Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5
Учитель : Азмагулова Гульчачак Хасановна
Тема урока: Земная кора – верхняя часть литосферы.
№ урока по теме: урок №1 в разделе «Литосфера»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: познакомиться с внутренним строением земли: земной корой, мантией, ядром и их свойствами, делением литосферы на литосферные плиты.
Задачи: Образовательные: изучить внутреннее строение Земли.
сформировать понятия: литосфера, ядро, мантия, земная кора,
Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист)
способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
Воспитательные: содействовать воспитанию коммуникативности, любознательности
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы работы: интерактивные (Мозговой штурм, Немой фрагмент, Закончи предложение, Цепочка), проблемно-эвристический, наглядно – иллюстративный, объяснительно -иллюстративный, частично – поисковый.
Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, литосферные плиты
Результаты урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, маршрутный лист
Использование ЦОР: Презентация учителя.
Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли,
Планируемые образовательные результаты
Личностные - формирование познавательного интереса к предмету изучения; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
Метапредметные - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям
Познавательные – находить в учебнике достоверную информацию; анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать; делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные - выполнять учебное задание в соответствии с планом; выдвигать версии; выбирать средства достижения цели
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные: объяснять своими словами суть основных понятий; описывать внутреннее строение Земли
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда)
Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап: организационный момент. Цель: настроить обучающихся на урок – 2 мин.
| Здравствуйте, ребята! Ребята, садитесь. Настрой на урок Планета Земля - это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных путешествий. Начинаем наше очередное путешествие. Вперед к новым знаниям! Свои исследования будем заносить в настоящий маршрутный лист путешественника. | Приветствие учителя, готовность к уроку. |
2 этап: мотивационный. Цель: введение в проблему, выход на тему урока– 3 мин. Постановка цели и задач урока. | Нет начала, нет конца, Нет затылка, нет лица, Только знает млад, да стар – Что она огромный шар! Что это? ….(наша Земля) Глобус !!! 2 экспоната – из Черного ящика. Яйцо .. Вопрос - Что может объединять глобус, яйцо? - А теперь внимание на слайд, Чем похожи? 1 СЛАЙД -Попробуем сформулировать тему урока. - Строение Земли. - Какую цель поставим? Каждый человек мечтает о путешествиях. С сегодняшнего дня вы отправляетесь в увлекательное путешествие по нашей Земле. А поможет нам в путешествии маршрутный лист.
| Дают ответы на вопросы Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают других
Ответы: круглое, … - строение.
|
3 этап: Создание проблемной ситуации Цель: активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Вызов.– 2 мин.
| В 1864 году французский писатель Жюль Верн написал научно-фантастический роман «Путешествие к центру Земли», где рассказывает о путешествии, совершенном группой исследователей в земные недра. (ВИДЕОФРАГМЕНТ) 2 СЛАЙД
Зачитываю отрывок из лекции профессора географических наук Отто Лиденброка, который был в этой экспедиции. «... я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра! Только глупцы и невежды придерживаются другого мнения в этом вопросе…».
Вопрос «Можно ли совершить настоящее путешествие к центру Земли?» САМООЦЕНКА 3 СЛАЙД | Учащиеся высказываются, формулируют самостоятельно тему урока, записывают в маршрутный лист Учащиеся формулируют самостоятельно цели урока
|
Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка | Наша первая остановка – «Внутреннее строение Земли»
Будьте внимательны, после просмотра видеофрагмента с помощью текста параграфа 21, вы должны будете выполнить задание. Работаем в группе, помогаем друг другу. Нужно заполнить таблицу, время для заполнения 5 минут
Оболочка | Температура | Состояние | Толщина | Ядро | 6000 | Жидкая – внешняя, твердая внутри | Внешнее ядро- 2250км Внутреннее ядро -1250км | Мантия | 2000 | Особое состояние | 2800км | Земная кора | Увеличивается с глубиной | твердое | 5-70км |
Самопроверка. Давайте посмотрим видео фрагмент «Внутреннее строение Земли».
Анализ выполненного задания – ученики дают себе оценку, как они поработали в паре на основе оценки учителя: чем меньше у вас ошибок, тем продуктивнее вы поработали, значит вы прислушивались к мнению друг друга и были внимательны при просмотре видеофрагмента. За правильный ответ 3 балла
Едем дальше. Составляем схему – кластер, используя учебник, параграф 21.
Земная кора
Материковая океаническая осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый
Проверка. За правильный ответ 2 балла Слайд 10.
Мы с вами подошли к понятию «Литосфера», заполняем паспорт, т.е. записать понятие. Литосфера – это земная кора и верхняя твердая часть мантии. Слайд 11.
Ребята вы не устали? Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку.
| Смотрят видеофрагмент, работают с текстом, обсуждают в парах варианты решения поставленной задачи, обосновывают выбор решения или несогласия с мнением других Предлагают свои варианты Самопроверка и взаимопроверка учащиеся слушают и заполняют таблицу выполняют физминутку
|
Первичное закрепление
| Создают модель «Внутреннее строение Земли» (ПЛАСТИЛИН) Прав ли был профессор Отто Лиденбрук, когда утверждал, что можно совершить путешествие в недра Земли через кратер вулкана? Что ему помешает Вывод: Совершить путешествие к центру Земли можно только виртуально. Способы изучения Земли. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)
| Коррекция знаний
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Прочитать параграф 21, базовый уровень ответить устно на вопросы 1-8 на с.70, повышенный уровень письменно ответить на вопросы 9,10 на с.70 Оценки «5» у кого 8 баллов «4» у кого 6-7 баллов, у кого меньше повторить Слайд 20.
| Слушают пояснения учителя по домашнему заданию
|
7. Рефлексия. Цель: коррекция отработки способа действия–5мин
| Ребята, у есть 3 смайлика. Укажите тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке. Слайд 21.
Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?
Спасибо за работу. До свидания. Слайд 22.
| Учащиеся оценивают свою деятельность отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока
|
Спицына Любовь Ивановна