12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Приймак Ирина Викторовна31

Муниципальное казенноеобщеобразовательное учреждение

«Ступинская средняя школа№14»

 

Всероссийский конкурс для учителей технологии и трудов «Технологическая карта урока»

Автор: Приймак Ирина Викторовна, учитель технологии первой категории.

Адрес электронной почты:altavista51@yandex.ru

Тема урока: Горячие напитки. 5 класс.

План содержания:

Пункт плана

Теория

практика

1.Горячие напитки

История возникновения и распространения чая. Сорта и виды чая .

Посуда для заваривания чая.

Правила заваривания чая.

Вещества, входящие в состав чая.

Сервировка стола к чаю. Традиции употребления чая. История возникновения и распространения кофе.

Виды кофе.

Сорта кофе

Устройства, приспособления и посуда для приготовления различных видов кофе.

История возникновения и распространения какао.

Посуда для приготовления какао.

Различать виды горячих напитков по внешнему виду, различать виды чая по внешнему виду, приемы заваривания чая в соответствии с правилами заваривания чая, сервировка стола к чаю

Правила охраны труда при работе с горячими жидкостями и электроприборами.

Применение правил охраны труда на практике.

Практическая работа «Сравнение свойств различных видов чая»

  1. Рассмотреть образцы различных видов чая,

    Сравнить образцы по внешнему виду, результаты сравнения записать в таблице:

    образца

    Наименование чая

    Вид чая

    Размеры частиц

    Цвет частиц

    Запах

    Наличие добавок

                 

    В соответствии с технологической картой заварить один вид чая,

    Продегустировать заваренные виды чая,

    Сравнить образцы, результаты записать в таблице:

образца

Вид чая

Цвет

Вкус

Запах

         

План урока.

Цели:

Образовательная:

Закрепление знаний о правилах безопасности при работе с горячими жидкостями и электроприборами;

Усвоение понятий «горячие напитки», «чай», «кофе», «какао»,

Формирование учащимися знаний на уровне общих представлений об истории возникновения и распространения чая, кофе и какао, о веществах, входящих в состав чая и традициях употребления чая,

формирование знаний о сортах и видах чая и кофе, о посуде, устройствах и приспособлениях для приготовления горячих напитков, о технологии приготовления какао и заваривании чая, о сервировке стола к чаю;

Формирование первоначальных практических умений по завариванию чая с соблюдением правил безопасности труда;

Развивающая:

Развитие умений по актуализации знаний и умений, развитие внимания, памяти, речи, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умений обосновывать свои действия, делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль;

Совершенствование умений и приемов учебной работы (планировать , организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – слушать, слышать, выделять главное, вести записи воспринимаемого материала, составлять схемы)

Воспитательная:

Воспитание интереса к предмету, собранности, аккуратности, уважения к национальной культуре, добросовестного отношения к работе.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер,

презентация «Горячие напитки»,

проектор,

технологическая карта «Приготовление чая»,

образцы различных видов чая (крупнолистовой, мелколистовой, «в пакетике», ароматический и т.д.) для каждой бригады,

бланк «Сравнение свойств различных видов (сортов) чая»,

заварочный чайник, чайная ложка, чашки, столовые приборы и посуда для сервировки стола. Продукты: вода, чай различный видов,

учебник «Технология. Технология ведения дома » .

Ход урока.

п/п

Содержание и структура урока

Время

деятельность

Учителя

Ученика

1.

Организационная часть.

3

Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся

Дежурный докладывает об отсутствующих

2.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы учащимся:

Хотите сегодня отправиться в путешествие по странам мира на Машине Времени?

Какова цель нашего урока?

5

Активизирует познавательную деятельность. Инструктирует по правилам игры – путешествия.

Принимают условия игры

3.

Актуализация опорных знаний

в виде разгадывания кроссворда.

10

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством решения ими системы познавательных задач.

Организует работу в группах

Решают познавательные задачи, актуализируют знания

Операции анализа, синтеза. Работают учащихся в группах или индивидуально по карточкам. Совместная проверка выполнения задания на доске.

4.

4.1

Работа по теме урока.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы к учащимся:

Перечислите, какие блюда мы готовили?

Когда их обычно подают на стол?

Сколько блюд подают на завтрак?

Какие блюда мы еще не изучали?

Почему они объединяются в такую группу?

Что мы отнесем к горячим напиткам?

Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый знаменитый, древний?

Попробуйте сформулировать цель нашего путешествия.

8

Организует фронтальную работу, управляет познавательной деятельностью учащихся, помогает правильно сформулировать цели урока, помогает создавать схему- отчет о путешествии

Отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей, начинают заполнять схему (анализ, синтез, обобщение, сравнение, высказывание суждений, умозаключений, формулировка выводов)

4.2

История возникновения и распространения чая. Сорта и виды чая. Посуда для заваривания чая. Правила заваривания чая.

Вопросы к учащимся:

На что согласно легенде похожи листочки чайного дерева? Когда напиток стал известен?

Родина напитка?

Когда появился чай в России?

В чем приготавливается и подается на стол?

Какие традиции употребления чая существуют в России?

С какими традициями употребления чая вы знакомы, о каких вы слышали?

Как можно красиво сервировать стол к чаепитию? Какие приборы и посуда требуются для заварки чай? Какие правила заваривания чая соблюдают у вас дома? Как у вас дома заваривают чай?

Почему чай завоевал любовь по всему свету?

Какими ярко выраженными свойствами обладает?

Какие виды чая вы можете назвать? Чем они отличаются?

10

Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении чая Древнем Китае и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему

Слушают объяснение, наблюдают, осмысливают и систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, зачитывают найденную информацию (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

5

Практическая часть урока.

Практическая работа «Сравнение свойств различных видов чая»

Задание для учащихся:

1. Рассмотреть образцы сухого чая

2. Сравнить их между собой по внешнему виду, на ощупь, запах.

Заполнить таблицу №1.

3. Заварить по технологической карте указанный вид чая.

4. Провести дегустация напитка, результаты записать в таблицу №2.

Критерии оценки работы:

Точность выполнения алгоритма работы.

Аккуратность фиксирования результатов

Правильность результатов и выводов

20

Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы, вводит критерии оценки работы.

Организует парную работу по алгоритму, указанному на слайде.

Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью выполнения приемов, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует взаимопроверку результатов.

Организуются в пары, заслушивают инструктаж, оформляют таблицы в тетради, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, категоризации, конкретизации Самоконтроль и взаимоконтрольсамокоррекция и взаимокррекция

6

6.1

Работа по теме урока.

Вещества, входящие в состав чая.

Вопросы и задания учащимся:

Каким веществам чай обязан своими вкусовыми качествами?

Сравните результаты практической работы с данными на слайде и выделите вещества, которые входят в состав чая и определяют его свойства?

5

Организует фронтальную беседу, управляет познавательной деятельностью учащихся, дополняет ответы учащихся, помогает сделать выводы

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, слушают, осмысливают информацию, рассуждают. (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аргументация)

6.2

История возникновения и распространения кофе. Виды кофе. Сорта кофе. Устройства, приспособления и посуда для приготовления различных видов кофе.

Вопросы к учащимся:

Когда напиток стал известен?

Родина напитка?

Когда появился кофе в России?

В чем приготавливается и подается на стол?

Какие приборы и посуда требуются для приготовления кофе? Как по-вашему, соответствуют ли свойства напитка, указанные в поэтических сравнениях, свойствам кофе? Какими ярко выраженными свойствами обладает? Какие вещества определяют свойства напитка?

Какие виды кофе вы можете назвать? Чем они отличаются? Какие сорта кофе вы знаете?

10

Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении кофе и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему

Слушают объяснение, наблюдают, осмысливают и систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, зачитывают найденную информацию (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

6.3

История возникновения и распространения какао. Посуда для приготовления какао.

Вопросы к учащимся:

Когда напиток стал известен?

Родина напитка?

Когда появился в России?

В чем приготавливается и подается на стол?

Какие приборы и посуда требуются для приготовления какао?

5

Активизация познавательной деятельности. Учитель рассказывает легенду о появлении кофе и историю его распространения, организует фронтальную работу на основе демонстрации слайдов и ряда вопросов, дополняет ответы, выделяет главное, создает ситуацию поиска ответов на вопросы, помогает дополнить схему

Слушают, запоминают, систематизируют информацию, актуализируют жизненные наблюдения, задают по ходу рассказа интересующие их вопросы, осмысливают информацию, сопоставляют услышанное с изображением на слайде и своими знаниями, дополняют схему в тетрадях, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

7

Закрепление изученного.

Вопросы к учащимся:

В каких странах и веках мы побывали?

Какой из горячих напитков самых древний?

Какие вещества входят в состав всех горячих напитков?

Почему эти напитки завоевали весь мир?

Как определить, что чай заварен правильно?

Как можно рассчитать количество заварки на заварочный чайник?

7

Организует фронтальную работу по проверке усвоения теоретического материала и приемов работы, предлагает учащимся решить систему познавательных задач, создает ситуацию поиска ответов на вопросы.

Решают познавательные задачи, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация) Воспроизводят алгоритм заварки чая, комментируют и обосновывают свои действия.

8.

Рефлексия.

Усвоение теоретических положений.

Качество выполнения практической работы.

Вопросы к учащимся:

Какие перед нами стояли цели?

Справились ли мы с работой?

Какие были трудности?

Как вы думаете, где нам понадобятся эти знания?

Запись домашнего задания.

7

Организует обсуждение итогов урока, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее.

Участвуют в подведении итогов урока.

Познавательные задачи.

" Загадки".

 

1. Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине огонь и вода. (1,2,3- самовар).

2. Среди воды огонь пылает,

Его вода не заливает.

3. Медный бес на стол залез, по бокам вода болтает,

В середине огонь играет.

4. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пупок,

Всего одна рука и то на спине.

5. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу - больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела – (4,5,6- чайник).

Пейте чай! – Вода вскипела!

Из горячего колодца через нос водица льётся.

Итоговая викторина "Всё о чае".

1. Кто открыл чай?--------------------Пастухи в Китае.

2. Родина чая?--------------------------Китай.

3. Как правильно сказать: чайный куст или чайное дерево?

4. Какую пользу приносит чай?

5. Из каких растений, цветов можно заваривать чай?--------Брусника, черника, мята, чёрная смородина, земляника, клубника, ромашка и др.

6. В какой стране больше всего пьют чай?---------------------Англия.

7. Рекламу каких сортов чая вы знаете?

8. Как правильно хранить чай?----------В закрытой посуде.

9. Как правильно заваривать чай?

10. Какие вам известны способы применения чая при различных заболеваниях?

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Оксана, 28.01.17 в 21:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо !Много полезной информации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.