Конспект урока химии в 8 классе на тему «Вода — растворитель. Растворы»
Тема урока:
Вода – растворитель. Растворы.
УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 класс» Вода
Девиз урока: «Вода – это жизнь!»
Тип урока:
обобщения и закрепления.
Методы, используемые на уроке:
Беседа, наблюдение, рассказ, постановка опыта.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Дидактическая цель:
создать условия для обобщения и закрепления информации посредством критического мышления и элементами функциональной грамотности.
Цели:
Образовательные:
- организовать закрепление и обобщение о свойствах, значении, составе, охране воды.
Развивающие
– формировать умения работать с информацией, устанавливать причинно – следственные связи,
- развивать навык логического выражения своих мыслей.
Воспитательные:
- создать условия для увлеченного учения,
- прививать бережное и разумное отношение к водным ресурсам Земли.
Цель для учащихся:
- обобщить, и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в природе и жизни человека о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем гидросферы,
- сориентировать учащихся на применение новых знаний на практике.
Оборудование урока:
- раздаточный материал (тексты, капельки воды), текст из детской энциклопедии.
- картины с изображением воды
Реактивы и оборудование:
2 колбы мерные, мыло, колба с кипяченной водой и водопроводной .
Мультимедийное сопровождение: компьютер, проектор, материалы РЭШ,
презентация, задания 1 и 2 варианта, задания из ВПР за 8 класс.
Ход урока
1.Орг. момент(1 мин.)
2. Актуализация знаний:
Наш урок мне хотелось бы начать словами древнего философа Фалеса из Милета, жившего еще в VI в. до нашей эры :
Она - и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед-
И радуга и лед. (ХВШ№2/2010г. с.30)
Вопрос. А какое вещество, философ назвал первым началом и сущностью всего?
Ответ: Воду.
Учитель. Верно. Предлагаю составить план просмотра видео по теме.. (РЭШ, фрагмент урока № 14)
2. Изучение новой темы.
План (согласно видео).
Ввведение
Физические свойства воды.
Вода-растворитель (постановка опыта с водой и мылом)
Состав раствора.
Массовая доля.
Использование растворов.
Вода в природе и жизни человека.
Круговорот воды в природе.
3. Закрепление.
Вариант 1 и Вариант 2 (прилагаются)
(Закрепление проводится по материалам содержащим естественнонаучную функциональную грамотность, методички прилагаются, закрепление проводим в виде беседы по 2 вариантам).
4. Вывод: Ученики приходят к выводу, что каждая из предложенных задач имеет практическое значение в обыденной жизни человека.
5.Рефлексия (приложение № 3).
6. Дом. задание: §§31-34 в РЭШ, в электронном банке заданий по функциональной грамотности.
Приложение № 1.
Ф.И.________________________________________ Дата ____________
Тема: «Вода в природе и способы её очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворы. Массовая доля растворённого вещества».
Вариант I.
Задание №1.
Укажите неверное утверждение о воде.
Химическая Формула воды Н2О.
После очистки сточные воды снова попадают в реки.
В воде хорошо растворяются все газообразные вещества.
При нагревании вода не разлагается на водород и кислород.
Вода, как и все другие вещества, в твердом агрегатном состоянии имеет меньший объем, чем в жидком.
Задание №2.
Изучите текст, подумайте и предположите, почему он получил название «Вода вещество удивительное и уникальное» (читать в течение 1,5 минут).
Вопросы по тексту:
1. Кем был изучен состав воды, когда она была синтезирована? 2. Какие удивительные свойства характерны для воды?
Вода вещество удивительное и уникальное.
Сегодня каждый из вас знает без труда, что формула воды Н2О и скажет – это сложное вещество. А вот древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. Завершить многолетний марафон по изучению состава воды суждено было французскому химику А.Лавуазье и его коллеге, математику и физику П.Лапласу. 24 июня 1783 года они синтезировали воду из «горячего воздуха» и «дефлогистированного воздуха». При этом масса образовавшейся воды была равна массе водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вот так в один день стало ясно, что вода – сложное вещество. Опыты по синтезу воды продолжались, позднее стало ясно, что вода содержит 85% кислорода и 15% водорода. Итак, природа воды была раскрыта.
Мr (Н2О) = 18, существует в природе в жидком, твердом и газообразном состоянии, не имеет цвета, запаха, кипит при t = 1000С, замерзает при t = 00С, вода в твердом состоянии имеет меньшую плотность, чем вода в жидком состоянии, этим объясняется то, лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. При замерзании объем воды увеличивается, поэтому замерзающая вода может разорвать закрытый сосуд. Вода имеет интересное аномальное свойства – теплоемкость. Теплоемкость воды больше чем у песка, ртути и серной кислоты. Поэтому вода на Земле является регулятором климата.
Вода – хороший растворитель. Это значит, в воде могут растворяться вещества. Так в морской воде можно найти всю таблицу Д.И.Менделеева. Бесспорно, в природе чистого вещества воды нет. Природная вода – раствор. Чистая вода – это дистиллированная вода. Следует знать – растворимость веществ в воде зависит от температуры, при повышении температуры растворимость твердых веществ увеличивается, а растворимость газов – уменьшается. Вода универсальный – растворитель.
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Когда вода «жёсткая»
«У нас жёсткая вода», – иногда произносят хозяйки, возвращаясь после посещения
загородного дома. В ответ слушатели кивают, понимая, что это значит. А в детской
энциклопедии «Скажи мне, почему?..» в статье «Что такое жёсткая вода?» так объяснены
причины жёсткости воды: «Углекислота растворяет в воде углекислую известь и окисляет
магниевую соль, делая воду “жёсткой”. В жёсткой воде сложно намылить руки, так как мыло
намного легче мылится в мягкой воде. Если её вскипятить, она оставляет в кастрюле
известковый налет». И далее: «В воде, кроме газов, присутствуют и солевые растворы.
А на поверхности речной воды нередко плавают и различные органические вещества...»
Жёсткость воды обусловлена присутствием в ней различных солей, например
гидрокарбонатов кальция и магния. При кипячении они превращаются в нерастворимые
карбонаты и выпадают в осадок. При этом жёсткость воды существенно снижается.
Например: Ca(HCO3)2 = CaCO3 + H2O + CO2.
При нагревании воды до температуры 60 °С эти реакции не происходят, и вода остаётся
жёсткой. Так что бельё лучше отстирается, если прокипятить воду.
На рисунке изображён процесс ручной стирки.
3.1. Сделайте вывод о том, в какой воде стирает хозяйка: мягкой или жёсткой. Какой признак
подтверждает Ваш вывод?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Исходя из сведений, приведённых в тексте, предложите экспериментальный способ
доказательства того, что свойства кипячёной и некипячёной воды различаются.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
&%end_page&%
3.3. Найдите в тексте из детской энциклопедии некорректную с научной точки зрения фразу.
Сформулируйте эту мысль корректно.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Решение: _____________________________________________________________________
Ответ:
Задание №5.
Прочитайте отрывок из сказки Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович» и объясните с химической точки зрения действия Рукодельницы.
«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода - то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрусталь…»
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №6.
Пресной воды, которая пригодна для использования человеком для своих нужд, мало. Важное значение имеет экономия воды в быту. Ученики провели следующий эксперимент: взяли семь картофелин (такое количество необходимо для приготовления супа), почистили под проточной водой. В результате такой чистки картофеля было использовано 6 литров воды. Затем почистили и помыли точно такое же количество картофеля, используя воду, которую налили в миску. В результате использовали всего 1,5 литра воды.
Вычислите объём воды, который можно сэкономить таким образом за месяц, если варить суп 3 раза в неделю.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
Ф.И.________________________________________ Дата ____________
Тема: «Вода в природе и способы её очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворы. Массовая доля растворённого вещества».
Вариант II.
Задание №1. Агрегатные состояния воды.
1. 2. 3.
1. ____________ 2._____________ 3. __________
Задание №2. Представьте себе, что во время длительного автопробега по лесным дорогам вам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая. Как можно смягчить воду для радиатора в походных условиях, не имея под рукой никаких реактивов?
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Вода в жизни человека
Вода – самое распространённое вещество на Земле. Но бо́льшая часть воды (97%) находится в морях и океанах. Моря и океаны, реки и озера – все водоёмы играют важнейшую роль в создании климата той или иной местности. А высокая теплоёмкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.
В природе постоянно происходит круговорот воды, его значение в природе огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу. Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит, воздух был бы непригоден для дыхания.
Морская вода содержит много соли и совершенно непригодна для прямого использования человеком. В море человек может умереть от жажды, так как организм не справится с таким количеством соли. Для сельского хозяйства такая вода тоже не годится. В промышленной сфере её тоже не используют, так как из-за соли любой механизм начинает ржаветь. Поэтому действительно ценной для людей является пресная вода. Но её слишком мало: лишь 3% от общего объёма на планете. И почти вся она находится в ледниках и на вершинах гор или же протекает глубоко в недрах земли.
На схеме показаны процессы круговорота воды в природе. Выберите процесс, в котором участвует наибольшее количество воды.
выпадение атмосферных осадков
2) перенос воды по суше реками в океан
3) испарение воды с поверхности Мирового океана
4) поглощение грунтовых вод растениями
|
Задание №4.
Раствор соли в воде для засолки огурцов оптимально имеет массовую долю поваренной соли 6%, сколько соли и воды потребуется для получения 500 г такого рассола?
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ к заданию 4
Задание 5
Предельно допустимая концентрация (ПДК) солей тяжелых металлов в питьевой воде возможная при их массовой доле 0,05%. Будет ли пригодной для употребления вода, в 2 кг которой растворено 20 г таких солей?
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ к заданию 5:____________________________________________________________
Задание 6
Пресной воды, которая пригодна для использования человеком для своих нужд, мало. Важное значение имеет экономия воды в быту. Такая обычная процедура, как чистка зубов, должна занимать у человека 3 минуты. Некоторые люди не закрывают кран в продолжение всего процесса чистки зубов, а ведь можно набрать воду в стакан, чтобы ополоснуть рот после чистки. В стакан помещается 250 мл воды. а за одну минуту из крана вытекает до 15 л воды.
Вычислите объём воды, который можно сэкономить одному человеку за месяц, если таким.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рефлексия.
Урок был интересным?
Мы | Урок |
Активные | Увлекательный |
Внимательные | Интересный |
Любознательные | Полезный |