Урок литературы в 6 классе: В. М. Шукшин. Вехи биографии. Рассказ «Критики»

Пояснительная записка к презентации
Новосёлова В.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Питлярская СОШ-«ОЦ»
Предмет: Литература | |||||
Класс: 6 | |||||
Учитель: Новосёлова Валентина Викторовна | |||||
Тема урока: В. М. Шукшин. Вехи биографии. Рассказ «Критики». Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина; проанализировать рассказ «Критики». | |||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Знание основных сведений о жизни и творчестве В.М.Шукшина; определение отличительных черт Шукшина-рассказчика; углубление опыта сравнительной характеристики героев-персонажей; нахождение основных изобразительно-выразительных средств, характерных для творческой манеры писателя; анализ фрагментов произведения; представление краткого и/или развернутого устного ответа на вопросы. | Анализ и обобщение информации, содержащейся в готовых информационных объектах; ориентирование в тексте, установление взаимосвязи описанных событий, резюмирование главной идеи текста; рассуждение на основе сравнения предметов и явлений с выделением общих признаков; определение и обобщение понятий; установление причинно-следственных связей, исполь- зование их для объяснения явлений действительности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационной задачей; высказывание обоснованного собственного мнения по теме. | Развитие устойчивой мотивации к обу- чению и познанию, к самореализации и самовыражению в учебной деятельности; оценивание жизненных ситуаций, поступков людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; расширение опыта оценки собственных поступков, нравственного выбора на основе сопоставления с героями классической литературы; развитие эстетических знаний, потребностей, чувств; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. | |||
Этап урока / задачи | Деятельность учителя | Задачи учащихся | Деятельность учащихся | ||
1. Организационный этап. Оценить готовность класса к работе в предлагаемой стратегии и внести поправки при необходимости | Приветствует учеников Проверяет готовность к уроку | Сообщить о личной готовности к уроку | Информируют о прочтении (непрочтении) рассказа «Критики» | ||
Мотивация - Создать условия для включения учащихся в деятельность | 1.Приветствует и предлагает обратиться к слайду 1: -Предположите, какое отношение к сегодняшнему уроку имеет карта Алтайского края? -Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Алтайский край. Что бы вам хотелось там увидеть? | 1.Ответить на вопрос учителя /Возможные варианты постановки целей: -познакомимся с природой Алтайского края; - узнаем о том, чем славится регион; - познакомимся с биографией В.М.Шукшина: - поговорим о рассказе «Критик»*/ | -Участвуют в диалоге с учителем -Формулируют цели | ||
Актуализация знаний. -Создать условия для внутренней учебной мотивации | Организует учебный диалог по проблеме: интересуется, что ученикам известно об Алтайском крае. Организует знакомство с регионом: демонстрирует обзорный мультипликационный фильм о достопримечательностях Алтая (видео на слайде 2 - 45 сек); знакомит с известными людьми края (слайд 3) и называет такие имена, как Г. Титов, М. Калашников, Р. Рождественский. Обращает внимание на портрет В.М.Шукшина | Ответить на поставленные вопросы Познакомиться с достопримечательностями и известными людьми региона Расширить знания об Алтае | В форме учебного диалога делятся знаниями об Алтайском крае Наблюдают | ||
4. Этап освоения новых знаний. Удержать ситуацию поиска ответа на проблемный вопрос | (слайд 4) Предлагает подробнее остановиться на знакомстве с биографией В.М.Шукшина: Организует смысловое чтение учащимися статьи о писателе в учебнике. Организует поисковую творческую работу через работу со статьей учебника и слайдами (5- 9) презентации, направленную на углубление ключевого понятия темы о жизни и творчестве писателя. Знакомит с проводимыми в Алтайском крае ежегодными Шукшинскими чтениями (слайды 10—12) Обращает внимание на проводимые в рамках Шукшинских чтений выступления самодеятельных театральных коллективов Алтая, представляющих инсценирование рассказов В.М.Шукшина (слайд 13), в том числе, рассказа «Критики» | Используя статью в учебнике, ответить на вопрос: -О каких периодах жизни говорят представленные на слайдах фотографии? Сделать выводы о значимости творчества В.М. Шукшина | Воспроизводят информацию о писателе: -работают с учебником и презентацией, соединяют сведения о детстве, юности, обучении и творческой деятельности В.М.Шукшина с представленными на слайдах материалами; В форме учебного диалога делают выводы с собственной аргументацией о жизни и творчестве алтайского писателя. | ||
5. Работа с текстом рассказа «Критики». Направить деятельность учащихся на сбор и обработку информации, необходимой для анализа рассказа. | Организует аналитическую и словарную работу: -Почему рассказ называется именно «Критики»? -Прочитаем 1-й абзац текста. На каком стилистическом приеме он построен? (слайд 14) С какой целью? -О чем говорит последнее предложение 1-го абзаца? -Что объединяло деда и внука? Случались ли у них разногласия? - Используя строчки из рассказа, объясните, почему дед редко спорил со взрослыми об искусстве? - Если бы вам нужно было разделить основных персонажей на две группы, как бы вы их разделили и почему? - Почему вам не понравились родители Пети и их гости? Приведите примеры реплик Петиного отца. О чем они говорят? - Что, по- вашему, хотел сказать Шукшин, показывая нам таких персонажей? -Защищает ли он деда? Почему? -Дед устроил дебош, его забрали в милицию. Почему Пете его жалко? А вам? - Почему автор основную часть рассказа уделяет описанию и диалогам именно этих героев? | Найти в первом абзаце рассказа объекты противопоставления Объяснить цель противопоставления. Найти примеры из текста, важные для аргументации. Передать свое отношение к героям через выразительное чтение Передать свое отношение к героям через выразительное чтение • Определить авторскую идею рассказа | Высказывают предположения о художественном приеме, используемом в первом абзаце рассказа. Участвуют в беседе по вопросам. Пополняют личный литерату- роведческий словарь новыми понятиями и уточняют значение известных понятий. Называют общечеловеческие проблемы: проблему смысла жизни, проблему выбора в трудной ситуации, особенности воспитания детей и родительской любви | ||
6. Применение знаний и способов действий. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения в учебной ситуации | Обращает внимание учащихся на стилистические особенности рассказа, отражающие творческую манеру писателя: - Приведите примеры использования в рассказе слов разговорного стиля и диалектов. Какова их роль? - Речь героев часто заставляет улыбнуться. Рассказ, по- вашему, смешной или грустный? | Найти в тексте реплики разговорного стиля. Определить роль разговорного стиля и диалектов в рассказе. Высказать свое мнение о том, смешной или грустный рассказ | Отмечают роль алтайских говоров в рассказе. Наблюдают, отвечают на вопросы, анализируют текст | ||
7. Итог урока. Рефлексия. Соотнести цели урока и результаты | Обобщает результаты беседы в виде записи на доске «Основные темы рассказа»: - Что хотел сказать В. М. Шукшин рассказом «Критики»? Какие темы поднимает? Подводит к теме «маленького человека» - «чудика»: - Шукшин с любовью описывает обычных деревенских жителей, называя их «чудиками». Что он хочет сказать читателям, показывая обычного «маленького человека»? -Порекомендуете ли вы рассказы В.М.Шукшина своим друзьям? • Оценивает работу учеников на уроке | Определить основные темы рассказа Обобщить информацию о значении «чудиков» в творчестве В. М. Шукшина Подвести итог работы на уроке, оценить личные результаты | Определяют основные темы произведения. Оформляют результат (доска, рабочая тетрадь) Резюмируют свои наблюдения о героях- чудиках | ||
8. Домашнее задание. Удержать интерес к рассказам писателя | Предлагает «задание-минимум» и «задание-максимум» | Прочитать рассказ Выразить свое отношение к героям | Выполняют задание |
*Предварительная домашняя работа: прочитать рассказ В.М.Шукшина «Критик»
5