Технологическая карта урока окружающего мира «Звёздное небо» (2 класс)
Технологическая карта урока
Планируемые результаты урока:
Предметные: научатся определять понятия «звёздное небо», «созвездие», моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь и знать их существенные признаки.
Личностные: уметь применять правила охраны своего здоровья, проявлять интерес к новому учебному материалу, уметь формулировать вопрос и находить на него ответ.
Метапредметные:
регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
познавательные – способны давать определение понятиям «Звёздное небо», «Созвездие», показывать на карте созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, знать их
коммуникативные – сформированы: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Цель и задачи урока для ученика | Цель и задачи урока для учителя |
Цель: ознакомиться с созвездиями Кассиопея, Лебедь, Орион, изучить их отличительные признаки. | Цель: сформировать представление о звёздах и о созвездиях на небе |
Задачи: - на знание: 1. Дать определение понятиям «Звезда», «Созвездие, «Звериный круг». 2. Показать на карте созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. | Задачи: - образовательные: 1. Подвести к формулировке определений: «Звезда», «Созвездие», «Звериный круг». 2. Продемонстрировать созвездия Кассиопея, Орион Лебедь. |
- на понимание: перечислить признаки созвездий Орион, Лебедь, Кассиопея. | Расширить представления, сообщить информацию об отличительных признаках созвездий Кассиопея, Лебедь, Орион. |
- на применение: смоделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. | Показать модели созвездий Кассиопея, Орион, Лебедь. |
- на анализ: | - развивающие: развивать умение моделировать, выделять из текста главное. |
- на синтез: | |
- на оценку: | |
| - воспитательные: воспитывать в детях любовь к природе и интерес к созвездиям. |
2. Тип урока: Урок открытия новых знаний
3. Вид урока: Урок-путешествие
4. Компонент содержания образования: Знания, репродуктивные умения, творческий опыт.
5. План урока
Этапы урока | Время | Методы обучения | Средства обучения |
1. Организационный момент | 1 минута | Беседа | |
2.Актуализация знаний | 2 минуты | Беседа | |
3. Изучение нового материала | 5 минут | Рассказ, наглядные методы | Презентация «Звёздное небо», учебник |
4. Физминутка | 2 минуты | Беседа | |
5. Первичное осмысление и закрепление изученного | 6 минут | Методы письменного контроля, просмотр видеоролика, беседа | Видеоролик, рабочая тетрадь, учебник |
6. Итоги урока. Рефлексия. | 3 минуты | Методы устного контроля, беседа | Цветные карточки |
7. Домашнее задание | 1 минута | Рассказ, беседа | |
6. Деятельность учителя и учащихся.
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Настраивает детей на плодотворное сотрудничество. Включает детей в деловой ритм урока. Дает четкую инструкцию. Напоминает правила посадки при письме. Здравствуйте ребята! Проверяю вашу готовность к уроку. Спинка прямая ручки лежат на парте аккуратно. | Эмоционально настраиваются на урок. Показывают с каким настроением начинают работу. Самоконтроль готовности Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация знаний. | актуализировать опыт детей, необходимый для «открытия нового знания». | А для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нужно будет отгадать загадку: По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Что же это? Откройте с. 40 в учебнике, и прочитайте тему урока. Что нового мы узнаем? Беседа по теме «Звёздное небо» Проводит беседу по вопросам: – Что вы знаете о Солнце и о звездах? – С какими созвездиями вы познакомились в 1 классе? | Отгадывают загадку и отвечают на вопросы. Звёзды. Мы узнаем что такое звезды, познакомимся с разными созездиями. Солнце это большая звезда. Орион, Лебедь, Кассиопея, Большая и Малая Медведица |
3. Изучение нового материала | Формирование у детей представлений о звёздах и созвездиях | Презентация Показывает и комментирует слайды презентации. СЛАЙД 1: Что вы знаете о звёздах? СЛАЙД 2: Мир звёзд очень разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскалённый шар. СЛАЙД 3: Самые горячие звёзды голубого цвета, другие, менее горячие – красного. СЛАЙД 4: Самые горячие звёзды голубого цвета, другие, менее горячие – красного. СЛАЙД 5: Солнце - это одна из звёзд СЛАЙД 6: Загадка: Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … (ТЕЛЕСКОП) СЛАЙД 7: Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (АСТРОНОМ) | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. |
| Работа по материалам учебника (с. 40–41). Объясняет задание в учебнике; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. | Рассматривают иллюстрации учебника. Выполняют задания. Задают друг другу вопросы. | |
4. Физминутка | Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей. | А теперь ребята тихонечко встаём со своих мест, и начинаем повторять движения за мной. Над Землёю ночью поздней, | Повторяют следующие движения за учителем: Руки вверх, в стороны вниз |
5. Первичное осмысление и закрепление изученного | Осмысление детьми сформировавшихся у них представлений о звёздах и созвездиях | Выполнить задания 1, 2 в рабочей тетради Объясняет задание в рабочей тетради; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. А теперь ребята, давайте поработаем в рабочих тетрадях, откройте страничку 31. Выполняем № 1 и №2. Просмотр видеоролика о звёздном небе. Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. И вам необходимо будет ответить на вопросы: 1. Кто придумал имена созвездиям? 2. В честь кого дают имена созвездиям? 3. Что такое звериный круг? Игра «Правда или ложь» Учитель демонстрирует слайды с фактами о звёздах, ученики показывают красные карточки, если факт - ложь, зелёные, если факт - правда. | Выполняют задания в рабочей тетради. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы. Правильными ответами являются: 1. Древние греки 2. Созвездия называют в честь героев древних мифов 3. Звериный круг это зодиак. |
6. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. определить свое эмоциональное состояние на уроке | Проводит беседу по вопросам: Что такое созвездие? С какими созвездиями сегодня познакомились? Назовите их отличительные признаки. Что вам показалось самым сложным? Что больше всего понравилось? Ребята, перед вами лежат три карточки. поднимите вверх: зелёную если сегодня у вас всё получилось, жёлтую если вы немного затруднялись, и красную, если ничего не получилось. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
7. Домашняя работа | реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися | Запишите домашнее задание: читать и учить материал на с. 40-42 , готовиться к тесту на тему «Звездное небо». | Просматривают задание, по необходимости задают вопросы. |
7. Вывод по уроку:
1. Основной результат, достигнутый на уроке – знакомство с созвездиями Кассиопея, Орион, Лебедь; определять их отличительные признаки и уметь их находить на звёздном небе.
2. Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся способствовало эффективному закрепить изученный материал.
3. Урок проведён методически грамотно, соблюдены все этапы урока, соблюдался принцип от простого к сложному, сочеталась письменная работа с устной.
4. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, создавалась ситуация успеха.
5. На уроке использовались ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, информационные и игровые технологии.