12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Руснак381
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Моздок
3

Урок по рассказу Арсена Коцоева «Пятнадцать лет» на тему «В каком горе тает его мозг, от каких дум горит его сердце?»

Тема. «В каком горе тает его мозг, от каких дум горит его сердце?» (По рассказу Арсена Коцоева «Пятнадцать лет»)

1.Орг.момент.

Цели и задачи.

2.Биография А.Коцоева.

А) Слово учителя.

Творчество Арсена Коцоева широко изучается в современной школе. 

Писатель наследовал замечательные традиции реализма, выработанные Коста и русской новеллистикой, в частности, А.П. Чеховым. Возможно, в его творчестве присутствуют мотивы, характерные для Проспера Мериме.

Исследование идейно – тематического и художественного содержания творчества Арсена Коцоева является возможностью к более глубокому проникновению в мир идей и образов писателя, к постижению его мировоззрения, его социальных и нравственных идеалов. Только на конкретных произведениях можно определить их воспитательное значение и место в истории литературы и культуры.

Б) Презентация.

3.История создания рассказа ««Пятнадцать лет».

Рассказ впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1971 году.

4. Самостоятельное чтение рассказа.

5. Беседа:

-Какие чувства вызывает рассказ?

-Кто главный герой?

-Где и когда происходят действия?

-Какие вопросы возникли у вас во время прочтения?

-Какова тема рассказа? (В рассказе говорится о мести.)

-Почему рассказ назван «Пятнадцать лет»?

-Почему Кавдын ждал целых 15 лет?

( — Пятнадцать лет была у меня на сердце одна радость: ты таким красивым, сильным и храбрым рос. Ничтожного человека к чему убивать?.. Этим свою месть не освободил бы. Пятнадцать лет я ждал, пока ты вырастешь... Теперь подошло это время...)

 

-Как вы относитесь к поступку Кавдына? Есть ли оправдание его действиям?

( 1.Кавдын воспитан по законам гор, где кровная месть являлась нормой. Отказ от мести считался позором.

Большие беды будут,—говорили в селе.—Кавдын это так не оставит.

Но Кавдын, вместо того чтобы смыть позор, засел на мельнице.

Для виду притих,— говорили одни.

Жестоко отомстит Кавдын за свою кровь,— утверждали другие.

В селе со дня на день ждали: придет беда!

Но шли дни за днями, шли месяцы, годы,— казалось, что у Кавдына и мысли не было мстить.

Тогда начали заглядывать к нему на мельницу прежние друзья, спрашивали:

Смерть лучше позорной жизни. Почему ты не мстишь за свою кровь?

Кавдын рад был друзьям, но про мщение не позволял говорить. И друзья махнули на него. Ходили к нему его сестры и старая мать, укоряли:

Смеются люди, говорят: “Пропал Кавдын, сел на место позора”. Нам из дверей высунуться нельзя... Почему ты ничего не сделаешь, чтобы имя свое очистить?..

 

2.Кавдына несправедливо унизили, даже оскорбили…)

 

-Принесла ли месть удовлетворение? Докажите.

( — Пятнадцать лет, лучшие дни жизни похоронил я!..)

 

-Почему он пожелал умереть?

(Когда-то одна-единственная ночь перевернула его жизнь. И Кавдын всю жизнь посвятил одной цели: отомстить. Жажда мести выжгла душу… Вернуться к нормальному существованию было уже невозможно.

Пятнадцать лет мечтал, жаждал этого дня... Что же теперь я буду делать? Нужна ли кому-нибудь моя жизнь?)

 

-Кто виноват в этой истории?

(Не кто, а что. Горячность, неумение договориться, неумение ценить чужую жизнь и судьбу. Виноваты все: девушка, ее родственники, Кавдын. ..)

-Чему учит рассказ?

(Месть – это не только уничтожающее действие, но и самоуничтожающее. … )

 

6. Композиция рассказа.

А)Рассказ можно разделить на 4 части: 1 – несправедливое унижение, 2- 15 лет ожидания, 3 – месть, 4 – гибель Кавдына.

Б) Композиционный план (самостоятельно):

1. Мельник Кавдын – экспозиция.

2.Праздник Уацилла, поступок девушки – завязка.

3.Наказание.

3.Пятнадцать лет.

4. Месть – кульминация.

5.Гибель Кавдына – развязка.

6. Жанровое своеобразие.

А) Читали ли вы в прошлом какие-либо произведения с похожей тематикой (проблематикой), близкие по объему?

Б)Сопоставительный анализ новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе» и рассказа А.Коцоева «Пятнадцать лет».

- Схожи ли эти произведения? В чем проявляется сходство?

(1.композиция; 2. тема; 3.острый сюжет 4.неожиданный финал.)

-Можно ли считать это произведение новеллой? (да)

7.Итог:

Арсен Борисович Коцоев вошел в осетинскую литературу как большой мастер прозы, публицист и критик. В новеллу он внес свои краски, свою поэзию, целый мир, мир - горцев со своей их суровостью и простотой, мудростью и неисчерпаемым юмором.

 

Можно ли использовать рассказ Арсена Коцоева как основу для формирования нравственных начал?

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.