублял контур рисунка. Далее работник наносил внутрь абриса тонкий слой штукатурки и раскрашивал согласно картона.

Китайцы же пошли еще дальше – используя бумагу из сволоченных волокон древесины (вместо коры и листьев), украшали стены, фарфор, делали вышивку и окрашивали ткани. В многочисленных монастырях монахи с помощью трафаретов тиражировали «открытки» с изображением Будды и священные буддийские тексты в качестве пропагандистских материалов.

В начале VII века н.э., вместе со многими другими заимствованиями из Китая бумага, а вместе с ней и трафарет попали в Японию, где в 960-1280гг н.э. техника трафаретной печати достигла своего наивысшего расцвета. Японские мастера, применяли трафарет для печати по ткани, из которой шили кимоно, украшения конских попон, боевых и парадных доспехов самураев.

Запад знакомился с техникой изготовления трафарета из бумаги по мере развития торговли и торговых путей. По ним из Азии бумага попала сначала на Средний Восток и в VIII веке достигла Турции, а затем различные завоеватели и крестоносцы распространили эти знания по всей средневековой Европе.

В те времена и в последующие века трафареты прочно укрепились в самых разных сферах повседневной жизни европейцев. С помощью трафаретов репродуцировали рисунки, изготавливали стяги для армий.

Во Франции в Ружене, в конце ХVII века(1688г) Жан Папильон придумал обои с рисунком нанесенным по трафарету, которые очень полюбились и мода быстро распространилась по всей Европе, особенно в Англии и Германии.

Мастерские, выпускавшие расписанную по трафаретам мебель, первыми начали нанимать дополнительных работниц именно для нанесения рисунка. Часовщики – для украшения циферблатов часов, включая и техники золочения. Ювелиры – для инкрустирования серебром/золотом шкатулок, подносов и мн.др.

Прошли годы. Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.

Трафарет (итал. traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати).

Трафарет представляет собой пластину из металла или дерева, картона или пластмассы с отверстиями (прорезями) через которые краска наносится на какую-либо поверхность.

Сегодня трафареты применяются в основном для декора.


IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРАФАРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ.

Каждому человеку присуще чувство красоты. Живопись, то есть живое письмо, это один из способов воспроизведения чего-то прекрасного, существующего в окружающем мире или в воображении художника. В Настоящее время изобразительное искусство представляет множество живописных направлений, начиная с классического портрета, пейзажа, натюрморта и заканчивая такими необычными современными течениями, как авангардизм, абстракционизм, символизм.

Трафаретная живопись объединяет в себе методику детской раскраски, аппликации, но возможностей у неё гораздо больше. В раскраске и в аппликации заранее заданы рисунки и оттенки цветной бумаги. Преимущество трафаретной живописи заключается в том, что все возможные изображения создаются руками начинающего художника. Ведь нет ничего проще, чем вырезать из бумаги несколько кругов, квадратов или треугольников, наложить трафареты на лист ватмана и закрасить прорезанные отверстия любыми красками с их цветными оттенками и переходами от светлого к тёмному. Вот вам и готова картина в стиле кубизма или абстракционизма. Таким образом, по внешнему фону рисунка, индивидуально выбранным фигурам и преобладающей цветовой гамме можно составить наиболее полный психологический портрет человека.

В современном мире трафаретная роспись привлекает людей, которые интересуются живописью, коллекционеров, тех кто является ценителем оригинальности и рукотворности интерьера, кто не против оформить собственное жилье самостоятельно. Материалов, красок, инструментов для трафаретной росписи огромное множество и такой ассортимент отличается отличным качеством. Техника нанесения трафаретного рисунка проста и доступна, поэтому применение такой росписи в декорировании интерьера стала особенно популярной.


V. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ТРАФАРЕТОМ

1. Перевод рисунка:

Рисунок переводится на выбранный для трафарета материал – бумагу. Для перенесения на стену больших композиций использовать упаковочную бумагу.

Заранее подготовить необходимые формы для создания изображения. Линейный рисунок вырезается, таким образом создаются два разных трафарета (шаблона). Первый трафарет – “замкнутый”, с плоской, сплошной формой (закрытой). Второй – “открытый”, с полой формой (пустой).

2. Вырезание:

Вырезать трафарет нужно на твёрдой и прочной поверхности при помощи острого ножа со сменными лезвиями, начиная с центральной части или с самых мелких элементов рисунка. При вырезании кривых линий используйте лекало. Вместо ножа можно взять маникюрные ножнички. Ножницы при вырезании остаются не подвижными, а вот заготовка трафарета поворачивается в процессе работы. Вырезать старайтесь, используя середину лезвий ножниц, - тогда линия отреза будет ровной.

3. Живопись:

А) Берём губку, осторожно смачиваем её водой и при помощи кисти наносим на её поверхность краску.

Б) Прикладываем губку окрашенной стороной вокруг формы или внутри формы выбранного трафарета, не сдвигая с места трафарет. Аккуратно убираем трафарет, остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили много краски, или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна, если краски мало, отпечаток будет невнятным.

Теперь можно попробовать выполнить сюжетные композиции в технике “трафарет”. Для этого надо сделать подходящие к выбранному сюжету линейные рисунки, вырезать и составить целостную композицию.


VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Трафареты нужно хранить бережно, так как их создание – хоть и не сложная, но довольно трудоёмкая работа. Хранить рекомендуется в жёстких папках или коробках, прокладывая их листами тонкого картона. По окончании работы кисти тщательно вымойте, тёплой водой добавив в неё несколько капель моющего средства, и поставьте их сохнуть; хранят кисти волосом вверх. Никогда не оставляйте кисть не вымытой: засохшая краска может сделать её не пригодной к дальнейшему использованию.


VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Учитель

1. Что особенно интересного было на уроке?

2. Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?

3. Чему новому научились?

4. Какие трудности мы сегодня преодолели? Какие задачи решили?

5. Как мы сегодня трудились?

6. Кем мы сегодня были в большей степени: художниками, зрителями или искусствоведами?

7. О чём из того, что узнали на уроке, мы расскажем дома: родителям, родственникам, друзьям?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема “Искусство трафарета” рассчитана примерно на 6 часов (в зависимости от объёма поставленных задач на школьных уроках или внеклассных занятиях): в течение 1 часа – объяснение теоретического материала с показом данной техники, остальное время даётся на пробные работы и совершенствование техники с созданием уже готовых образов и композиций.

Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, применяемой в общеобразовательной школе на уроке изобразительного искусства или кружке в системе дополнительного образования. Используя разные способы работы в искусстве “трафарет”, ученик должен руководствоваться знаниями основных живописных законов, красочных материалов, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего изображения в целом.

Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием школьника, начинающего художника, натуры, с его образным мышлением.

В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы, а небрежность никогда не является образцом высокого вкуса художника, без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить учитель и его ученики.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.