Урок по физике для учащихся 8 класса на тему «Лампа накаливания»

8
0
Материал опубликован 7 November 2016 в группе

Цель: Выяснить устройство и усвоить принцип действия лампы накаливания.

Задачи.

Образовательные:

1. работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, какие источники света бывают, от каких параметров зависит работа лампы

накаливания;

2. используя демонстрационный эксперимент, фронтальное экспериментальное задание и личный опыт учащихся добиться осознанного усвоения учениками устройства и принципа действия лампы накаливания.

3. используя задачу позиционного типа (специальные учебные задания), способствовать формированию личностной позиции учащегося.

Воспитания:

1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию в учащихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3. работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Развития:

1. продолжить развитие познавательного интереса учащихся к предмету, используя ФЭЗ, демонстрационный эксперимент, исторический материал;

2. выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;

3. высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у учащихся умение говорить, спорить, доказывать, анализировать, делать выводы;

4. работая с информацией развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание данного материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: педагогических Мастерских и технология развития

критического мышления.

Оборудование: лампы накаливания, свеча, спиртовка, керосиновая лампа, газоразрядная трубка, преобразователь высоковольтный, гальванические элементы, фонарь со светодиодами, энергосберегающие лампы, инструкции по выполнению ФЭЗ, тексты с информацией, рефлексивные мишени, мультимедиа, презентация, люминесцентная лампа.

План урока.

Этапы урока

Методы и приемы.

Формы

Продолжительность

Организационный

Проверка готовности к уроку.

Общ.

1 мин.

Мотивационный

Загадка. Беседа.

Общ.

2 мин

Изучение нового материала:

1. пед. Мастерская;

2. ФЭЗ;

3.работа с текстом;

4.обсуждение;

5.задача;

6.история развития освещения.

7. тест

Технология педагогических Мастерских

Технология развития критического мышления

Задача позиционного типа.

ДЭ №1-6.

В парах, в группах, общеклассная, индивидуальная форма работы.

38мин.

10 мин.

2 мин.

8 мин.

3 мин.

5 мин.

6 мин.

4 мин

Рефлексия

«Рефлексивная мишень».

Групповая, общ.

1 мин.

Итог урока

Синквэйн

Общ.

1 мин.

Домашнее задание.

Запись на доске.

Общ.

1 мин.

Содержание занятия.

Учитель. Закройте на минутку глаза и представьте, что однажды на всей земле погасли все лампы и лампочки, огни реклам и фонари. Потухли прожектора и фары машин, пропали разом все спички и свечки… Страшно? Наверное, пещерному человеку было очень страшно, когда наступала ночь. Должно быть, с тех давних пор и мечтал человек завести дома маленькое прирученное солнце. И, разумеется, завел! И солнце, и луну, и звезды,… Правда, для этого ему понадобилось не одно тысячелетие. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока. В этом вам поможет загадка.

Загадка.

Мне не нужно керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек.

Если вы соедините

С выключателем две нити

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Ученики высказывают свои мысли.

Учитель. Итак, цель нашего урока - выяснить, как устроена лампа накаливания, принцип и особенности её действия.

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте слово «лампочка»; когда вы рисуете у вас появляются какие-то слова, мысли, чувства, эмоции, вопросы. - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют ассоциации

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете об источниках света созданных человеком.

Записывают все, что знают о познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
 

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
 

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

- Показывает демонстрационный эксперимент

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
- Закрепляют и применяют полученные знания

Учитель. Давайте сейчас попробуем выяснить, кто оказался прав. Перед вами лежат информационные карты с экспериментальным заданием и текстом. В таблицу вы должны записать все, что знали, узнали, не поняли, с чем не согласны.

Фронтальное экспериментальное задание.

 

Знакомство с устройством электрической лампы накаливания.

Приборы и материалы: лампа накаливания, патрон.

Порядок выполнения работы.

Выверните лампу из патрона и рассмотрите её устройство. Найдите основные части лампы: нить, держатели нити, цоколь, баллон.

Рассмотрите способ соединения концов нити с цоколем лампы.

Рассмотрите устройство патрона лампы.

Вверните лампу в патрон и проследите путь тока в них.

Задание. Внимательно прочитайте предложенный текст. Выделите в тексте информацию, которую вы уже знали (!), узнали сейчас из текста (+), не поняли (?) и с которой не согласны (-).

Текст «Лампа накаливания».

Лампа накаливания (не пламенный источник света) была изобретена в 1870 году А.Н. Лодыгиным. В 1879 году американец Томас Эдисон усовершенствовал лампу, улучшив технику откачки воздуха, и заменил угольный стержень обугленной палочкой из бамбука. В 1890 году Лодыгин изобретает лампу с металлической (вольфрамовой) нитью. Лодыгин потратил 27 лет жизни на поиски лучшего материала для нити лампы накаливания.

В основу работы лампы положено явление нагревания проводника при прохождении электрического тока, то есть тепловое действие тока.

Лампа накаливания состоит из стеклянной колбы, внутри колбы вольфрамовая нить, температура плавления, которого 3380 градусов по шкале Цельсия. Нить с помощью двух проводников соединяется с винтовой нарезкой и с основанием лампы, изолированной от цоколя. При прохождении тока через нить, температура вольфрама достигает 3000 градусов. При такой температуре вольфрамовая нить накаливается до красна, а потом до бела и светит ярким светом. Хотя лишь 10-15% тепловой энергии превращается в световую, тем не менее, электрические лампы накаливания широко используются.

Из стеклянной колбы выкачан воздух, так как в состав воздуха входит кислород, который способствует горению. Кроме того в вакууме идет быстрое испарение вольфрама, чтобы препятствовать этому лампу наполняют азотом или инертным газом.

Для включения лампы в сеть её ввинчивают в патрон. Внутренняя часть патрона содержит пружинистый контакт, касающийся основания цоколя лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. Пружинистый контакт и винтовая нарезка имеют зажимы, к которым прикрепляют провода сети.

Сейчас наша промышленность выпускает в год миллиарды самых разнообразных ламп накаливания: для осветительной сети, для железнодорожных вагонов, для автомобилей,

для карманных фонарей.

Я – знал (!)

Я – узнал (+)

Я – не понял (?)

Я – не согласен (-)

       

Учащиеся. Выполняют ФЭЗ. Читают текст. Записывают в тетрадь.

Учитель. Обсудим, что получилось.

Учащиеся. Выступают.

Учитель. Предлагаю решить одну задачу. Называется она «Да будет свет!»

Задача «Да будет свет!»

Ситуация: возникновение проблемы с электропроводкой

Лампочкин решил поменять электрическую проводку в своем дачном домике.

Лампочкин. Перегорела лишь одна лампочка, а свет погас во всех трех комнатах!

СУЗ №1. Как вы думаете, почему это произошло?

СУЗ №2. Подскажите Лампочкину, как сделать электропроводку.

СУЗ №3. Обоснуйте свои варианты создания электропроводки.

Ситуация: Лампочкин в магазине.

Видит две этикетки.

Лампа №1

Лампа №2

Напряжение 220 В

Напряжение 220 В

Мощность 60 Вт

Мощность 60 Вт

Цена: 20 руб.

Цена: 200 руб.

Гарантийный срок службы 60 дней

Гарантийный срок службы 2 года

Вопрос. Какую лампу вы посоветуете купить Лампочкину и почему?

 

3. Ситуация: Лампочкин вновь в своем домике.

Лампочкин. Может быть я поторопился. Следовало бы купить КЛЛ (компактные люминесцентные лампы)? Тогда у меня была бы экономия средств и электроэнергии?

Вопрос. Как вы думаете: прав ли Лампочкин? Выгодно ли использовать энергосберегающие лампы при сегодняшних тарифах на электроэнергию?

 

СУЗ №1. Обоснуйте свои выводы, используя исходные данные:

цены на электроэнергию 2,8 рубля за кВт. Каждый последующий год цена будет расти на 15%;

среднее время работы энергосберегающей лампы 4000-6000 часов;

среднее время работы обычной лампы 1000 часов;

ежедневно лампы горят около 3 часов, в год 1000 часов.

Вопрос. На сколько лет хватит одной экономичной лампочки? Сколько потребуется обычных ламп на этот же промежуток времени?

Учащиеся. Смотрят презентацию и демонстрационный эксперимент, обсуждают информацию.

С доисторических времен и до середины 19 века человек применял для освещения своего жилища пламя факела, лучину, масляный светильник, свечу, керосиновую лампу. Лишь в 70-х годах 19 века русский электротехник П.Н. Яблочков изобрел лампу с электрической дугой, названную «свечой Яблочкова». Такие свечи были установлены в Париже в 1878 году, а потом появились в Москве и Петербурге.

В то же время появляется первая электрическая лампа накаливания. Но история лампочки на этом не заканчивается. Около четверти века назад были созданы галогеновые лампы. Их заполняют парами йода. Йод заставляет испарившийся вольфрам снова осаждаться на нити. Яркость сразу повысилась в 3 раза.

В 20-х годах 20 века были созданы первые газоразрядные трубки. Некоторые газы под воздействием тока начинают светиться. А в 1938 году академик Вавилов С.И. изобрел люминесцентную лампу («дневной свет»). Стеклянную трубку покрывают специальным составом – люминофором, который светится под воздействием электричества. Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным.

ДЭ №1свеча

ДЭ№2энергосберегающая ДЭ №3 спиртовка

ДЭ №4 неоновая трубка

ДЭ №5 люминесцентная лампа

ДЭ №6 светодиоды

Учитель: проверьте себя!

 

Задание. Выполните тест по теме «Лампа накаливания».

Из какого металла изготовляют спираль лампы?

А) нихром

Б) вольфрам

В) медь

Г) алюминий

Какое действие тока используется в лампе накаливания?

А) химическое

Б) механическое

В) тепловое

Г) магнитное

Чем заполняют баллоны ламп накаливания?

А) воздух

Б) вакуум

В) азот

Г) кислород

До какой температуры нагревается вольфрамовая спираль в лампе накаливания?

А) 1000 С

Б) 3000 С

В) 5000 С

Г) 10000 С

Каков реальный КПД ламп?

А) до 15%

Б) 100%

В) 50%

Г) больше 15%

Учащиеся: выполняют тест и проверяют.

Учитель. Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Параграф 54, вопросы устно.

Рефлексия.

Учитель. Выразите отношение к теме нашего урока, оцените себя и меня. У вас на столе «мишень». Поставьте крестик.

Я тоже хотела бы выразить свое отношение к уроку. Этот синквейн для вас.

Урок!

Забавный, непростой.

Звучал, светил и объяснял,

Проблемой нас объединил и все решил.

Звонок!

Спасибо дети за урок!

 

 

"Рефлексивная мишень".

 

 

мишень

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.