Урок по рассказу Арсена Коцоева «Пятнадцать лет» на тему «В каком горе тает его мозг, от каких дум горит его сердце?»

3
0
Материал опубликован 2 June 2019 в группе

Тема. «В каком горе тает его мозг, от каких дум горит его сердце?» (По рассказу Арсена Коцоева «Пятнадцать лет»)

1.Орг.момент.

Цели и задачи.

2.Биография А.Коцоева.

А) Слово учителя.

Творчество Арсена Коцоева широко изучается в современной школе. 

Писатель наследовал замечательные традиции реализма, выработанные Коста и русской новеллистикой, в частности, А.П. Чеховым. Возможно, в его творчестве присутствуют мотивы, характерные для Проспера Мериме.

Исследование идейно – тематического и художественного содержания творчества Арсена Коцоева является возможностью к более глубокому проникновению в мир идей и образов писателя, к постижению его мировоззрения, его социальных и нравственных идеалов. Только на конкретных произведениях можно определить их воспитательное значение и место в истории литературы и культуры.

Б) Презентация.

3.История создания рассказа ««Пятнадцать лет».

Рассказ впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1971 году.

4. Самостоятельное чтение рассказа.

5. Беседа:

-Какие чувства вызывает рассказ?

-Кто главный герой?

-Где и когда происходят действия?

-Какие вопросы возникли у вас во время прочтения?

-Какова тема рассказа? (В рассказе говорится о мести.)

-Почему рассказ назван «Пятнадцать лет»?

-Почему Кавдын ждал целых 15 лет?

( — Пятнадцать лет была у меня на сердце одна радость: ты таким красивым, сильным и храбрым рос. Ничтожного человека к чему убивать?.. Этим свою месть не освободил бы. Пятнадцать лет я ждал, пока ты вырастешь... Теперь подошло это время...)

 

-Как вы относитесь к поступку Кавдына? Есть ли оправдание его действиям?

( 1.Кавдын воспитан по законам гор, где кровная месть являлась нормой. Отказ от мести считался позором.

Большие беды будут,—говорили в селе.—Кавдын это так не оставит.

Но Кавдын, вместо того чтобы смыть позор, засел на мельнице.

Для виду притих,— говорили одни.

Жестоко отомстит Кавдын за свою кровь,— утверждали другие.

В селе со дня на день ждали: придет беда!

Но шли дни за днями, шли месяцы, годы,— казалось, что у Кавдына и мысли не было мстить.

Тогда начали заглядывать к нему на мельницу прежние друзья, спрашивали:

Смерть лучше позорной жизни. Почему ты не мстишь за свою кровь?

Кавдын рад был друзьям, но про мщение не позволял говорить. И друзья махнули на него. Ходили к нему его сестры и старая мать, укоряли:

Смеются люди, говорят: “Пропал Кавдын, сел на место позора”. Нам из дверей высунуться нельзя... Почему ты ничего не сделаешь, чтобы имя свое очистить?..

 

2.Кавдына несправедливо унизили, даже оскорбили…)

 

-Принесла ли месть удовлетворение? Докажите.

( — Пятнадцать лет, лучшие дни жизни похоронил я!..)

 

-Почему он пожелал умереть?

(Когда-то одна-единственная ночь перевернула его жизнь. И Кавдын всю жизнь посвятил одной цели: отомстить. Жажда мести выжгла душу… Вернуться к нормальному существованию было уже невозможно.

Пятнадцать лет мечтал, жаждал этого дня... Что же теперь я буду делать? Нужна ли кому-нибудь моя жизнь?)

 

-Кто виноват в этой истории?

(Не кто, а что. Горячность, неумение договориться, неумение ценить чужую жизнь и судьбу. Виноваты все: девушка, ее родственники, Кавдын. ..)

-Чему учит рассказ?

(Месть – это не только уничтожающее действие, но и самоуничтожающее. … )

 

6. Композиция рассказа.

А)Рассказ можно разделить на 4 части: 1 – несправедливое унижение, 2- 15 лет ожидания, 3 – месть, 4 – гибель Кавдына.

Б) Композиционный план (самостоятельно):

1. Мельник Кавдын – экспозиция.

2.Праздник Уацилла, поступок девушки – завязка.

3.Наказание.

3.Пятнадцать лет.

4. Месть – кульминация.

5.Гибель Кавдына – развязка.

6. Жанровое своеобразие.

А) Читали ли вы в прошлом какие-либо произведения с похожей тематикой (проблематикой), близкие по объему?

Б)Сопоставительный анализ новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе» и рассказа А.Коцоева «Пятнадцать лет».

- Схожи ли эти произведения? В чем проявляется сходство?

(1.композиция; 2. тема; 3.острый сюжет 4.неожиданный финал.)

-Можно ли считать это произведение новеллой? (да)

7.Итог:

Арсен Борисович Коцоев вошел в осетинскую литературу как большой мастер прозы, публицист и критик. В новеллу он внес свои краски, свою поэзию, целый мир, мир - горцев со своей их суровостью и простотой, мудростью и неисчерпаемым юмором.

 

Можно ли использовать рассказ Арсена Коцоева как основу для формирования нравственных начал?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.